«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»
консультация по теме

Уйменова Елена Юрьевна

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:

·         Ребёнок учится мыслить творчески.

·         Ребёнок учится наблюдать и описывать, анализировать и интерпретировать.

·         Ребёнок учится выражать свои чувства словами или без слов.

·         Ребёнок узнает, что может существовать более одного правильного ответа и несколько точек зрения.

·         Искусство знакомит детей с культурами всего мира.

·         Ребёнок может успешно заниматься творческими занятиями и приобщаться к искусству, даже если у него физические, эмоциональные или психические проблемы.

·         Каждый ребёнок может почувствовать гордость за свои оригинальные художественные произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию «Берёзка»

Доклад

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка

 (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Составитель: Е.Ю. Уйменова,

                                                         педагог-психолог

2013 г.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей, возрастает просветительская роль искусства.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина считают, что необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Так же нужно учитывать  влияния искусства на формирование мозга ребенка и, соответственно, на его развитие. Как известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие отвечает за логическое мышление и аналитические процессы. Обычно при обучении в школе это чтение, математика и естественные науки. Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, эмоциональное восприятие и творческий потенциал. Когда человек принимает участие в творческой деятельности при создании произведений искусства используется именно правое полушарие мозга. То есть в школе это такие предметы как ИЗО и музыка. Эту часть мозга в школе обычно меньше всего тренируется. Но для эффективной работы мозга оба полушария должны работать вместе одновременно. Поэтому необходимо стимулировать развитие и правого полушария. Дети должны подвергаться воздействию искусства, таким образом, укрепляя связь между полушариями.

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:

  • Ребёнок учится мыслить творчески.
  • Ребёнок учится наблюдать и описывать, анализировать и интерпретировать.
  • Ребёнок учится выражать свои чувства словами или без слов.
  • Ребёнок узнает, что может существовать более одного правильного ответа и несколько точек зрения.
  • Искусство знакомит детей с культурами всего мира.
  • Ребёнок может успешно заниматься творческими занятиями и приобщаться к искусству, даже если у него физические, эмоциональные или психические проблемы.
  • Каждый ребёнок может почувствовать гордость за свои оригинальные художественные произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Влияние игр на развитие психических процессов:памяти, внимания, мышления

Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.Рекомендации педагогам и родителям, игры и упражнения по развитию познавательных процессов...

Игры для развития психических процессов. Воображение.

Игры для развития воображения у старших дошкольников....

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции  к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Влияние оригами на развитие психических процессов у дошкольников

Данная консультация для воспитателей содержит материал о роли и значимости оригами. Занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоц...

«Школа молодых родителей» Тема: «Влияние игр на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24457383","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]"Школа молодых родителей»Тема: «Влияние игр на развитие психических процес...

Картотека игр для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2 – 3 лет

Картотека игр для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения)у детей 2 – 3 лет...