Формирование межличностных отношений у детей 3-4 лет.
рабочая программа по теме

Лымарь Ольга Петровна

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали бы стать ещё лучше, ещё прекраснее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_mezhlichnostnykh_otnosheniy.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование межличностных отношений

у детей 3-4 лет.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали бы стать ещё лучше, ещё прекраснее.

    Приходя в детский сад, дети уже имеют опыт общения с взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Общение играет большую роль в формировании личности ребёнка, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у маленького человека недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты. Что же такое межличностное общение? Это процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и взаимодействующих друг на друга. Очень важно для развития будущей личности ребёнка, сформировать в группе атмосферу уважения,  сопереживания, взаимопонимания, взаимопомощи, поддержки и доверия. Эту трудную задачу поможет решить игра. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общая задача игр, приведенных ниже, это предупреждение нарушений межличностных отношений для благоприятного развития личности ребёнка. Игры можно проводить на занятиях, во время досуга, рекомендовать родителям для детских праздников.

СЕНТЯБРЬ  

«Раздувайся, пузырь!»

Игра способствует знакомству и сближению детей друг с другом и воспитателем. Вводится ритуал приглашения.

Описание игры. Дети расходятся по группе. Воспитатель подходит к любому ребёнку и говорит: «Пойдём играть в пузырь», берёт за руку. Теперь ребёнок идёт приглашать любого из группы (руки не расцеплять). И т.д., пока все дети не возьмутся за руки.

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», произнося слова «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой. Да не лопайся!» Воспитатель: «Лопнем?». Дети: «Да!». Хлопают в ладоши и бегут в центр. Игра повторяется.

Чтобы разнообразить игру, можно спросить у детей, какого цвета пузырь, предложить пузырю «полетать» (взявшись за руки, дети ходят по кругу).

«Зайка серый умывается»

Игра помогает выразить ребёнку симпатию к кому-нибудь из детей. Позволяет обратить внимание на менее интересного партнёра. Учит действовать, следуя устной инструкции (слова текста).

Описание игры.

Один из играющих выбирается «зайкой». Все становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети говорят слова вместе с воспитателем:

«Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Проделываются все движения в соответствии с текстом. Затем «зайка» подпрыгивает (идёт в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу.

Выбранный ребёнок становится «зайкой» игра продолжается.

«Солнышко и дождик»

Игра помогает воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Учит детей доброжелательности друг к другу. Воспитывает вежливые формы обращения.

Описание игры

Для этой игры нужны обручи, это будут домики. В домиках живут игрушки. Дети подходят к домикам, стучатся и говорят «Тук-тук, пустите меня, пожалуйста, в домик». После того как ребята займут домики, воспитатель говорит: «Какая чудесная погода, пойдемте гулять». Дети выходят из домиков и гуляют по группе, воспитатель читает ст-е  А.Барто

Светит солнышко в окошко

Смотрит в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладошки

Очень рады солнышку

Неожиданно воспит. говорит «Дождик начинается! Скорее в домики» Дети спешат на свои места. Могут зайти в любой домик.  Воспит.стучит пальцами по столу, имитируя шум дождя. Взрослый читает потешку:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капли не жалей,

Только нас не замочи

Зря в окошко не стучи.

Игра повторяется. Дети помогают  читать  слова.

ОКТЯБРЬ

«Карусели»

Игра способствует сближению детей, учит согласовывать движения друг с другом и с ритмом текста.

Описание игры

Дети становятся в круг и крепко держат друг друга за руки. Слушая текст рифмовки, начинают движение.

 Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

Побежали, побежали! Тише, тише, не спишите

Карусель остановите. Раз-два, раз-два

Вот и кончена игра.

В игру можно внести элементы сюжетно-ролевой игры. Дети покупают билеты на карусель.

«Курочка-хохлатка»

Игра развивает чувство товарищества, учит избегать всем вместе опасность. Способствует сближению воспитателя и детей.

Описание игры

Воспитатель – курица, дети-цыплята. Выбирается место – курятник, куда цыплята должны вернутся. Один ребёнок – кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате (по площадке). Воспитатель говорит:

«Вышла курочка – хохлатка

С нею желтые цыплятки

Квохчет курочка «Ко – ко, не ходите далеко»

Приближаясь к кошке воспит.говорит:

«На скамейке, у дорожки улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет»

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в курятник. Воспитатель защищает детей, разводит руки, не пускает кота, говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят».

Игра – шутка «Незадачливый рыбак»

Игра развивает чувство товарищества, учит избегать всем вместе опасность. Способствует сближению детей. Вызывает положительные эмоции от совместной деятельности.

Описание игры

Чертятся  2 круга, это 2 озера. Между озёрами протекает река, по которой рыбки могут переплывать из одного озера в другое. Выбирается место, где будет жить рыбак. Утром рыбак просыпается, берёт бинокль (кулачки к глазам) и смотрит в каком озере рыбки. Увидев, где рыбки, рыбак быстрыми шагами идёт в сторону того озера. Рыбки перебегают в другое озеро по реке. Рыбак, не поймав рыбу, уходит домой. Игра повторяется.

Примерный список игр, способствующий формированию межличностных отношений у детей 3-4 лет

Месяц

Название игры

Цель игры

Сентябрь

"Раздувайся пузырь!"

Знакомство, сближение

"Зайка серый умывается."

Выразить симпатию

"Солнышко и дождик."

Доверие, доброжелательность

Октябрь

"Карусели."

Сближение

"Курочка-хохлатка."

Чувство товарищества

"Незадачливый рыбак."

Сближение

Ноябрь

"Паравозик."

Объединение

"Кто позвал?"

Сближение

"Иголочка и ниточка."

Объединение

Декабрь

"Смелые мышки."

Чувство товарищества

"Пчелкины шалости."

Раскрепощение, доброжелательность

"Дождь в лесу."

Релаксация, эмпатия

Январь

"Пчелкины песни."

Объединение, сближение

"Сделаем букет."

Симпатия

 

 

Февраль

"Найди свой цвет."

Симпатия

"Мыши и кот."

Объединение

 

 

Март

"Через ручеек."

Объединение, товарищество

"Зайцы и волк."

Объединение и эмпатия

 

 

Апрель

"Паравозик с клоунами."

Раскрепощение, доброжелательность

"Скажи другому комплимент."

Объединение

"Скворечники."

Эмпатия

Май

"Птички в гнездышках."

Объединение, эмпатия

"Найди себе пару."

Симпатия

 

 

Список литературы:

1. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

3. Батурина Е.Г. Сборник игр. - М.: «Просвещение», 1974.

4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: «Просвещение», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха

При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, наскол...

Творческий проект "Играем вместе" (по формированию межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста)

Цель: овладение детьми правилами взаимоотношений со сверстниками через подвижную игру. Фрмировать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские отношения с...

Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...