Консультация "Нравственное формирование личности внутри семьи"
консультация на тему

Калинина Тамара Геннадьевна

Дошкольный возраст позволяет не только заложить человечность в  детях, но и сформировать  нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_formirovanie_lichnosti_vnutri_semi_docx.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственное формирование личности внутри семьи»

Дошкольный возраст  является основой,  фундамент общего развития ребенка, на котором формируются все высокие человеческие начала. Этот возраст позволяет не только заложить человечность в  детях, но и сформировать  нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, родители совместно с педагогами способны научить детей правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.     Всё больший интерес ребёнка  направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослых подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок  представления ребёнка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко. В этот период жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями со сверстниками, что способствует  появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.  Развитие  произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Развивается сосредоточение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослого).   Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учиться последовательно и логически выстраивать свои действия, которые помогают ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

-любопытство;

-любознательность;

-чувство юмора;

-удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

-чувство прекрасного;

-чувство героического.

К моральным чувствам относят:

-чувство гордости;

-чувство стыда;

-чувство дружбы.

       На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выражающееся в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто у  детей появляется такая черта как лживость, как целенаправленное искажение истины. Развитию лживости способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативизмом блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а зачастую и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывая свою вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении с взрослым ребенок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. Необходимо формировать у ребёнка привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить детей уважать и любить:  родную природу, к родной дом и семью, историю и культуру страны. Обращение детей к истокам культуры своего народа формирует чувства уважения и гордости. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Формирование чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. И это целиком и полностью зависит от того как и чем наполняется жизнь семьи, как строятся взаимоотношения внутри неё. От того что происходит внутри семьи напрямую зависит появятся или нет крепкие, неразрывные связи с родным домом, родителями, насколько нравственными вырастут дети, как они будут проявлять свою заботу о родных и близких во взрослой жизни. Большая Родина начинается с малой- с того что в раннем детстве находит отклик и восхищение. И хотя многие впечатления в дошкольном возрасте  еще не осознаются глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение детей в культуру собственного народа посредством вызывающих эмоциональный отклик сказок, пословиц, потешек, песен, поговорок, былин, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому необходимо отбирать литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Также большое значение в воспитании нужно придавать увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения и исторического значения.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества” - эта тема очень любима детьми. Она порождает желание ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме детям раскрывается величие подвига советского солдата с помощью рассказов, книг и песен  тех времен и о тех временах. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. И это очень важно для подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - основа основ в формировании личности ребенка.

1.      Семья как персональная микросреда развития ребенка2.      Формы общения педагога с родителями в ДОУ3.      Нега...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. ...

Формирование личности ребенка в семье

Формирование личности ребенка в семье является одной из наиболее значимых.  Важность семь и как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находи...

"РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. ...