ПРОГРАММА деятельности Центра Игровой Поддержки Ребенка 2013/14
рабочая программа (младшая группа) по теме

Монахова Екатерина Юрьевна

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш  развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 756

Структурное подразделение № 3

 (Детский Сад № 665)

 СВАО   г. Москвы 

Педагог-психолог:

Монахова Екатерина Юрьевна


Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш  развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды.

Идеи раннего развития пропагандируются в СМИ, рынок книжной продукции переполнен литературой по так называемому «раннему развитию способностей» к рисованию, музыке, хореографии и пр. У родителей возникает мысль о том, что чем раньше начнется непосредственная подготовка ребенка к школе, тем лучшие результаты она принесет. Мода на раннее развитие малыша вызывает у родителей настойчивое стремление как можно раньше научить его читать, считаать, развить у него логическое мышление, память и внимание, что, по их мнению, поможет «вырастить гения».

Таким образом, у современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны – отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных возможностях и потребностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, организации повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую не пригодных для усвоения ребенком раннего возраста. Между тем уникальность раннего возраста определяется совсем другими основаниями. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми. На разрешение обозначенного противоречия и направлена данная программа.

ЦЕЛЬ программы: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов.

Программа предназначена для работы с детьми от двух до трех лет и их родителям. Срок освоения программы 1 год.

Центральным моментом для разработки программы послужили идеи Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, которые  показали: задачи воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослыми и самостоятельно;

- развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;

- обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;

- создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредством психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.

В результате освоения программы родители должны знать:

- особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;

- эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;

- виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.

Родители должны уметь:

- создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

- эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;

- руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;

Использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Дети должны знать:

- названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

- особенности использования разных видов игрушек;

- правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;

- названия некоторых любимых игр.

Дети должны уметь:

- эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

- готовить игрушки и место для игры;

- соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

- использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;

- поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника;

- подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;

- играть рядом и вместе с другими детьми;

- самостоятельно инициировать игру;

- выражать свои игровые предпочтения;

- создавать условия для игр;

- использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовой материал;

- действовать, соблюдая игровые правила;

Делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.

Программа включает следующие разделы:

  1. Адаптационные игры.
  2. Игры, направленные на сенсорное развитие.
  3. Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.
  4. Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.
  5. Игры, направленные на ознакомление с окружающим.
  6. Игры, направленные на физическое развитие.
  7. Сюжетные игры.
  8. Игры, направленные на социальное развитие.
  9. Игры-развлечения, музыкальные игры.

Содержание разделов дифференцируется в соответствии с возрастом детей при составлении комплексно-тематического планирования, в подборке игр и игрушек. Комплексно-тематическое планирование предполагает обеспечение на основе использования игр и игрушек, создания игровых ситуаций, интегрирование как детских видов деятельности, так и задач работы специалистов с детьми и родителями.

Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым (индивидуальных и подгрупповых), так и самостоятельных игр детей.

Работа с родителями планируется по трем этапам.

Цель первого этапа: формировать позитивный образ своего ребенка, адекватные представления и его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистом и другими семьями в процессе совместного участия в играх и игровых ситуациях.

На втором этапе достигается цель: научить приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.

Третий этап предполагает формировать умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.

Задачи работы с родителями не дифференцируются по видам игр, организуемых специалистами с детьми. На каждом этапе они решаются комплексно разными специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем – в процессе организации всех видов игрового взаимодействия.

В процессе работы с родителями применяются методы активного социально-психологического обучения. Особо важное место занимает такая форма работы, как консультирование. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист-ребенок-родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

Режим встреч – два раза в неделю в течение 1 часа. Организуется парное взаимодействие в системе «мать–ребенок» под руководством специалистов.

Требования к организации игрового взаимодействия взрослого с ребенком:

  1. Поддерживаются все проявления активности ребенка.
  2. Создаются коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции ребенка.
  3. Организуются эмоционально насыщенные игровые ситуации.
  4. Обеспечивается неоднократное повторение знакомых игр как в течение игрового дня, так и в течение более длительного периода работы с учеником.
  5. Учитываются состояние ребенка на момент игрового взаимодействия, его интересы и предпочтения.
  6. В игры включаются предметы, игрушки, сделанные в семье.
  7. Предусматриваются профилактика и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.

Примерная структура игрового дня:

10.00-10.05. Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. Индивидуальные и подгрупповые игры с детьми, направленные на социальное развитие (педагог-психолог). Индивидуальное консультирование с родителями (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед).

10.05-10.10. Приветствие (педагог-психолог). Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры (педагог-психолог, воспитатель).

10.10-10.30. Подгрупповые игры:

- направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие предметно-манипулятивной деятельности (педагог-психолог);

- направленные на физическое развитие/ознакомление с окружающим (воспитатель);

- направленные на развитие речи/профилактику речевых нарушений (учитель-логопед).

10.30-10.40. Игры-развлечения, игры, направленные на музыкальное развитие/сюжетные игры (педагог-психолог, воспитатель).

10.40-11.00. Самостоятельные игры детей вместе с родителями. Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей (педагог-психолог, воспитатель). Индивидуальные сюжетные игры с детьми (воспитатель). Индивидуальное консультирование родителей (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед).

        

Игры дополняются продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием) родителей с детьми. Данная структура игрового дня позволяет эффективно взаимодействовать специалистам в процессе игровой поддержки ребенка, максимально разнообразить игровые ситуации с учетом не только возрастных особенностей, но и индивидуальных предпочтений, интересов детей, а также мобильного реагирования на возникающие запросы родителей.

Адаптационные игры

Задачи работы с детьми:

- формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно-игровом уровне;

- корректировать психоэмоциональное напряжение;

- вызывать интерес к действиям взрослого; стимулировать подражание взрослому;
- учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

- развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Задачи работы с родителями:

- научить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком; стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;

- помочь освоить приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.

Игры, направленные на сенсорное

и интеллектуальное развитие

Задачи работы с детьми:

- учить находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества; выделять количественные признаки: «один-много», «много-мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху;

- вызывать интерес к предметному миру, желание научиться способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;

- формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;

- развивать зрительное и слуховой сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;

- познакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, ткани, крема, клея, красок.

Зачади работы с родителями: научить обогащать чувственный опыт ребенка; использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов; взаимодействия с предметным миром; вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на познание сенсорных характеристик объектов; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на развитие

предметно-манипулятивной деятельности

Задачи работы с детьми:

- развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;

- учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом; удерживать карандаш и выполнять соответствующие действия; удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия с мозаикой и строительным материалом; продевать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку; раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету; действовать целенаправлено, выполняя соотносящие действия; пересыпать крупу ложкой, наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов;

- формировать орудийные действия.

Задачи работы с родителями: научить обогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственно окружения; создавать условия для переноса ребенком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации; вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на освоение ребенком предметных действий; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на развитие речи

и профилактику речевых нарушений

Задачи работы с детьми:

- учить дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительную лексику; понимать словесные инструкции из одного-трех элементов; внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию; понимать (от двух с половиной лет) рассказ взрослого без показа, повторять за взрослыми рассказ из 3-4 предложений, рассказывать из личного опыта;

- формировать интерес к речевым звукам, умение отличать их от неречевых, понимание слов-действий, слов-признаков;

- вызывать инициативную речевую активность.

Задачи работы с родителями: научить создавать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образы, в том числе литературные и фольклорные тексты для обогащения и активации детской речи; вызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать в диалог, осваивать приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха; организовывать речевые игры; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные

на ознакомление с окружающим

Задачи работы с детьми: учить выделять и  называть животных, птиц, растения, природные явления, предметы обихода, людей; строение объектов окружающего мира, их характерные особенности и признаки; наблюдать объекты живой и неживой природы, эмоционально откликаться в процессе наблюдения, отвечать на вопросы по содержанию наблюдаемого; рассматривать предметы, предметные и сюжетные картинки, отвечать на вопросы по их содержанию, воспроизводить их содержание в небольших рассказах.

Задачи работы с родителями: научить организовывать наблюдение, рассматривание объектов окружающего мира; использовать игры и игровые ситуации для ознакомления ребенка с окружающим миром; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные

на физическое развитие

Задачи работы с детьми:

- учить уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей; действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мячи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершать вращательные движения;

- совершенствовать навык ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия;

- развивать содружественные движения рук и пальцев: выполнять раскатывающие движения пальцами обеих рук одновременно; удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами, удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, ставить пальчик в указанное место, удерживать палец в согнутом положении, держать в согнутом положении три первых пальца; двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесие, координацию движений;

- формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы;

- стимулировать быстроту реагирования.

Задачи работы с родителями:

- научить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка; использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;

- помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.

Сюжетные игры

Задачи работы с детьми:

- учить выделять игрушки среди других предметов и запоминать их; называть игрушки и действовать с ними согласно их назначению; выполнять по подражанию и самостоятельно предметно-игровые действия, объединять их в несложный сюжет; подбирать игрушки, необходимые для обыгрывания определенного сюжета; переносить знакомые предметные действия в игровые ситуации; создавать и обыгрывать постройки, выполненные из разных видов конструктора, строительного материала; использовать в игре предметы-заместители, давать им игровое наименование (после двух с половиной лет);

- развивать интерес к совместным со сверстниками предметно-игровым действиям.

Задачи работы с родителями: научить организовывать сюжетные игры, включаться в игру детей и развивать ее сюжет; осваивать приемы ролевого взаимодействия; обыгрывание разных видов образных и технических игрушек, игрушек-забав и театрализованных игрушек; включения этих игрушек в другие виды деятельности; создавать проблемные игровые ситуации; организовывать сюжетную игру ребенка со сверстником; вводить в игры ребенка предметы-заместители; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные

на социальное развитие

Задачи работы с детьми:

- формировать эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику (партнеру по игре), положительные эмоции, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать; умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться просьбой;

- учить повторять за взрослым движения, действия, звуки, слова по показу; выполнять движения и действия по словесной инструкции; наблюдать за игрой другого ребенка; выполнять вместе со сверстником простые действия: складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы; действовать по очереди, не толкаясь, ждать; подражать эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с ругими детьми, показанными взрослым; запоминать и называть имена сверстников, употреблять местоимения «ты», «я», «моя», «мой»; ориентироваться на своем теле (знакомить с функциональным значением рук и ног, органов чувств); фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем, откликаться на него и повторять; узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест; запоминать место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры; понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги».

Задачи работы с родителями: научить правилам поведения и деятельности в игровых ситуациях; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций; использовать игровые ситуации для развития личности ребенка, его самосознаний и эмоций; стимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощью игровых ситуаций; отбирать игры, игрушки и игровые пособия  с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.


Игры-развлечения,

игры, направленные на музыкальное развитие

Задачи работы с родителями:

- вызывать интерес к играм-забавам, стимулировать эмоциональный отклик на действия персонажа и желание принять участие в играх-забавах;

- учить наблюдать за действиями героев разных видов театра; перчаточные куклы (бибабо), театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; действовать под музыку в соответствии с ее настроением; эмоционально откликаться на происходящее; обыгрывать музыкальные образы: птички, зайчики, цыплята; подражать действиям взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком под музыку, прятать предмет за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках сюжетную игрушку: куклу, мишку и др., ритмично топать, хлопать в ладоши под музыку); водить хоровод; произносить звукоподражания, междометия, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать;

- развивать интерес к музыкальным играм, желание в них участвовать; чувствительность к изменению громкости, темпа и ритма музыки;

- формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Задачи работы с родителями: научить использовать игры-игрушки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; показывать ребенку разные виды театра; использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.

Методика проведения занятий с игрушками

   Сюжетная  игра детей второго  года  жизни длится недолго – от 3 до 5 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребёнка, поэтому взрослые должны сделать всё возможное, чтобы не упустить этот возрастной период решить следующие задачи:

- вызвать интерес к игровой деятельности;

- сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;

- способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;

- побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной стороны игрушками на другие;

- подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой и т.п.)

   Решить эти задачи несложно, если взрослые серьёзно отнесутся к руководству игровой деятельностью с учётом специфики возраста ребёнка.

   По мнению учёных, руководство игрой детей до полутора лет заключается в обучении их разнообразным действиям с игрушками путём прямого показа (покормить собачку или кошечку, уложить спать гуся и т.п.).

При этом все действия взрослого обязательно сопровождаются словами.

Во втором полугодии 2-го года жизни взрослые должны всё больше применять словесную инструкцию, ориентируясь на уже имеющийся опыт детей (Взрослый говорит: «Покорми кошечку, дай ей в мисочке кашку»).

   Действия с игрушками в начале года второго года жизни являются лишь подражанием тому, что ребёнку много раз показывал взрослый, а после полутора лет малыш начинает обобщать  имеющиеся у него представления об игровых действиях. Дети «кормят» не только то животное, которое «кормил» взрослый, - они совершают это игровое действие по отношению ко всем игрушкам. При этом малыш в своей активности может «покормить» стул, книжку и т.п.

  Во втором полугодии  2-го года жизни развитие игры идёт в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребёнок покормил белочку, а затем уложил её спать. При этом малыш уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, её голову кладёт на подушку, укрывает одеялом, качает.

   Второй год жизни характеризуется бурным развитием понимания речи. Ребёнок всё большее количество названий предметов, действий, обращений к нему. Достаточно 2-3 раза  показать предмет и назвать его, как малыш уже усваивает его название и по заданию взрослого покажет на него пальчиком или принесёт его. Поэтому совместно со взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.

   В методических  рекомендациях к  программе «Из детства – в отрочество» детский психолог Л.Н. Галигузова выделила ряд условий, которые способствуют развитию игры у детей раннего возраста:

Условие 1

Прежде чем взрослый начнёт игру с ребёнком, он должен установить с ним эмоционально – положительный контакт.

Условие 2

Знакомя ребёнка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым.

Условие 3

Наблюдая за игрой ребёнка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет.

Условие 4

Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивные действия малыша (если ребёнок просто катает машинку, то можно попросить его показать игрушку).

Условие 5

В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом. Хотя воображение детей раннего возраста находится пока ещё у самых истоков развития, но даже в этом возрасте малыши способны понять, как можно угостить куклу «понарошку», поднося  к  её рту лишь пустую щепотку.

Условие 6

Игровые действия взрослого могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребёнку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т.п.

Условие 7

Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек  в режимные моменты. Во время приёма пищи взрослый может посадить на стульчик рядом с детьми собачку, сову или другую игрушку, и она будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку можно также организовать участие игрушек в этом процессе.

Использование игрушек

для эстетического развития детей

Общеизвестно, что для полноценного развития ребенка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: частушки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением со взрослыми.

 Устная детская поэзия обладает своими неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют ее как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Многие исследователи справедливо определяли своеобразие детского фольклора, прежде всего, его педагогической направленностью. Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересов ребенка, умели считаться с его возрастом. В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма была доступна ребенку определенного возраста… Изучая народное творчество для детей, можно убедиться с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения за психологией детства.

К сожалению, в настоящее время фольклорные произведения «отдаляются» от детей раннего возраста все больше и больше. В результате специального изучения, проведенного среди родителей детей раннего возраста в разных регионах России, было установлено: только две потешки из фольклорного репертуара для детей раннего возраста используются большинством из них – это «Сорока – ворона» и «Коза рогатая».

Для того, чтобы помочь родителям и педагогам в процессе общения и забав с маленьким ребенком использовать широкий круг детского фольклора, нам подобраны различные произведения (потешки), которые взрослые могут использовать в работе. Так, например, демонстрируя детям игрушку сову, будет уместно прочитать потешку «Совушка – сова – большая голова» или, используя игрушечного медведя, разыграть перед детьми с использованием тазика с водой такую потешку:

Пришел медведь к броду

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок

Уж он кис, кис, кис,

Вымок,

Выкис,

Высох,

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок…

(и можно начинать сначала).

   Очень  много  радости взрослый может доставить ребенку, действуя с резиновым медведем при игре с водой, а так же на то, каким бесценным арсеналом педагогических средств располагает эта простенькая песенка для развития малыша (словарная работа, развитие фонематического слуха, стремление к подражанию и воспроизведению звуков, слов и т.д.).

   Наряду  с  песенками, потешками большое значение для развития приобретает художественная литература: чтение сказок, слушание поэтических произведений.

   Родители  и  педагоги должны читать и рассказывать детям  как можно больше сказок. При этом не следует бояться того, что та или иная сказка может надоесть ребёнку. От  однообразия  устают взрослые, а дети обожают многократные  бесконечные чтения одного и того же произведения.

   Разнообразить чтение или рассказ взрослые могут путём драматизации с помощью игрушек. Но недопустимо чтение подменять драматизацией, потому что восприятие текста на слух обладает особым развивающим  эффектом. С  успехом можно использовать игрушки и для «иллюстрирования» музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка

Направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет, на основе современных методов организации игровой деятельности....

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

Центр игровой поддержки ребенка

Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное учреждение....

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в центре игровой поддержки ребенка 1,5-3 лет жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование Тема: «Веселые друзья»

Программное содержание: Познакомить детей с крупным конструктором ЛЕГО. Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитывать интерес к конструированию из конструкторов нового поколения.Оборудование: Нагля...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в центре игровой поддержки ребенка 1,5-3 лет жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование Тема: «Дом для поросенка»

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с крупным конструктором ЛЕГО. Развивать мелкую и крупную моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к конструированию из конструкторов нового...

Программа Центра игровой поддержки ребенка в ДОУ

Программа Центра игровой поддержки ребенка в ДОУ с конспектами занятий...