Опыт работы "Организация работы с родителями"
методическая разработка по теме

Чаус Лариса Викторовна

Организация  работы с родителями используя как традиционные, так и нетрадиционные фрормы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постоянно усиливающееся влияние отрицательных факторов окружающей среды на организм ребенка часто приводит к осложнениям его психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы. Часто нарушение поведения и развития детей дошкольного возраста (агрессивность, пассивность, гиперактивность и др. явления) обусловлены функциональной незрелостью нервной системы, минимальной мозговой дисфункцией, психосоциальными факторами.

По наблюдениям, в последние годы увеличилось число детей с синдромами гиперактиности и дефицита внимания (СДВГ). В основе изменения поведения дошкольника в сторону гипердинамического и гиподинамического развития лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых дней жизни, но в принципе отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко - в дошкольном детстве. По данным медиков подобные отклонения наблюдаются у каждого пятого-шестого ребенка.

Особенно часто встречается гипердинамический синдром. Активные, шумные, подвижные дети – их часто называют «шустрики» - привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома – двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем - либо. И поэтому, к этим детям необходим особый подход, особые методы воспитания, обучения и взаимодействия.

В связи с вышеперечисленным, я считаю свою тему актуальной на сегодняшний день.

По причине актуальности данной темы мной была поставлена цель: «Профилактика и коррекция  развития психических процессов гиперактивных детей».

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

  • выявление гиперактивных детей в дошкольных группах;
  • постоянное консультирование родителей гиперактивных детей;
  • разработать перспективный план работы с гиперактивными детьми;
  • создать предметно-развивающую среду с использованием практического материала, пособий
  • научить детей сосредоточивать внимание на выполнении конкретной задачи с помощью ситуативных средств и речи;
  • научить детей адекватно проявлять свои чувств и эмоции;
  • развитие произвольности и самоконтроля у детей;
  • развитие координации движений;
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

На основании моих наблюдений и бесед с воспитателями в 2003г. были выявлены дети с синдромом гиперактивности, такие как Влад Л., Даниил П., Егор М., Влад Д., Слава П., Настя М.

С родителями данных детей были проведены консультации: «Особенности режима и воспитания гиперактивных детей в раннем и дошкольном возрасте», «Тренировка устойчивого внимания и усидчивости» и т.п. Было проведено анкетирование и родителям были даны практические рекомендации по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания.

На основе первичной проделанной работы, мною был разработан перспективный план работы с детьми данной категории, их родителями и воспитателями ДОУ. В который входили: цикл занятий, консультации, игры, индивидуальная работа.

Для эффективности педагогического процесса и большей результативности в работе по данной проблеме мною была создана предметно-развивающая среда: развивающие и  коррекционные игры, схемы, модули, пособия для релаксации, аудиоматериал. Весь материал подобран в соответствии с возрастными особенностями детей.

Свою работу с гиперактивными детьми я вела по трем направлениям: во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в-третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом

КАК  ИГРАТЬ   С ГИПЕРАКТИВНЫМИ  ДЕТЬМИ

(Консультация  для воспитателей)

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.   Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Разговор с руками" 

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина

"Говори!" 

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

"Кричалки—шепталки—молчалки" 

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

"Морские волны"

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога "Штиль" все дети в группе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими столами. Сначала встают дети, сидящие за первым столом. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторым столом и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последнего стола, они встают, и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми, садятся и т.д. По сигналу педагога "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

"Ловим комаров"

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в группу налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

"Ласковые лапки" 

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Гвалт"

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Клубочек»

Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

“Броуновское движение”

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети стают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

“Передай мяч”

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

“Запрещенное движение”

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять’. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Бездомный заяц»

Цель: способствовать развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругом – 1-2 метра. Один  из зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минуту без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелком на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, отрывая их по команде взрослого, говорят. Что изменилось. Чем дальше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«Золотая рыбка»

Цель: развивать быстроту реакции, способствовать координации движения.

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпускать рыбку. Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

«Разговор с телом»

Цель: учить ребенка владеть своим телом.

Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

«Археология»

Цель: развитие мышечного контроля.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

«Послушай тишину»

Цель: развитие внимания гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказываю, какие звуки они услышали.

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

«Гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания».

   Конечно, первые шаги ребенка чрезвычайно радуют родителей. И дальнейшая двигательная активность сама по себе, какой бы бурной она ни была, обычно не является поводом для беспокойства. Напротив, медлительность, замкнутость, взрослая серьезность настораживают гораздо больше. Когда ребенок начинает ходить, взрослые, как правило, больше заботятся о его безопасности: столкновения с плитой, электроприборами, острыми углами не всегда заканчиваются благополучно. И все родители стараются оберегать начинающего исследователя от слишком близкого "общения" с источниками опасности.

   Взрослые редко обращаются к врачу с жалобами на подвижность ребенка. Иногда случается, что, обратившись к доктору по другому поводу, они неожиданно узнают о том, что малыш гиперактивен, и получают целый список лекарств. Однако взрослым, не обладающим специальными знаниями, может быть искренне непонятно, что же тут, собственно, лечить: "Ну, бегает, что же такого - все дети бегают, на то они и дети". Но вот проходит некоторое время (полтора или два года), и из домашней вольницы юный герой (героиня) направляется в детский сад. И там, уже в коллективе малышей, ему приходится прыгать, бегать, радоваться жизни и принимать участие в первых общественных мероприятиях: коллективных играх, музыкальных и развивающих занятиях.

     Известно, что в детском саду детишки должны уметь высиживать на занятиях по десять - пятнадцать минут (чтобы успеть что-то нарисовать, слепить, собрать) и играть в игры с определенными правилами. Если же ваш ребенок вместо этого бегает по комнате, как и раньше, не задерживаясь у стола дольше, чем на минуту (и это несмотря на многочисленные усилия воспитателей и педагогов привлечь его внимание), у вас появляется повод задуматься. В стремлении как-то изменить ситуацию родители действуют по-разному: кто-то пытается силой усадить свое чадо поиграть, позаниматься или хотя бы послушать сказку. Кто-то пытается подкупить: "Посидишь спокойно - получишь игрушку (конфету)". Нетерпеливые и несдержанные кричат и даже наказывают. Отчаявшиеся же машут рукой и соглашаются, в конце концов, с мнением большинства знакомых и родственников - подрастет, все образуется. Но чем дальше, тем заметнее становится отличие вашего сверхподвижного сокровища от остальных детей. И вот ваш сынок гоняется за кошкой или стреляет из игрушечного пулемета в соседского мальчика, который тем временем не упускает возможность показать вам свою любимую книжку или последний акварельный шедевр "Осень в лесу". И ваша радость за начинающего художника омрачается размышлениями типа: "А мой как же? Чем он хуже?"

В чем же дело?

     Что  же происходит с вашим малышом? Для начала постарайтесь взглянуть на его поведение "трезвым взглядом". С одной стороны, он у вас достаточно смышленый, хорошо ориентируется в быту (а в технике понимает даже лучше бабушки: уже освоил видеомагнитофон!), и про задержку развития ни в саду, ни в поликлинике никто не говорит. Но с другой стороны, вы не можете не обратить внимание на его нетерпеливость и подвижность, особенно если ситуация требует относительного спокойствия. Эта нетерпеливость может проявляться в бегании и прыганий вокруг стола, вскакивании с места, когда полагается сидеть, чрезмерной болтливости и шумливости, ерзанье и извивании. Именно такое поведение и носит название "синдром гиперактивности с нарушением внимания". Научные критерии оценки требуют, чтобы подобная картина поведения наблюдалась более чем в одной ситуации (например, и дома и в детском саду).

     Но как же отличить просто подвижного и живого ребенка от гиперактивного? Активность последнего обычно бывает выше, чем того требует ситуация, и сильно отличается от поведения других детей этого же возраста и интеллектуального развития. То есть в отличие от своих сверстников гиперподвижный малыш в любых условиях (дома, в гостях, на улице или в детском саду) будет вести себя одинаково (он везде будет бегать, прыгать и скакать), а в ответ на бесконечные призывы и просьбы родителей остановиться, скорее всего, продолжит носиться и вертеться. Но почему эта поведенческая особенность становится особенно заметной в детском саду? Потому что именно там малыш впервые попадает в ситуацию организованную, требующую от него определенной степени самоконтроля. Возможно, вам покажется, что требовать самоконтроля от маленького человечка абсолютно бесполезное занятие. Однако если вы внимательно присмотритесь к детскому коллективу, то найдете там как достаточно организованных ребятишек, так и тех, у кого "безобидная" беготня на деле оборачивается недостаточной заинтересованностью в занятиях, которые требуют хотя бы минимального умственного напряжения. Кроме того, в поведении гиперактивных детей прослеживается стремление переходить от одного дела к другому, не заканчивая ни одного из них. Чем чревато такое поведение? В сочетании со слабо регулируемой или чрезмерной активностью это может привести к задержке моторного и речевого развития, а в дальнейшем к трудностям в школьном обучении.

             Почему же возникает гиперактивность? Что ей предшествует?

            Гиперактивность ребенка вызывается совокупностью причин. Чаще всего это неблагоприятные факторы течения беременности: угроза выкидыша, внутриутробная гипоксия плода (хроническая нехватка кислорода из-за нарушения фетоплацентарного кровообращения), анемия и другие болезни беременной. Иногда гиперактивность такого ребенка проявляется еще во время беременности - мать часто ощущает его толчки и движения.

 Иногда к вредным факторам беременности добавляются травматические или гипоксические повреждения мозга в родах. Дети, которых впоследствии могут назвать гиперактивными, зачастую сразу после рождения становятся объектом внимания педиатров невропатологов. Нередко у них отмечают гипертонус мышц, в отдельных случаях ПЭП (перинатальная  энцефалопатия), нередко в их медицинских картах можно встретить сокращение ММД (минимальная мозговая дисфункция). Но чаще всего на первом году жизни им выставляется диагноз: «синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости». При этом на протяжении всего первого года жизни таких детей нельзя назвать тихонями - они легко возбуждаются, плохо засыпают, мало спят, часто днем, а не ночью. В первые месяцы жизни такие дети активно стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их туго пеленают. Иногда они страдают и от проблем с пищеварением: у них отмечается сниженный или повышенный аппетит, частые срыгивания, рвота, запоры, поносы.

      С тех пор, как расторможенный ребенок начинает активно брать игрушки, он хватает все, что попадется ему под руку, но тотчас же бросает и ни на чем не задерживает внимания.

«Особенности режима и воспитания гиперактивных детей в раннем и дошкольном возрасте»

    1) Избегайте пищи и напитков, содержащих значительное количество пищевых (химических) добавок.

    Многочисленные исследования указывают на то, что существует связь между трудностями в концентрации внимания у детей и пищевыми (химическими) добавками в обработанной пище. Результаты одного из исследований показали, что поведение больше чем половины группы гиперактивных детей заметно ухудшилось после того, как в их пищу стали добавлять искусственные красители, консервирующие средства и вкусовые вещества. После того, как химические добавки устранили, поведение детей улучшилось. Несмотря на то, что некоторые специалисты не согласны с ролью искусственных добавок по отношению к трудностям в концентрации внимания у детей и гиперактивности, но,  ничуть не повредит и даже может принести пользу устранение химических добавок из рациона вашего ребенка, насколько это возможно.

2) Ограничьте содержание сахара в пище.

Многие ученые считают, что родителям следует подумать о том, чтобы сократить потребление сахара их ребенком. Некоторые исследования показали, что включение в пищу детей, чувствительных к воздействию сахара, пищи с высоким содержанием белка, блокирует воздействие сахара. Таким образом, если ваш ребенок ест сладкие блюда, такие как пирожки, оладьи и блины с вареньем, то одновременно с их приемом включите в его пищу продукты, богатые белком, вроде кефира, яиц или сыра.

Не рекомендуются: 1) шоколад, какао, кофе, тонизирующие напитки - кока-кола, пепси-кола;  2)щавель, шпинат, зеленый горошек  3)печень, почки, мозги, избыток жиров; жареные, острые блюда, крепкий бульон.

Как правильно общаться с гиперактивным ребенком?

1) Не задавайте «наводящих вопросов», а выражайте свои мысли прямо.

Возьмите привычку пользоваться утверждениями, а не вопросами. Гораздо проще для ребенка выполнить короткую серию команд. Например, не надо спрашивать: "Ты что, не можешь найти свою куртку?". Вместо этого говорите: "Найди свою куртку, принеси сюда и покажи мне".

2)Будьте кратки и конкретны.

Давайте ребенку конкретные указания. Если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с неустойчивым вниманием. Вместо того чтобы говорить ребенку, что не надо делать, говорите ему, что он должен сделать. Не говорите: "Убери ноги со стула". Вместо этого скажите: "Опусти ноги на пол". В противном случае ваш ребенок может убрать ноги со стула, но он может положить их, например, на книжную полку

3) Смотрите в глаза ребенку.

Чтобы улучшить контакт со своим невнимательным ребенком, всегда смотрите ему в глаза, прежде чем заговорить.

«Как направить двигательную энергию ребенка в нужное русло»

        Неудивительно, что из-за собственной импульсивности гиперактивные дети постоянно попадают в разные переделки и получают бесконечные замечания от взрослых. Однако не спешите ругать их, стыдить или наказывать. Поймите, что все эти казусы происходят сами собой и ваш ребенок, скорее всего, не ставит перед собой цели досадить вам или нарушить установленные правила поведения. Как только расторможенный ребенок начинает ходить и бегать - безнадежно заставлять его стоять на месте. Кстати, не забывайте и о том, что к постоянным окрикам и угрозам малыш скоро привыкнет и перестанет обращать на них внимание.

        Для начала вам нужно привыкнуть к мысли, что постоянное возбуждение малыша утомляет не только вас, но и его самого, однако, в отличие от взрослых, ребенок пока не умеет справляться с этим самостоятельно. Поэтому надо научить его регулировать собственную деятельность и организовывать его бесцельную  и хаотичную  двигательную активность в целенаправленную деятельность. Но как научить столь серьезным вещам такого кроху?

     Бороться с двигательной расторможенностью ребенка начинают еще в конце первого года жизни - необходимо  подчеркнуто прививать понятия "нельзя" и "надо".

       Поскольку время "взрослых" разговоров еще не наступило, игра остается самым подходящим способом научить ребенка саморегуляции. Известно, что в любой игре есть правила, которым должен подчиняться каждый участник. И даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а по придуманным вами условиям и с учетом каких-то команд, может послужить поставленной цели. Первым шагом к преодолению трудностей станет усвоение ребенком той программы действий, которую предложит ему взрослый. Задача последнего заключается в том, чтобы следить за действиями малыша, не допускать хаотичности движений и подчинять их какой-то последовательности. После того как вы преодолеете этот этап, предложите ребенку самому спланировать игру и придумать какие-нибудь правила. Однако не стоит слишком настаивать. Подождите, пока малыш "дозреет" до этого сам. Главное, чтобы игра увлекала его. Тогда он обязательно научится планировать ее и придумывать нехитрые правила. Не забывайте: когда малыш научится регулировать собственную активность, ему будет гораздо легче общаться со сверстниками, ведь, если дети не умеют соблюдать правила и постоянно их нарушают, найдется немного желающих с ними поиграть.

       Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами: когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть, обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих людей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

        Контролировать и направлять двигательную  активность расторможенного  ребенка родители должны так долго, пока целенаправленная активность не  станет для ребенка привычкой.

      Если  к 5-6 годам ребенок остается расторможенным - спасение  для такого  ребенка - это подбор подходящего вида спорта и тренера. Причем в спорте ваш  ребенок именно из-за повышенной энергии может  добиться больших успехов.

Игру же со сверстниками на улице нельзя "пускать на самотек" - расторможенному ребенку трудно контактировать с другими детьми. В лучшем случае чересчур подвижный  ребенок  "заведет"  на  бессмысленную  беготню и остальных детей. Поэтому будет  неправильно выпускать его на  улицу без надзора, надеясь, что  он  «выбегается» и тем  самым  избавится временно от излишней энергии. 

          Сначала необходимо самим взрослым научить ребенка целенаправленным играм на воздухе. Как я уже указывал,  даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а по придуманным вами условиям и с учетом каких-то команд, может послужить правильной организации хаотической двигательной активности. Постепенно надо усложнять игры с ребенком. Невозможно поручать  это старенькой бабушке: на прогулке с ребенком  отец или  спортивно одетая мама должны  бежать перед ребенком или рядом с ним в игре, направляя  его  бег к какой-то  цели: бег за мячом, наперегонки и т.д. Не забывайте, что игра должна быть со смыслом - тогда  ребенок начнет привыкать направлять свою двигательную активность к  конкретной цели.

     В дальнейшем к организованным играм можно привлечь других детей во дворе и постепенно уменьшать свой контроль за играми ребенка.   

«Тренировка устойчивого внимания и усидчивости»

    Расторможенный ребенок часто отвлекается - необходимо рано начинать  тренировать устойчивое внимание. Неустойчивость внимания бывает иногда заметна  уже на первом году жизни  при игре ребенка с игрушкой или отвлекаемости ребенка  при контакте со взрослыми. Когда вы что-то показываете или рассказываете  маленькому  ребенку - о внимании ребенка надо заботиться в такой же  степени, как и о понимании им рассказанного вами. Отвлекаемость при этом  пресекают, внимание прививают и закрепляют как привычку.

    Основная рекомендация для тренировки устойчивого внимания: не следует  отвлекать  ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда  ему  читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Все  остальное в это время (еда, сон, гости, разговоры) имеют второстепенное  значение. Играя, занимаясь ребенком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается  с ним. Следует помнить, что, отвлекаясь, родители учат отвлекаться и ребенка.  И если мать занимается с таким ребенком, а бабушка отвлекает его вопросами,  то вся работа по воспитанию устойчивого внимания идет насмарку.

     К 5-ти годам устойчивое внимание должно уже  быть не случайным, а  "произвольным" - то есть осуществляться за счет воли ребенка, которая  заставляет ребенка усердно сосредотачивать внимание  на том, что  для него не  очень интересно, но "надо". Например, он хочет играть, но, несмотря на свое  нежелание, выполняет просьбу родителей посмотреть, чтобы не сбежало поставленное на плиту молоко  и т.д.                                                      

Одновременно с борьбой с  расторможенностью - необходимо с первых лет жизни  приучать ребенка к усидчивости. Когда он уже устал физически от бега и  организованной  вами физической активности, посадите его за стол, лучше  рядом с собой, и  займите ребенка  делом, соответствующим его возрасту:  строительством из  кубиков или конструктора, рисованием, лепкой из пластилина.  Пусть ребенок  убедится, что  у него  не только быстрые ноги, но и быстрый ум,  и что  спокойные   целенаправленные(!) занятия  могут быть также интересны,  как и  быстрая игра. В  середине такого занятия ребенок может неожиданно  "вспомнить", что ему надо еще куда-то бежать, что-то срочно делать - тогда ему  надо сказать: "Сиди, доделай  до конца" и если он не поймет - заставить его  оставаться  за столом  и доделать намеченное дело. В результате  усидчивость  станет для ребенка привычкой - и когда он пойдет в школу - он сможет усидеть  за партой весь урок, а школьной перемены ему хватит, чтобы набегаться  "всласть".      

 

                                       «Эмоции, наказания  и  поощрения»

     Расторможенность гипердинамического ребенка проявляется и в чувствах, эмоциях.  Его нужно настойчиво учить сдержанности - пусть его эмоции будут проявляться  хоть и бурно, но не грубо - в рамках дозволенного. Не надо постоянно одергивать  ребенка - действуйте на него собственным примером спокойного выдержанного  отношения к ребенку и окружающим, периодически  спокойно объясняйте ему, в чем  он не прав и внушайте ему необходимость правильного поведения.

     Строго выполняется система поощрений и, в меньшей степени, наказаний: если ребенок дошкольного возраста знает,  что перед началом долгожданного мультфильма он должен убрать разбросанные игрушки, но заигрался и не сделал этого - но, однако включил  телевизор - то надо  выключить телевизор и не включать его, пока ребенок не сделает  то, что надо. Если при этом ребенок торопится и выполняет поручение  кое-как, то надо заставлять переделать как надо, даже если это повторяется несколько раз.  В семье в таком случае недопустимы какие-либо разногласия - семья выступает  как один человек, требования всех его  членов едины. Если  так не  получается, то только один  родитель принимает  решения и  вплотную занимается ребенком  (лучше - если отец сыном, а мать дочерью). Другой родитель, бабушки и дедушки  либо во всем  поддерживают этого взрослого, либо вообще временно исключаются из  воспитательного процесса (разводиться для этого не требуется). 

     В случае  серьезного проступка нельзя бить ребенка или кричать на него.  Самое сильное для расторможенного ребенка наказание - это усадить его на стул  или диван в углу комнаты подальше от окна и заставить просидеть на месте без  книг, телевизора  или какого-либо дела положенное время (можете  поставить  перед ним часы и указать, сколько он должен сидеть на одном месте). Ребенок  будет "ныть", извертится и искрутится, но такое наказание запомнит надолго.  Конечно, в случае серьезного проступка ребенка постарше - с  ним необходимо  и серьезно поговорить, не скрывая вашего волнения по поводу его будущего,  стараясь, чтобы ребенок тоже "расчувствовался", может  быть  даже пожалел вас  (все зависит от ситуации). 

Выбирайте моменты, когда требуется стоять на своем.

Специалисты по детскому развитию часто рекомендуют игнорировать ребенка, если его поведение вам не нравится. В конце концов, ребенок заметит это и изменит поведение, потому что из-за этого на него не обращают внимания. Фокус заключается в том, чтобы всегда обращать внимание на ребенка, когда он прекращает вести себя так, как вам не нравится, и начинает вести себя по-другому.

Постарайтесь избегать скандалов.

Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Похвалите ребенка за старания.

Проявляйте терпение по отношению к своему невнимательному ребенку. Вполне возможно, что он старается изо всех сил. Многим детям трудно начать выполнение задания и продолжать трудиться. Это поведение, которое не поддается контролю с такой уж легкостью и которое они не могут исправить лишь потому, что вы постоянно говорите им об этом.

Используйте метод поощрения.

Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции вкусной пищи. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее. Установлено, что при воспитании гиперактивного ребенка поощрение «нормального» поведения более эффективно, чем наказание за неправильное поведение,

Будьте осторожны в отношении критических замечаний.

Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя не идеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!" Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Не забудьте в будущем, когда он быстро наденет ботинки, сказать ребенку, что он умница).

РЕКОМЕНДАЦИИ   ВЗРОСЛЫМ   ПРИ ОБЩЕНИИ

С   ГИПЕРАКТИВНЫМ   РЕБЕНКОМ

  1. Отвлечь ребенка от капризов.
  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  12. Не читать нотации (ребенок все равно их не слышит).

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА

С   ГИПЕРАКТИВНЫМ   РЕБЕНКОМ

  1. Заранее договориться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома.
  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

СПИСОК  ВОПРОСОВ  ДЛЯ  БЕСЕДЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

ГИПЕРАКТИВНОГО  РЕБЕНКА

  1. Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
  2. Каковы особенности протекания беременности, родов?
  3. Трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую ему читает взрослый?
  4. Каковы особенности раннего развития ребенка?
  5. Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты, которые явно ниже его способностей?
  6. Часто ли ребенок нарушает правила?
  7. Есть ли в семье другие дети?
  8. Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?
  9. Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?
  10. Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?
  11. Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?
  12. Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
  13. Часто ли ребенок приходит в ярость?
  14. Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?
  15. Какая ведущая рука у ребенка?
  16. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму. К употреблению наркотиками?
  17. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
  18. Часто ли меняется настроение ребенка?
  19. Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?
  20. Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?
  21. Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую?
  22. Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (играет в машинки, чертит линии)?
  23. Любит ли ребенок смотреть телевизор?
  24. Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще: вербальная или невербальная?
  25. Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?
  26. Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?
  27. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
  28. Является ли ребенок аллергетиком?
  29. Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефицита внимания?
  30. Беспокоен ли ваш ребенок?
  31. Умеет ли ребенок хранить секреты?
  32. Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?
  33. Имеет ли ребенок привычку лгать?
  34. Каков уровень самооценки ребенка?
  35. Способен ли ребенок длительное время ждать вознаграждения?
  36. Есть ли в семье другие гиперактивные дети?
  37. Как ребенок реагирует на замечания взрослых?
  38. Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?
  39. Характерна ли для ребенка роль «клоуна» в группе?
  40. Страдает ли ребенок нарушением сна?
  41. Как долго спит ребенок?
  42. Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?
  43. Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?
  44. Является ли полной семья ребенка?
  45. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
  46. Часто ли в семье происходят конфликты?
  47. Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
  48. Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?
  49. Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?
  50. Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на прогулке?
  51. Труднее ли ребенку закончить задание в детском саду, чем дома?

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО   РЕБЕНКА

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- оградите гиперактивных детей от длительного присутствия возле компьютера и просмотра телевизионных передач;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;

- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

- чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ребенку приступить к выполнению данного ему поручения, так как это самый трудный этап;

- не давайте одновременно несколько указаний;

- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи:

- налаживание отношений психолога с группой и детей между собой;

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и воображения;

- развитие согласованности движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие эмоционально-выразительных движений.

Материалы  к  занятию:  мяч  средних  размеров.

Ход занятия:

1. Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей» (2-3 мин).

2. Упражнение «Прогулка в лесу» (7 мин).

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

3. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник» (5 мин).

Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то  из детей стать «камнями», а другим – «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спинной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.

4. Игра «Будь внимателен!» (5 мин).

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя,  должен поймать мяч и кинуть обратно.

5. Упражнение «Передай движение» (5 мин).

Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.

6. Заключительный этап (3-5 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.     

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи:

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания, наблюдательности и воображения;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы   к   занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; мольберт (подставка); доска имел (лист ватман и фломастер); палочки (длина – 30 см).

Ход занятия:

1. Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей (2-3 мин).

2. Игра «Изобрази явление» (8 мин).

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавными движениями руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкими движениями сверху вниз.

«Появились лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети выполнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какие явления назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

3. Игра «Самолеты» (2-3 мин).

Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».

Психолог говорит:

- Самолеты загудели, загудели, поднялись и полетели

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

- Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» - дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

4. Упражнение «Надоедливая муха» (2 мин).

Психолог говорит:

- Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется.  Вдруг муха  прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т.д.

5. Упражнение «Раз, два, три – говори!» (10-12 мин).

ЗАНЯТИЕ  3

Задачи:

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и воображения;

- развитие координации движений;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: 3-4 кубика средних размеров.

Ход занятия:

  1. Игра «Запретные движения» (5 мин).

Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

- Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения кроме одного.

Психолог называет и показывает «запрещенное» движение (например, подпрыгивание) и дает сигнал к началу игры.

  1. Игра «Зоопарк» (8-10 мин)

Психолог говорит:

- А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

3. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (10 мин).

На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей).

Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков.

Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.

Упражнение повторяются несколько раз.

  1. Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3 мин).

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит:

- Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Дети приседают или падают на ковер.

  1. Заключительный этап (2-3 мин)

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.

ЗАНЯТИЕ  4

Задачи:

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и памяти;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: листы плотной бумаги и фломастеры.

Ход занятия:

  1. Игра «Космическое путешествие» (10 мин).

Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд.

Психолог говорит:

- Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики – в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

Дети делают вид, что надевают скафандры.

- Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету.

Дети, идя друг за другом, обходят зал.

Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры. Поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

- Космонавты занимают места в ракете.

Дети садятся на стульчики.

- Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре,  три, два, один, старт!»

Дети садятся на стульчики.

- внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, старт!»

Дети имитируют звук двигателей.

По ходу игры можно предложить детям «испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).

- Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет на посадку.

Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.

- Поздравляю вас. Посадка прошла удачно.

Дети расслабляют мышцы.

- Сейчас вы высадитесь на не знакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.

Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно смотрят по сторонам.

- Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться в космический корабль.

Дети садятся на стульчики.

- Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.

Дети опускают голову и закрывают глаза.

2. Упражнение «Интервью» (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «раз, два, три». Все готовы? Начали!

- Космонавты здоровы? Раз, два, три!

- Люди на планете есть?

- Небо, какого цвета?

- Вода есть?

- Животные есть?

- Домой хотите?

3. Упражнение «Росток» (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти.

Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.

- Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 – деревья должны стать уже большими.

В конце психолог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.

4. Упражнение «Пловцы» (2-3 мин)

Психолог говорит:

- Пришло время отправляться в обратный путь.

Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.

- Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не приземлились, а « приводнились». Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее и плыть к берегу.

Дети встают со стульчиков и, имитируя движения пловцов, обегают зал и садятся на места.

5. Рисование на заданную тему (10-12 мин)

Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры.

- Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы)

 увидеть во время путешествия по незнакомой планете.

Дети выполняют задание.

ЗАНЯТИЕ  5

Задачи:

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания, наблюдательности  и памяти;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина – 30 см).

Ход занятия:

  1. Подвижная игра «Светофор» (5 мин)

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобус» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.

По окончании упражнения психолог говорит:

- А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».

2. Игра «Внимательные глазки» (5-7 мин).

Психолог говорит:

- Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.

Психолог предлагает одному из детей  спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д.

Упражнение повторятся несколько раз.

3.Упражнение «Знаете ли вы цифры?» (2-3 мин).

Психолог говорит:

- Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отвечают.

4. Упражнение «Расскажем и покажем»

Психолог говорит:

- Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится.

Вместе весело шагаем

И колени поднимаем.

Пальцы мы в кулак сожмем

И за спину уберем.

Руки в стороны, вперед,

И направо поворот.

Руки в стороны и вниз,

И налево повернись.

Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.

5. Упражнение «Знаете ли вы буквы?» (2-3 мин)

(Упражнение выполняется аналогично предыдущему).

6. Упражнение «Кто за кем стоит?» (5-7 мин)

Психолог говорит:

- Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете.

Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и воспроизводит по памяти, кто за кем стоит.

7. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» (3 мин)

Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.

8. Заключительный этап (2-3 мин)

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать. Какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку» поочередно высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Формы работы с родителями в первой младшей группе.

Опыт работы. Формы работы с родителями в первой младшей группе....

Опыт "Форма работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни семьи"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НА КОНКУРСЕ – АУКЦИОНЕ « ЛУЧШАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТ...

Работа с родителями. Опыт работы.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работни...

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенций в области дорожной безопасности в ДОУ

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенций в области дорожной безопасности в ДОУ.«Безопасное поведение на дороге». Движенья полон город!Бегут машины в ряд,Цветны...

Опыт проведения работы с родителями для повышения их компетенций в области дорожной безопасности.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города - это  важная задача в работе образовательного учреждения....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...