Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
консультация по теме

Коронных Ирина Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_roditelskikh_ustanovok_na_razvitie_detey.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Радуга»

Консультация

для родителей

«Влияние родительских установок

на развитие детей»

Подготовил :

Педагог-психолог

Коронных И.В..

                     Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

                                                                                                            Оскар Уайльд

           Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

            В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

            В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

          Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

           Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

          Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание  на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало. Научитесь изменять  их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ                   ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:        подумайте о последствиях…           и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

        Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!»

                 «Горе ты моё!»

      Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Я так тебя люблю»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»              Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение

«Поплачь, будет легче…

Я рядом, я с тобой, давай подумаем, как можно  это поправить»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»        Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!»

      Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.        

«А ты как думаешь?»

«Мы с папой хотим с тобой посоветоваться…»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»          

      Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

        Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»

Я верю в тебя и твой успех»

«Не кричи так, оглохнешь!»

        Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!»

«Неряха, грязнуля!»

        Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике).        Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.        

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»

«Присмотрись, в каждом есть что-то замечательное»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!»

      Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…»

        Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»        Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Расскажи, как это произошло?»

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь толстая!»

        Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.        

«Давай немного оставим папе (маме) и т.д.»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»        Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

«Смелее, ты всё можешь сам!»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

    Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»

«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!»

        Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях

«Как ты мне нравишься!»

«Всегда ты не вовремя, подожди…»        Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

«Давай, я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»        Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.        

        «Держи себя в руках, уважай людей!»

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в  будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизнь.

Как часто вы говорите детям:

•        Я сейчас занят(а)…

•        Посмотри, что ты натворил!!!

•        Как всегда неправильно!

•        Когда же ты научишься!

•        Сколько раз тебе можно повторять!

•        Ты сведёшь меня с ума!

•        Что бы ты без меня делал!

•        Вечно ты во всё лезешь!

•        Уйди от меня!

•        Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

•        Ты самый любимый!

•        Ты очень многое можешь!

•        Что бы мы без тебя делали?!

•        Иди ко мне!

•        Садись с нами…!

•        Я помогу тебе…

•        Я радуюсь твоим успехам!

•        Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

•        Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

                                                                                                    Александр Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние родительских установок на развитие детей"

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. В консультации представлена таблица часто встречающихся негативных родительских ус...

Консультация: "Влияние родительских установок на развитие детей".

Влияние родительских установок на развитие детей.      Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознавае...

Консультации для родителей. "Влияние родительских установок на развитие детей".

Душевная жизнь человека чрезвычайна сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое-сознание и подсознание....

консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Добро пожаловать на мой мини-сайт.  Надеюсь, что размещенные на нем материалы будут полезны  воспитателям и учителям....

Консультация для родителей : «Влияние родительских установок на развитие детей».

Влияние родительских установок на развитие детей.Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсоз...

Консультация родителям "Влияние родительских установок на развитие детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  НА ТЕМУ«ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ» В душевной жизни человека, в его неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное от...