Игра в жизни ребенка важный вид деятельности - это школа нравственного поведения.
статья по теме

Чулкова Татьяна Абдалимовна

Игра одна из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.Наши дети растут более организованными и дисциплинированными. Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_nravstvennoe_povedenie.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ № 1 «Дюймовочка»

воспитатель второй квалификационной категории

Чулкова Татьяна Абдалимовна

Игра в жизни ребенка важный вид деятельности

- это школа нравственного поведения.

В жизни ребенка игра стремлении к жизни, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Если ребенок много и с увлечением играет, значит, он нормально развивается. Игра одна из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Если дети много и сосредоточенно играют, они меньше шалят. Дети растут более организованными и дисциплинированными. Присмотритесь и вы увидите, как ребенок преображается под влиянием увлекательной игры. Замкнутый становится общительным, молчаливый – разговорчивым, дерзкий – вежливым. Подвижный ребенок, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней способность к самовоспитанию (он намеренно ведет себя так, как этого требует роль).

Чтобы почувствовать себя ведущим в игре, ребенок старается быть примером для других, вести себя достойно, додумывать по ходу игры сюжет и его детали - словом.

         В игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять свое личное коллективу. Если надо, то и управлять собой - умерять свое нетерпение, быть дисциплинированным.

В игре, как ни в какой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения. То есть строптивый, неуживчивый должен подчиниться требованию водящего (командира), импульсивный – проявить выдержку, не умеющий действовать согласно с другими ребятами – считаться с правилами игры (иначе другие играющие не захотят с ним играть).

Воспитывающее значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ею взрослые.

Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют ли товарищество, вежливость, умеют ли поддержать общий замысел, как разрешают спорные случаи и т. д.

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка. Такие сюжеты, как «Поликлиника», «Школа», «Строители», «Детский сад», своим содержанием развивают нравственные отношения играющих.  Обязывают их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. Руководство взрослого направлено на то, чтобы поддержать игру, помочь развить замысел, вовлечь большее количество играющих детей, при необходимости уточнить с детьми то, что они знают недостаточно.

Мы также знаем, что по содержанию игры бывают не только добрыми. Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребенок, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображение. Переносит их в игру.

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, произносят грубые слов и т.д.), а вы не смогли ее переключить, то есть не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.

В играх детей отражаются идеи справедливости, радость жизни, оптимизм. Игры являются одним из средств формирования нравственных черт. Мы взрослые должны приложить все усилия, чтобы наши дети не ссорились, играли дружно. При необходимости надо помогать им, налаживать хорошие взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, если кто-то не успел выполнить некоторые действия игры, и т.п.

Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом людей. Непосредственные наблюдения за окружающей жизнью, художественная литература, телепередачи и радио -, рассказы взрослых помогают ребенку осмысливать то, что он видит, и создают предпосылки для возникновения игр.

Если полученные впечатления не отражаются в игре, тогда взрослый должен помочь в этом ребенку. Можно вспомнить о том, что он видел, уточнить с ним отдельные факты и детали, постараться вызвать интерес к соответствующему игровому сюжету новой игрушкой или просмотром телепередачи, чтением художественного произведения и др.

Учитывая уровень общения детей, взрослый подсказывает играющим либо более простой способ взаимоотношений, который строится по принципу равноправия, независимости, либо более сложный, строящийся на подчинении, согласовании, управлении.

От взрослого требуется умение деликатно влиять и на содержание игры, и на ее развитие, и на отношения детей, придавая этим отношениям нравственную направленность.

Важно содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей

школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнять

и осмысливать в действиях игры, что хорошо, а что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по-товарищески.

       Важно проследить за окончанием игры. Конец игры должен содержать нравственное звено. Если что-то дети сооружали из конструктора или строителя, то можно предложить им оставить постройку, чтобы показать родителям, когда они за ними придут. Пусть дети себя чувствуют созидателями, бережно сохраняют результаты своего труда. С этого у них зарождается уважительное и бережное отношение к общественному достоянию.

Усвоение норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности.

Список литературы

1.Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

2.Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

3.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986

4.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.-286с.

6. Колоцца Д.А. Ю.Б. Детские игры. Их психологическое и педагогическое значение. М., 1911 .-260с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра - школа нравственного поведения»

Цель: Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопр...

Консультация для родителей "Игра- школа нравственного поведения".

Игра – важное воспитание моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникает в них чувствами и делами, проходит своеобразную школу ...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

«Игра–школа нравственного поведения».

      Консультация для родителей....

«Игра–школа нравственного поведения».

      Консультация для родителей....