Начинаем читать дома.
консультация по теме

Тюрина Оксана Павловна

Готовая консультация для родителей. Материал содержит краткие, но полные  рекомендации, которые помогут избежать,часто встречающихся, ошибок  родителям дошкольников, решивших обучать своего ребенка чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachinaem_chitat_doma.rar735.3 КБ

Предварительный просмотр:

Советы учителя-логопеда

Учимся читать дома.

Рано или поздно любой нормальный родитель ребенка-дошкольника задумывается над вопросами обучения чтению своего чада. И на сегодня различных методик по обучению чтению довольно много, начиная от обычного букваря и заканчивая методиками Зайцева и Глена  Домана.

5 - 6 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Родителям, занимающимся со своими детьми родным языком, необходимо учитывать следующее: 

  • Наша речь состоит из предложений
  • Предложение-это законченная мысль
  • Предложения состоят из слов
  • Слова состоят из звуков
  • Звук-это то, что мы слышим и произносим
  • Буква-это то, что мы пишем и видим
  • Звук на письме обозначается буквой
  • Звуки бывают гласные и согласные

Начиная обучать ребенка чтению необходимо помнить, что…

1. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук. К примеру, звук «М» мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ или МЭ!

2. Чтение не должно быть побуквенным, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал, и что за слово из них получается. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Обучая ребенка механизмам слогового чтения и развивая его фонематический слух, слуховое восприятие и внимание, следует помнить, что…

  • Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за счет мягких согласных
  • Гласные звуки — это звуки, которые можно петь и образуются они при участии голоса. При этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.
  • В русском языке гласных звуков всего 6 – А,У,О,И,Ы,Э, а гласных букв 10: А,О,У,И,Ы,Э, Я, Е,Е,Ю.
  • Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=Й+А, Е=Й+Э, Е=Й+О, Ю=Й+У. Если они в начале слова (яблоко, ель), после гласных (маяк, каюта) и твердого и мягкого знаков (семья, подъем)
  • В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы на письме обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук Я-А, Ю-У, Е-Э, Е-О
  • Гласные звуки называют слогообразующими, без гласного звука нет слога.
  • Сколько в слове букв гласных звуков, столько слогов в слове.
  • Гласные звуки на схемах обозначаются фишками красного цвета.

Развивая фонематический слух, слуховое восприятие необходимо обращать внимание ребенка на то, что…

  • Согласные звуки - это те звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду
  • Звонкость и глухость согласных звуков определяется на слух и  по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло.
  •  Глухие согласные – произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума (т.е. горло не дрожит): К, П, С,Т, Ф, Х и их мягкие пары Ц, Ч, Ш, Щ.
  • Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки (т.е. горло  дрожит): Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р и их мягкие пары, Ж, Й.
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных
  • Парные (15 пар): б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь         
  • Всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц         
  • Всегда мягкие согласные звуки- ч, щ, й
  • Твердые согласные звуки обозначаются фишкой синего цвета
  • Мягкие согласные звуки обозначаются фишкой зеленого цвета

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по кружку “Я начинаю читать” в подготовительной группе №9.

Итоговое занятие проведено с целью закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности....

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ

Книга -источник знаний! Любовь к чтению нужно прививать детям с самого раннего возраста. В статье представлены несколько советов,  как развить у детей любовь и интерес к чтению....

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ...

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ

Не целессобразно готовить детей к школе путём усвоение ими "школьных" технологий, пусть даже "развивающих", с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения необх...

Начинаем читать

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: куб...