"Не нарушай! (О правах ребенка для всей семьи)". Педагогический тренинг.
методическая разработка по теме

Филатова Надежда Алексеевна

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям.

         Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.

         Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и психолог, работающие в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.prava_.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 123 Г.О. САМАРА

443066, г.Самара, ул. Запорожская, 28

_____________________________________________________________________

Методическая разработка

Для воспитателей городского округа Самара

 «Не нарушай! О правах ребенка для всей семьи»

Подготовила:

Воспитатель Филатова Надежда Алексеевна

Самара, 2012г.

Тема: «Не нарушай! О правах ребенка для всей семьи»

Форма проведения: деловая игра

Аудитория: родители подготовительной к школе группы

Количество участников: заведующий МБ ДОУ д/с №123, психолог МБ ДОУ д/с №123, воспитатель, родители - 21 человек

Задачи:

1. Повысить правовую компетенцию родителей (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ).

2. Способствовать обеспечению правового поля в условиях семейного воспитания.

3. Познакомить родителей с результатами мониторинга.

Ожидаемые результаты:

1.Сформирована правовая компетентность родителей.

2. Сформированы представления родителей о необходимости соблюдения прав ребенка.

3. Актуализация родителей на оказание помощи в процессе изучения прав ребенка.

Информационно-техническое обеспечение:

1.Документы: «Конвенция о правах ребенка» - правовой документ социально-нравственного и педагогического значения; Конституция РФ.

2. Мониторинг родителей: «Ребенок и его права».

3. Видео и аудиозаписи.

4. Памятка «Как общаться с ребенком».

Материалы и оборудование:

1.Конвенция о правах ребенка.

2. Ноутбук, диапроектор, экран.

Логика проведения:

1.Приветствие.

2. Сообщение темы мероприятия.

3. Выступление заведующего МБ ДОУ д/с №123 Сорокиной О.В. «Права ребенка» (Приложение №1).

4. Выступление психолога МБ ДОУ д/с №123 Соковой А.Ю. «Результаты мониторинга (Приложение №2).

5. Выбор жюри, ведущего.

6. Интеллектуальный марафон: «Мы и наши дети».

7. Голосование жюри.

8. Электронная игра «Права детей в детской литературе».

9. Голосование жюри.

10. Игра «Волшебный сундучок».

11. Голосование жюри.

12. Подведение итогов, обмен мнениями.

13. Раздача памятки «Как общаться с ребенком».

Приложение №1

        Выступление заведующего МБ ДОУ д/с №123 Сорокиной О.В.

«Ты – гражданин России.

У тебя, как и любого человека, есть гражданские обязанности и права. Но знай: твои права особые.

Это – Права ребенка. Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защитят тебя от несправедливости».

(из обращения к маленькому читателю в книге «Права ребенка и обязанности государства», 2001г.) – слайд

        Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 года Конвенция о правах ребенка определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России.

        Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям.

        Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.

        Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги и психолог, работающие в детском саду.

Приложение №2

        Выступление психолога МБ ДОУ д/с №123 Соковой А.Ю.

С целью повышения правовой компетенции родителей был проведен мониторинг «Ребенок и его права».

По результатам: количество опрошенных родителей – 26.

Знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права – 69,2% (18 человек), согласны со всеми перечисленными там правами – 26%, 65,4% (17 человек) отмечают, что детям необходимо знать свои права, 19,2% считают это необязательным, 15,4% (4 человека) – воздержались.

В 76,9% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей и методистов.

Анкета для родителей «Права ребенка»

  1. Знакомы ли Вы с документами, в которых прописаны права ребенка?

    Права детей? Если да, приведите, пожалуйста, примеры.

  1. Согласны ли Вы с тем, что у ребенка до 18 лет имеются права?

  1. Согласны ли Вы с определенными в документах правами ребенка?

  1. Считаете ли Вы, что дети должны знать свои права?

  1. Согласны ли оказывать помощь ДОУ в формировании правовой культуры у детей?

 

Приложение №3

        Интеллектуальный марафон «Мы и наши дети».

Цель: пропаганда правового воспитания детей.

Участники игры: родители подготовительной к школе группы. В игре участвую две команды.

1 команда – «Светлячки» (9 человек)

2 команда – «Ромашки» (9 человек)

Жюри: родители подготовительной к школе группы – 3 человека.

Ведущий: воспитатель.

Оборудование: две коробки с отличительными картинками команд, красные жетоны (для открытого голосования жюри).

        Ведущий предлагает членам жюри занять свои места за отдельным столом (на столе коробки и жетоны).

Задания и вопросы

  1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

- У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. (В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав).

- Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. (В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими).

2. Выберите правильный ответ:

- Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

А) Ф.М. Достоевскому

Б) А.П. Чехову

В) М.А. Горькому

- В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

А) 1968г.

Б) 1982г.

В) 1989г.

- Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

А) таких различий нет

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).

Б) национальная принадлежность

В) состояние здоровья

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

А) педагоги

Б) родители

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь).

- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

А) на благотворительные организации

Б) на иностранных спонсоров

В) на государство

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми)

- Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

А) не указана в официальных справочниках

Б) может мешать образованию и вредить здоровью

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять в отношении условий труда).

В) не соответствует интересам и склонностям ребенка

- Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:

А) чувства страха перед наказанием

Б) осторожности в реализации своих желаний

В) чувства достоинства и значимости

(Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон,имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию).

- ООН считает человека ребенком от рождения до:

А) 16 лет

Б)  18 лет 

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).

В) 19 лет

Электронная игра «Права детей в детской литературе»

- Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на:

        - личную неприкосновенность, жизнь и свободу (сказка «Кот, лиса и петух», показ слайда – эпизод из сказки).

        - право на жизнь и свободу ( сказки «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», показ слайдов – эпизоды из сказок).

        - неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка», показ слайдов – эпизоды из сказок).

Приложение №4

Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепить знания родителей о правах ребенка.

Чтобы подвести итог мероприятия, родителям предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомы всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.

  1. Свидетельство о рождении

Что это за документ? О каком праве он напоминает?

(о праве на имя)

  1. Сердечко

Какое право может обозначать сердце?

(о праве на заботу и любовь)

  1. Домик

Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает?

(о праве на имущество)

  1. Конверт

О чем напомнил конверт?

(никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

  1. Букварь

О каком праве напоминает эта книга?

(о праве на образование)

  1. Игрушечный утенок и утка

О чем напоминают эти игрушки?

(о праве ребенка быть вместе с мамой)

Подведение итогов

        Хочется закончить наше сегодняшнее мероприятие словами о том, что все люди, маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Мы надеемся, что тема мероприятия никого не оставила равнодушным.

Памятка

«Как общаться с ребенком»

  1. Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
  2. Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
  3. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
  4. Помогайте развивать способности и таланты.
  5. Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  6. Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.
  7. Уважайте право ребенка на собственное мнение.
  8. Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
  9. С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.
  10.  Будьте последовательны в своих действиях.
  11.  Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
  12.  Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение прав ребенка в нормальных семьях

Иследовательские материалы по нарушению прав ребенка в нормальных семьях....

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Право ребенка жить в семье на основе сказки «Заюшкина избушка»

Задачи:Познакомить детей с некоторыми правами и обязанностями жизни в семье;совершенствовать математические способности;развить внимание, память, зрительное восприятие;воспитывать доброжелательное отн...

Конспект "Право ребенка жить в семье"

Цель:Гражданско - правовое воспитание дошкольниковЗадачи:Образовательные:1.Сформировать представление о защите прав ребенка членами его семьи2.Закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не ...