Когда ребенок дерется…
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Когда ребенок дерется…
Наверное, каждый родитель в своей жизни хоть раз сталкивался с агрессивным поведением, будь то своего ребенка или же по отношению к нему других сверстников. Так или иначе, эта проблема остается и по сей день одной из актуальнейших не только в педагогике, но и в обществе в целом.
Агрессивность появляется уже в раннем возрасте. В первые годы жизни это чаще всего импульсивные приступы упрямства, вспышки злости, гнева, сопровождающиеся криком, брыканием и даже кусанием и не поддающиеся управлению взрослых.
Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию терпение и нервы родителей. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но вместе с тем и не считаются ненормальными. Для этого попробуем разобраться в психологических механизмах формирования агрессивности.
Согласно воззрениям Дж. Долларда, агрессия - это не автоматически возникающее в организме влечение, а реакция на фрустрацию: попытка удалить препятствие на пути к преодолению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Таким образом, если до недавнего еще «золотой» ребенок вдруг стал драться, кусаться, обижать взрослых и сверстников, - родителям стоит хорошенько задуматься, а не являются ли они сами источником этой внезапно появившейся злобы и агрессии. Может быть, поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности от чрезмерно жестких мер воспитания или непосильных требований.
Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и значительно расширяются социальные контакты ребенка. В то же время малыш сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским «нельзя», ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Здесь также хочется коснуться и темы воспитания «щедрости», которую так практикуют родители 1,5 - 2-летних малышей. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что многие дети 1,5 - 2-летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность, слияние всех частей «Я» и приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти как эквивалентную - «Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!». Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой.
Более того, наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, который он включает во внутренние границы «Я».
Поэтому в этот период развития резко возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Совет здесь очень прост: по возможности стараться избегать контактов с другими детьми этого же возраста во время игр с игрушками и уж ни в коем случае не давить на ребенка, если он не желает чем-либо делится со сверстниками, а также не изводить ребенка просьбами «поделиться», т.к. все это может привести ко всевозможным психическим расстройствам и спровоцировать бурную агрессию. Следует собственным авторитетным для ребенка примером чаще показывать правильную модель поведения в этом вопросе.
По мере роста ребенка агрессивность может принимать и более скрытые символические формы поведения, какими, например, являются хвастовство, поддразнивания и словесные оскорбления. Здесь также следует обратить внимание родителей на то, что даже если ваш ребенок «и мухи не обидит», но при этом с ним не хотят дружить сверстники из-за «длинного языка» или же он постоянно оскорбляет близких, то у него также, возможно, есть внутренняя дисгармония, и попытаться разобраться в ее причинах.
Агрессивными действиями может считаться постоянное нытье, жалобы, плач, которыми ребенок буквально изводит окружающих и в основе которых также лежит внутренняя фрустрация личности. Таким образом, процесс несознательного снятия напряжения (злости, ненависти) может принимать не только форму физического, но и психического действия.
Мы рассмотрели психологический механизм формирования агрессивности, но родителей, как правило, интересует больше практический вопрос, возникающий в данной ситуации: «Что же делать?» Советы здесь могут быть разнообразны, но в первую очередь надо попытаться разобраться в собственной модели воспитания и понять: нет ли там перегибов. Можно обратиться к историческому опыту. Вот что советует английский педагог Джекки Лешли:
- Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
- В необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
- Если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
- Если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;
- Если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить «Нельзя!»;
- Изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
Ну и наконец выявить тенденцию к агрессивности или же просто изменения в эмоционально аффективной сфере можно с помощью простейшей рисуночной методики «Рисунок несуществующего животного». Предложите своему ребенку нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Надо заметить, что данный тест является ориентировочным и как единственный метод исследования обычно не используется, однако служит прекрасным индикатором.
Так, если ваш ребенок упорно рисует монстров с огромными глазами, когтями и клыками - значит, зажегся красный свет и стоит обратить внимание, так ли все гладко и хорошо в его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ребенок дерется в детском саду
Советы родителям Причины агрессивного поведения детейКак отучить драться?...
Если ребенок дерется
Если ребенок дерется Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубы...
Что делать, если ребенок дерется, кусается.
Рекомендации для взрослых по эмоциональному поведенческому проявлению детей раннего возраста (кусание)....
Если ребенок дерется
Все родители рано или поздно встречаются с детской агрессивностью. И всякий раз это приводит в замешательство. Почему он так себя ведет? Консультация раскрывает причины детской агрессии и ...
Консультация для родителей на тему: «Если ваш ребенок дерется»
Рекомендация предотвращения огресии ребенка (драк) в дошкольном возрасте...
Консультация для родителей "Если ребенок дерется"
Консультация для родителей как избежать детской агрессии...
КОГДА РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ: СЕКРЕТНЫЙ МЕТОД ВЛИЯНИЯ
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11327382","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","width":"307"}}]] ...