Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
статья на тему

Застольская Наталья Вячеславовна

Иследовательские материалы по нарушению прав ребенка в нормальных семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_prav_rebenka_v_normalnyh_semyah.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение прав ребенка в нормальных семьях

Результаты проведенного исследования убедительно по казали, что нарушения прав ребенка в семьях чаше всего свя заны с применением унижающих его достоинство и нано сящих ему физический ущерб наказаний, в том числе теле сных.

Мы проанализировали юридическую грамотность роди телей детей дошкольного возраста. Лишение свободы дви жения, которое относится к базовым физическим потреб ностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспри нимается как нарушение его прав. Только половина роди телей (54%) считает, что, оставляя ребенка одного на не сколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уго ловного Кодекса РФ, запирание ребенка одного на длитель ное время можно квалифицировать как неисполнение ро дителями обязанностей по воспитанию несовершеннолет него.

Большинство родителей (85,7%) справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же, 74,3% допускают шлепок по попе, а 31% — даже использо вание ремня.

Исследование психологической грамотности родителей показало: 85,7% из них понимают, что унижение достоин ства ребенка может привести к серьезному психологическо му ущербу. Указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноцен ности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми — к неуважению унижающего, потере доверия. Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его до стоинства, большинство родителей справедливо видят в пси хологической травме. Родители демонстрируют информиро ванность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства.

Но, к сожалению, было установлено и то, что 51% ро дителей полностью поддерживают применение телесных на казаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в от дельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения.

Мы предложили родителям самим проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и факты негативного поведения ребенка, когда они не мо гут действовать по-другому: ребенок не слушается, каприз ничает, нарушает нормы поведения, проявляет упрямство, делает назло, осознанно поступает неправильно, игнориру ет несколько раз сделанное замечание; ребенок перевозбуж ден, и ничто не может его успокоить; 40% родителей в ка честве причины указали свойства характера взрослого (я не терпелива, нервы у взрослых не выдерживают, кончаются ар гументы и терпение, взрослые пытаются выместить свою бес помощность на ребенке, хочется, чтобы тебя слушались). А вот 14% родителей не знают других способов воздействия на ребенка (нет возможности избежать наказания; нет терпе ния или времени объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя; нет понимания; по-другому никак нельзя повли ять на ребенка).

Таким образом, большинство родителей на вопрос о при чинах наказания ответили описанием ситуаций, в которых это наказание чаще всего происходит. Очевидно, что именно в этих ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети взрослых склонны видеть причину не в ребенке, а в собственной педагогической бес помощности и называют типичные ситуации, когда им при ходится прибегать к телесным наказаниям.

Эти данные позволяют определить «болевые точки» в се мейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность в этом вопросе.

Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление.

Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?

Думаем, так происходит потому, что:

—  с ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);

—  родители не знают альтернативных методов воздей ствия;

—  не воспринимают собственное поведение как травми рующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

Методы субъектного отношения — доброжелательная кри тика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, — именно эти формы регу лирования поведения детей можно рекомендовать родите лям.

Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома. Выявле но, что в семьях, где матери не работают, больше вероят ности нарушения прав ребенка. Своевременная диагностика родительских проблем помогает обнаружить такие семьи. С ними нужно проводить превентивную разъяснительную работу или более детально исследовать принятые в них способы по ощрения и наказания детей.

Частота использования наказаний обычно связана с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормаль ным, приоритетным. Воспитание ребенка в данном случае — лишь частная сфера, в которой агрессия реализуется. Она является не столько реакцией на ту или иную травмирующую ситуацию, проблему, с которой они (родители) не могут справиться, сколько представляет собой исключительно при вычный способ поведения.

Агрессивные родители (т. е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь же агрессивен, как и они сами. Факти чески это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на из менение отношения родителей к агрессивному поведению в

целом.

Приведенные выше данные позволяют выделить те ситу ации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компе тентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика нарушений прав ребенка в семье

исследования показывают, что дети, права которых нарушаются в семье, обычно испытывают те или иные сложности....

«Нарушение прав ребёнка в нормальных семьях»

консультация для воспитателей...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

Консультация для родителей "Нарушение прав ребенка в семье и их последствия"

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети...

Нарушение прав ребенка в семье

Консультация для родителей...

Консультация: "Нарушение прав ребенка в семье"

Работа воспитателя  по  профилактике  нарушений прав  ребенка в  семьеКонсультация "НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»"  Памятка для родитеелй: Семь...