Начинаем читать
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Акифьева Наталья Владимировна

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachinaem_chitat_may.docx72.56 КБ

Предварительный просмотр:

Начинаем читать

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.Эйдетика для детей или развитие памяти и внимания. Тренинги, семинары и мастер-классы, Украина, Одесса и область, Одесса

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может. Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Как учить буквы
1. Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М». 
2. Складывать буквы из пальцев. 
3. Строить буквы из палочек, веточек, конструктора. 
4. Высыпать буквы из песка, муки, крупы. 
5. Лепить буквы из теста, пластилина. 
6. Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу. 
7. На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку). 
8. Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.). 
9. Дописывать «сломанные» буквы. 
10. Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М). 
11. Подбирать картинки на заданную букву. 
12. Раскрашивать большие буквы. 
13. Обводить буквы по пунктиру. 
14. Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»). 
15. Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки. 
Звуко-слоговой анализ слова
Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской. 
Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей. 
Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.) 
Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных? 
Подготовка руки к письму
Тетрадь должна быть с полями. 
Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки). 
Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша. 
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому,важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начинаем читать дома.

Готовая консультация для родителей. Материал содержит краткие, но полные  рекомендации, которые помогут избежать,часто встречающихся, ошибок  родителям дошкольников, решивших обучать своего ...

Итоговое занятие по кружку “Я начинаю читать” в подготовительной группе №9.

Итоговое занятие проведено с целью закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности....

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ

Книга -источник знаний! Любовь к чтению нужно прививать детям с самого раннего возраста. В статье представлены несколько советов,  как развить у детей любовь и интерес к чтению....

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ...

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ

Не целессобразно готовить детей к школе путём усвоение ими "школьных" технологий, пусть даже "развивающих", с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения необх...