Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте? Ответ можно получить в моем докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста»

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и анализируя высокую эмоциональную напряжённость и конфликтность в их отношениях, приходишь к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

  Агрессивный ребёнок создаёт массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

     Пока ребёнок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремлённым, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

     Благополучие человека-уверенность в себе, чувство защищённости, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

     В период дошкольного детства происходит бурное социальное развитие ребёнка. Это время вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, побуждения гуманных чувств. В этом процессе достаточно большое место занимает ознакомление малышей с моральными нормами, формирование у них осознания справедливости и необходимости соблюдения этих норм , отношения к труду, природе, поведения в различной соответствующей возрасту деятельности.

     Важным принципом социально-нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе, где у ребёнка формируются чувства товарищёства, уважение к окружающим, гуманность и взаимопомощь.  Коллектив -  это школа формирования личности ребёнка.

     У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому мы должны помочь им приобрести опыт, чтобы справиться с трудностями и найти правильные пути решения в сложившихся ситуациях, не забывая про нравственные и моральные нормы. Занятия по социальному развитию служат своеобразной психологической поддержкой в решении многих проблем.

     Эти занятия мы  условно назвали «Уроками доброты». В начале занятий дети настраиваются на совместную деятельность. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви, дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, подарить улыбку другу, пожелать друг другу что-то приятное и т.п.

     В основной части занятий мы используем игры и упражнения по социальному развитию. Они предполагают обучение детей формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегая конфликтных ситуаций. Дети выражают свои чувства, приобщаются к общему делу. Ещё А. С. Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.

 Играя с друзьями, дети привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находят своё место в нём, и, самое главное, получают более верное представление о жизни.

 Для того, чтобы наладить отношения с друзьями используем такие игры и упражнения как: «Разноцветный букет», «Солнечный зайчик», «Скульптор», «Общий круг», «Зеркало» и многие другие. Для формирования умения выслушать собеседника, помочь в установлении контактов друг с другом использую игры:

 «Приятное воспоминание», «Цветик-семицветик», «Радость передаётся прикосновением» и т.д. Используем игровые ситуации, побуждающие детей к сближению друг с другом и с воспитателем.

В своей работе использую следующие тактики взаимодействия с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм общества:

  • Чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого на чувства другого человека.
  • Поддерживать сходство между разными людьми.
  • Предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
  • Вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве.
  • Ясно формулировать правила поведения и объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.
  • Обеспечивать детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить.
  • Поощрять совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группы.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственного социального поведения мы ведём вместе с родителями, сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируем их, обучаем самих родителей приёмам нравственного воспитания в семье. С целью педагогического просвещения родителей, для обеспечения единства в воспитании мы используем следующие формы работы:

  • Общие и групповые родительские собрания.
  • Консультации.
  • Знакомство родителей с результатами диагностических обследований.
  • Дни открытых дверей.
  • Папки-передвижки, информация в стендах в родительском уголке.
  • Обобщение опыта семейного воспитания.

     Я считаю, что положительными результатами в работе по социально-нравственному развитию заинтересованы все:

  • Во-первых, дети. Потому что знания и навыки, полученные в ходе занятий и совместной деятельности, расширяют их кругозор , формируют коммуникативные навыки, учат детей сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций или самостоятельно их решать. К концу дошкольного детства ребёнок проявляет эти качества в разных сферах деятельности.
  • Во-вторых, педагоги. Потому что они могут сформировать систему восприятия общечеловеческих понятий добра и зла и им будет легче работать с детьми, усвоившими этические и моральные нормы поведения.
  • В-третьих, родители. Потому что они  хотят видеть своих детей послушными, заботливыми, добрыми и внимательными.
  • В четвёртых, общество в целом. Потому что, обществу нужно чтобы его граждане были свободными и ответственными, обладали чувством собственного достоинства и с уважением относились к другим, были способны на собственный выбор и с пониманием воспринимали мнения и предпочтения окружающих.

     Вся наша работа нацелена на укрепление уверенности ребёнка в себе, понимание им своих личных особенностей и возможностей в общении со сверстниками, на приобретение позитивного опыта совместного существования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Поэтому проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. Именно в дошкольные годы, как пок...

Инновационная методическая разработка «Развитие эмпатии в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста»

Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого?...

Межличностные отношения у детей дошкольного возраста

Данный опыт работы посвящен проблемам межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии развивающей и коррекционной работы ...

"Межличностные отношения у детей дошкольного возраста"

Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивновно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом оп...

Формирование межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Для дружного детского коллектива необходима работа воспитателя в этом направлении.Игры на сплоченность,на воспитатние уважения и доверия к сверстникам- обо всем этом я делюсь своим опытом....

Тренинг для родителей Роль семьи в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям ДОУ в интересной форме провести тренинг с родителями воспитанников. И  тем самым  повысить уровень родительской компетентности в вопросах  формирова...