Особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста
статья по теме

В статье описывается особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста. Даны рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vospriyatiya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Особенности восприятия русской народной сказки детьми старшего дошкольного возраста"

Особое значение для развития личности ребенка имеет восприятие художественного произведения. Сказка является главным жанром дошкольного чтения: взрослые на всю жизнь сохраняют воспоминания именно о сказках, прочитанных в детстве. Эти воспоминания, как правило, относятся именно к старшему дошкольному возрасту

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

Интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появления интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. После 4 лет дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами. В этом возрасте формируются первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица). У детей 4 лет развивается воссоздающее воображение.

К старшему дошкольному возрасту ребенок может понимать сложные скрытые мотивы поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев.

С пятилетнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Самыми любимыми становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.

На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст.

В старшем дошкольном возрасте русские народные сказки являются самым любимым жанром. Они завладевают вниманием ребенка, вызывают любознательность, развивают интеллект и помогают понять самого себя, свои желания и эмоции. Сказки затрагивают все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение.

Творческое восприятие художественных героев приобретает яркую, эмоциональную окраску. Дошкольник активно относится к воспринятому, пытается воздействовать на ход событий сказки. В процессе развития художественного восприятия зарождается оценка воспринятого. В дальнейшем восприятие художественного текста становится более глубоким, анализирующим.

Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям:

1.        Не следует прекращать читать ребенку вслух, даже в том случае, если он умеет  читать самостоятельно, поскольку именно чтение взрослого предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л.М.Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика.

2.        Дети в дошкольном возрасте очень любят русские народные сказки. Слушая сказку, ребенок не умеет и не хочет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям в сказке. Он вмешивается не только мысленно, но и действенно в ход повествования (прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям). Не ругать ребенка и не наказывать, если он под впечатлением прочитанного испортил книгу: замарал изображение отрицательного героя, вырезал ножницами положительного персонажа, желая спасти его от опасности. Необходимо помнить, что это – результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и таким образом. В таких случаях нужно поговорить с ребенком и объяснить ему необходимость бережного отношения к книгам.

3.        Необходимо отвечать на вопросы детей о прочитанном, отталкиваться от них при проведении бесед о книгах. В художественных текстах множество слов, значения которых еще не известны ребенку. Ребенку нужно указать значение слова, если ребенок задал вопрос или если вы чувствуете необходимость разъяснения значения слова для понимания текста.

4. Для детей старшего дошкольного возраста могут быть привлекательны как положительные, так и отрицательные герои. Играя роль отрицательного героя, ребенок может вызвать недовольство взрослых. В таких случаях рекомендуем попытаться отвлечь и переключить ребенка на другое занятие, временно отказаться от чтения любимой книги.

5.        Если сказка заканчивается печально, если ребенок слишком эмоционально реагирует, придумать вместе с ребенком другую концовку (например, для сказки “Теремок”).

6.        Для того, чтобы ребенок глубже и адекватнее понял прочитанный текст, необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности (рисованию, лепке, инсценированию сказок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.

Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста....

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

Данная работа стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого родителя. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще ...

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно­художественной ценности произведений и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огро...

Статья "Особенности восприятия негативной информационной продукции детьми дошкольного возраста"

Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети в силу возраста не обладают способностью ...

Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста

Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми дошкольного возраста...