Истоки детской агрессивности
статья на тему

Дроздова Елена Анатольевна

В данном материалы даны  советы по преодолению трудных ситуаций в семье с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_detskoy_agressivnosti.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки детской агрессивности

Откуда в малышах столько агрессии?!

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение детей окружающей действительности. Если малыш растёт в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребёнке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребёнком и друг с другом - это самый первый образец для ребёнка.

Есть и ещё одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути»[1]. Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной ситуации и получив положительный результат, ребёнок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессия начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить.

Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?

Причины вспышек детской агрессивности

Прежде чем делать вывод о поведении ребёнка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даём к тому повод?!

Речь пойдёт об ответных реакциях ребёнка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?

Думаю, многим знакома такая ситуация:

Мама. Надевай брюки.

Сын. Не могу.

Мама. Я сколько раз буду повторять, быстро одевайся!

Сын. Не могу.

Мама. Я сказала – немедленно одевайся!

Сын устрашающим голосом, (топая ногами). Я сейчас тебя убью!

Вариаций у этой ситуации много, а ошибка одна. Не стоит переоценивать возможности ребёнка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.

Мы хотим, чтобы 2-3 годовалый ребёнок находил конструктивные способы выхода из конфликта.

Зачастую агрессивное поведение малыша – реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: «мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ «попозже». А вот если ребёнок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться родители реагируют мгновенно – нравоучительными беседами, окриками и , нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребёнком – и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию произвольного (осознанного  и контролируемого) поведения наносит родительская непоследовательность в воспитании чада. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно всё, любой его поступок вызывает умиление и восхищение. А назавтра – усталость, конфликты на работе, и детские забавы начинают вас раздражать, ребёнку всё нельзя. Тут и взрослому впору запутаться, а малышу и подавно. Его ответ – агрессивные реакции: «нельзя, а я всё равно буду!»

Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребёнка провоцирует несогласованность мамы и папы, а в случае совместного проживания, и дедушки с бабушкой в вопросах воспитания. Если мама идёт на поводу у ребёнка и покупает ему всё, что он попросит, закономерно, что малыш устраивает истерику, если отец отказывает ему. Помните об этом и согласовывайте свои действия.

Это основные, но далеко не все формы родительского поведения, вызывающие агрессивные реакции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной ситуацией.

Как научить ребёнка конструктивному общению?

Ребёнок в 2-3 года ещё слишком мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но всё же есть способ воспитания у ребёнка культуры общения. Это игра.

Да-да, в игре мы можем научить ребёнка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру ребёнок познаёт окружающий мир и происходящие в нём явления и процессы.

Игра, без преувеличения, средство социализации ребёнка. Как же в игре научит ребёнка общаться со сверстниками?

Один из способов – это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку и т. д.

Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребёнка. Сначала берите на себя все роли, пусть это будет спектакль, за которым ребёнок будет просто наблюдать. Затем предложите ему самому стать активным участником действа. Но осторожно! Не заглушите инициативу ребёнка излишней требовательностью и назидательностью.

Ещё один замечательный приём – предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести. Пусть ребёнок подскажет двум котикам, как быть, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба.

Большой знаток детской игры Б. Эльконин утверждал, что дети до 3-х лет играют рядом, но не вместе. Для того чтобы снизить агрессивные выпады детей по отношению друг к другу, надо научить их видеть и чувствовать своих сверстников.

И для этого тоже есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения, например прыгают, как зайчики, «летают», как самолёты, «клюют» зёрнышки, как воробьи, и т. д.

Всё перечисленные выше примеры просты и доступны каждому родителю.

Желание и терпение помогут вам предотвратить укрепление агрессивности как формы поведения у вашего малыша.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребёнка способствуют:

  • Скандалы в семье,
  • Применение физической силы во время семейных ссор (драки),
  • Грубое, жестокое обращение с ребёнком,
  • Привлечение ребёнка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боёв без правил и т. п.,
  • Просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,
  • Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?»

Правила родительского поведения, способствующие  снижению детской агрессивности

  • Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.
  • Адекватно оценивайте возможности ребёнка.
  • Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.
  • Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам.
  • Умейте идти на компромисс.
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не выносите дезорганизацию в жизни ребёнка.
  • Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких либо условий!


[1] Степанов С.С. Азбука детской психологии. М.: 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Детская агрессивность В чем ее истоки? Каковы ее последствия?

Агрессия (Agressio (лат.) – нападение, приступ) – разрушительная эмоция. Она разрушает как внутренний мир ребёнка, так и его взаимоотношения с окружающими. Но эта эмоция вторична. Гл...

Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...