Формирование готовности к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Серебрянская Наталья Владимировна

выпуск газеты для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta.docx722.34 КБ

Предварительный просмотр:

В этом номере:  Готов ли ваш ребенок к школе?

                 «ХОЧУ ЛИ Я В ШКОЛУ?»

 Критерии готовности к школе

   Родители - первые и самые строгие учителя ребенка. Семья - это своеобразная школа, которая оказывает огромное влияние на то, что маленький человек будет считать важным в жизни, а что второстепенным, формирует его как личность. Будет ли малыш чувствовать себя психологически комфортно и уверенно в школе, зависит от взрослых.

    В современной психолого-педагогической науке существует понятие "готовность к школе". Что включает в себя это понятие?

Во-первых, анатомо -физиологическое развитие ребенка, то есть способность сравнительно длительное время выполнять определенные задания. Прежде всего развитие мелкой моторики пальцев рук, так как именно от этого зависит овладение навыками письма, рисования, лепки.

Во-вторых, важным критерием "школьной зрелости" считается личностная готовность к школе. Иными словами, у ребенка должно быть положительное отношение к школе, отсутствие которого может привести к явному или скрытому до поры до времени нежеланию учиться.

Игра как подготовка к  школе.

         Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.

    И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.

    Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме.

 Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

В-третьих, характерной чертой готовности к школе у малыша можно назвать умение понять учебную задачу, уважительное отношение к требованиям учителя, произвольность действий. У детей, которые не способны относительно длительное время заниматься неинтересной для них работой, как правило, возникают проблемы с поведением, и, как следствие, с успеваемостью.

Четвертой составляющей "школьной зрелости" является собственно интеллектуальная готовность.

И, наконец, ваш будущий ученик должен обладать определенным запасом знаний, помогающих ориентироваться в окружающем мире.

Вы хотите лучше понять особенности своего ребенка?

Попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:

Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

Есть ли у ребенка друзья?

Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

   Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

  Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!

Игры для развития мате-матических представлений:

  • Найти предметы, похожие на круг, треугольник, квадрат и т.д
  • У Коли и Маши тетрадей было поровну. Коля отдал две тетради Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши.
  • Счет любых предметов (в прямом и обратном порядке)

                                               2

 Наши рекомендации      

" Как можно больше читайте ребенку и обсуждайте прочитанное

" Как можно больше разговаривайте с ребенком

" Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы

" Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать

" Учите вместе стихи: это поможет развить память ребенка

" Особое внимание уделите дикции малыша. Полезны скороговорки, фонетические упражнения. В случае необходимости обратитесь к логопеду.

 Научите ребенка правильно:

-  сидеть за столом : локти на столе, спина не касается спинки стула, расстояние между столом  

 и телом - примерно один кулак.

- Работать с тетрадью: левый нижний угол тетради должен "смотреть" в грудь.

- Держать ручку:  конец ручки лежит на среднем пальце и зажат между большим и указательным пальцами.

                                             

                                                  3

Наши рекомендации      

Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"Н.Н. Серова

1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2.Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3.На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5.Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.

8.Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9.Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10.Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15.Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"

Как проверить, готов ли ваш ребенок к школе

     

 Вы можете проверить уровень готовности вашего ребенка к школьному обучению с помощью тестов. Ими целесообразно воспользоваться и потому, что эти тесты вполне могут встретиться на испытаниях при поступлении ребенка в школу. Если Вы обнаружите, что ребенок делает многочисленные ошибки при выполнении тестовых заданий, включите их в расписание совместных занятий с ребенком. В том случае, когда ребенок показывает не достаточно хорошие результаты, обратитесь к психологам и педагогам.

Задание №1            Графический диктант.

При помощи этого задания проверяется уровень сформированность ориентировки в пространстве, сенсорных навыков, внимания, умения слушать, следовать инструкции, использовать образец, обучаемости.

Инструкция. Усадите ребенка за стол и положите перед ним лист бумаги в клетку. Предварительно поставьте на этом листке три точки, которые будут служить исходными для воспроизведения узоров. Первую точку поставьте в левом верхнем углу на расстоянии двух клеток от верхней, левой кромке листа. Вторую точку - под первой, отступив от нее 5 клеток вниз. Третью - под второй, также на 5 клеток вниз.

Скажите ребенку следующее: "Давай рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого ты должен \ должна \ внимательно меня слушать - я буду говорить тебе, в какую сторону и сколько клеток тебе нужно провести, чтобы получилась линия. Говорю один раз, повторять не буду. Старайся не отрывать карандаша от бумаги".

Вначале дайте ребенку возможность потренироваться. Тренировочный узор. Инструкция: " Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Начинаем. Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше продолжай сам".

Задание №2  Копирование образца.

      Предлагаемое задание позволит проверить внимательность ребенка,  умение сосредоточиться на его выполнении, сформированность моторных навыков и зрительного контроля.

     В левой части листа бумаги напишите красивым подчерком \ не печатными буквами \ фразу: "Он ел суп"

     Предложите ребенку внимательно рассмотреть образец и рядом \ справа \ написать точно также.

Высокий уровень - образец полностью скопирован. Буквы не превышают высоту образца больше, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует заглавной.

Средний уровень- образец скопирован достаточно правильно. Не учитывайте соблюдение горизонтальности строки и размер буквы.

Уровень ниже среднего - можно разобрать от четырех до двух букв.

Низкий уровень - подобие букв в виде каракулей.

Задание №3 Рисунок человека \ мужчина                

      В этом задании проверяется умение ребенка видеть целое, состоящее из определенных частей, детализировать эти части, знания окружающего и умение анализировать его, внимательность.

Инструкция. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Попросите нарисовать человека \ именно мужскую фигуру \ так, как он может.

Высокий уровень - нарисованная фигура имеет голову, туловище, руки и ноги. Голова с туловищем соединена шеей и не дольше туловища. На голове есть волосы и уши. На лице - глаза, рот, нос. Руки изображены с пальцами. На ногах можно различить ступни. Фигура нарисована как единое целое, а не составлена из отдельных законченных частей. Можно различит, что руки; ноги как бы "растут" из туловища, а не приклеены к нему. Изображенная фигура "одета" в мужскую одежду.

Более примитивный, аналитический способ изображения: сначала рисуется

                                                                                            4

Вы можете исправить ошибки. Самостоятельное продолжение задания в течение 1,5 - 2 минут.

В последующих узорах исправлять ошибки нельзя!

Первый узор. Инструкция: " Поставь карандаш на следующую точку внизу. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай сам".

Второй узор. Инструкция: " Поставь карандаш на следующую точку вниз. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай сам".

Высокий уровень - в целом узоры соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень - оба узора частично соответствуют диктуемым или один узор выполнен без ошибок.

Уровень ниже среднего - один узор частично соответствует диктуемому, другой - вовсе не соответствует.

Низкий уровень - узоры не соответствуют диктуемым.

«НАШИ ПАЛЬЧИКИ ПИСАЛИ, НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ

МЫ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ, И ОПЯТЬ ПИСАТЬ НАЧНЕМ»

                                                                                             

                                                                                                5

туловище, а затем к нему "прикрепляются" другие части тела \ голова, руки и т.д. \.

Средний уровень - фигура изображена как целое, то есть вышеописанным способом, но на ней могут отсутствовать такие детали, как шея, волосы, один палец руки. Лицо должно быть изображено во всех деталях.

Уровень ниже среднего - изображение имеет голову, туловище, руки и ноги, которые нарисованы двумя линиями \ т.е. объемно \. На рисунке могут отсутствовать волосы, шея, уши, пальцы, ступни, части одежды.

Низкий уровень - примитивное изображение человека. Руки и ноги рисуются одной линией.

Совсем низкий уровень - головоножка \ нет изображения туловища - остальное упрощено\.

       При оценивании рисунка не принимайте во внимание наличие или отсутствие сходства с каким - либо конкретным человеком, например, папой или дедушкой.

Задание №4       Рассказ по последовательности картинок.

           Качество выполнения этого задания позволит определить умение строить связный рассказ, анализировать последовательность событий и соединять их в целостный сюжет, умение видеть скрытый смысл, давать адекватную оценку происшедшему, оценивать уровень интеллектуально - речевого развития ребенка.

          Инструкция. Покажите ребенку картинки \серию картин\, объединенные одним сюжетом. Попросите его внимательно их рассмотреть одну за другой и рассказать, что произошло.

Высокий уровень - ребенок умеет связывать события, раскрыть сюжет и сделать вывод: "надо было смотреть, куда веревочку привязывать".

Средний уровень - ребенок описывает фабулу, то есть рассказывает то, что изображено на каждой из картинок \ без зачина и концовки \, но не может сформулировать смысл истории и при этом демонстрирует понимание происходящего - например, говорит: "И унесла цапля лягушек".

Уровень ниже среднего - ребенок путает последовательность, перескакивает с картинки на картинку, но описывает их довольно подробно.

Низкий уровень - ребенок называет лишь отдельные предметы, изображенные на картинке, но не понимает значения и последовательности событий.

                                                                                                                                                                                         6

                                                     НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ  

 

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

      Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

      Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

     Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

 

   Как научить ребенка отгадывать загадки?

 

   Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость процесс и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки

имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

       Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

       Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

       Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

       Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

     Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

                                                                                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

Конспект индивидуальной работы по формированию готовности к обучению в школе

Конспект индивидуальной работы по формированию готовности к обучению в школе...

Трансляция педагогического опыта. Участие в вебинаре"Родительский час. Доклад и презентация "Новые технологии как средства формирования готовности к обучению в школе" ноябрь 2017г.

Трансляция педагогического опыта. Участие в вебинаре"Родительский час. Доклад "Новые технологии как средства формирования готовности к обучению в школе   Государственное бюдже...

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...