«Особенности социализации ребенка, ее отражение в игровой деятельности дошкольника»
консультация на тему

Уйменова Елена Юрьевна

       Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_v_igre.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

         Социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Согласно этой концепции человек должен адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. И в итоге человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотя процесс адаптации происходит у всех по-разному.

          Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С.Кон)

       «Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик)»

        Во всех трёх подходах к понятию «социализация» просматривается общее - человек так или иначе взаимодействует с социальной действительностью, в результате чего и происходит формирование самого человеческого существа. Но социализация индивида во многом зависит от его собственной активности. Недостаточно лишь приспособиться к окружающему миру и усвоить определённые правила и нормы. Важно научиться взаимодействовать с окружающим миром и уметь преобразовать его. Возможно, это будет наиболее объективной точкой зрения на понимание социализации.

    На социализацию детей влияет множество факторов и условий

Деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. В деятельности ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у него формируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее, социальное существо. Он учится сопереживанию, переживанию, развивает умение проявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности.

С.А. Козлова считает, что социализация личности происходит более успешно, если ребёнок активен, включён в процесс собственного «социального строительства» . Она указывает на потребность познания самого себя как одного из стимулов включения ребёнка в процесс социализации. При этом важно, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке, чтобы он нашёл своё место среди других людей, мог мыслить, чувствовать, оценивать свои поступки и действия.

     Предметный мир имеет большое значение для социализации детей. Предметы окружают ребёнка с рождения и на протяжении всей его жизни. Они помогают ориентироваться в окружающем мире, учат действовать, развивают желание познавать мир.

       Ребёнок первоначально общается со взрослыми. Но по мере его развития для него возрастает роль общества других детей. По мнению Козловой, детское общество «живёт по законам, которые хоть и не являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику». Детское общество - своеобразный источник информации, которая даёт знания о социальной действительности, так как дети, общаясь между собой, передают то, что узнали от взрослых, при просмотре телепередач и т.д. Такая информация повышает любопытство, заставляет думать, сомневаться, побуждает искать ответы на многие вопросы у взрослых или других детей. Такая информация воспринимается активно.

Но порой такого рода информация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного или услышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этих случаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иные факты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знаний об окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Он организует процесс обучения и воспитания детей.

          Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре тоже вносит свой вклад в процесс социализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А.Б. Усова писала: «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания .

        Как мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В  играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.

      Участвуя в играх, невозможно оставаться пассивным. Они построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту.

       Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.

Почти все детские  игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.

      Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что народные игры предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками игрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.

       Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства.

         Существует ряд игр, которые  дают возможность окружить малыша любовью взрослых, заботой, вниманием, научить его радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми.

В раннем и дошкольном детстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя с ребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение, создавая условия для его самостоятельной игры.

       Таким образом, игровая деятельность  помогает социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка»

Консультация

«Особенности социализации ребенка, ее отражение в игровой деятельности дошкольника»

                                                                           Выполнила

                                                                                   Е.Ю. Уйменова,

                                                                                    педагог-психолог

Тамбов 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности гендорной социализации в игровой деятельности дошкольников....

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»

воспитание детей разного пола, одинаково способных   к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников....

Особенности формирования развивающей среды для организации игровой деятельности дошкольников разной двигательной активности

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика....