Консультация для родителей на тему "Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) по теме

Лазарева Ольга Александровна

Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МАДОУ ЦРР д/с №377

Консультация для родителей на тему:

«Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет         к обучению в школе»

                                                                           Подготовили: воспитатели гр. №9    

                                                                                               Лазарева О.А

Самара 2013 г.

Становление личностной готовности ребенка к обучению в школе складывается в 6 – 7 летнем возрасте. Личностная готовность к обучению предполагает, что у ребенка должен быть определенный уровень развития эмоционально – волевой сферы, самосознания и самооценки. Следовательно, будущий школьник должен обладать знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке), управлять своими чувствами и действиями.                                                                        Одним из важнейших признаков волевого поведения считают его связь с преодолением препятствий. К концу старшего дошкольного возраста ребенок сознательно управляет своим поведением, своими внутренними и внешними действиями. Взрослый помогает ребенку осмыслить правильность и необходимость определенного поступка. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание и одобрение со стороны окружающих людей. Из данного качества при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие качества, которые так необходимы ребенку при поступлении в первый класс.                                                                                        В становлении личностной готовности для успешного школьного обучения наиболее значимы сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Волевое поведение проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность. С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания.                        Важным в становлении личностной готовности является для ребенка управление своими эмоциями и чувствами. У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми их сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это нужно. Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со сверстниками и взрослыми. К концу дошкольного возраста у него формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности к общему делу, чувство долга. К 7 годам ребенок в состоянии оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, он уже понимает нравственный смысл ответственности, а значит, будет ответственно относится к своим новым обязанностям в школе. В этом ребенок уже может регулировать свое поведение. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.                                                                                                 К концу дошкольного детства у ребенка формируется самосознание. Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Говоря о значении адекватной самооценки для формирования личности, известный психолог К. Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека выражается именно в самооценке. Процесс формирования самосознания и самооценки происходит благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. У ребенка возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника.                От самооценки зависят отношения ребенка с окружающими, его отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность его деятельности, в дошкольном возрасте – игровой, в младшем школьном возрасте – учебной. И. И. Чеснокова отмечала, что к 7 годам формируется способность к критичной и в целом к адекватной самооценке в конкретной цели значимой деятельности. На протяжении седьмого года жизни возрастает общая тенденция к критичности, дети стремятся расположить к себе взрослых посредством самокритичных суждений, отходят от попыток непосредственного убеждения в «хорошести».                Не менее важным в становлении личностной готовности к обучению в школе является самостоятельность ребенка. Самостоятельность в отечественной психологии рассматривается как свойство личности, формирующееся на протяжении всего дошкольного возраста и зависящее от особенностей деятельности и всего режима жизни ребенка. Оно достигает в своем развитии разных уровней в зависимости от системы предъявляемых требований и проявляется, прежде всего, в инициативе, независимости, ответственности. Это свидетельствует о том, что самостоятельность предполагает определенный уровень развития интеллектуальной и волевой сфер личности.                                                                                                Итак, можно сказать, что к началу обучения в школе у ребенка складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личностное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы, а значит, у ребенка формируется личностная готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Рекомендую родителям "Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет\'\'. Интеллектуальная готовность ре...

Консультация для родителей на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению....

Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе

В последнее время проблема становления готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Личностная готовность ребенка к школьному обучению- это один из важнейших итогов психи...

Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность ребенка к обучению к школе"

Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность  ребенка к обучению к школе"...

консультация для родителей "Что такое психологическая готовность ребенка к школе?"

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологичес...

Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей на тему: «Физическая готовность ребенка к школе»...

Консультация для родителей "Психологические критерии готовности ребенка 7-ми лет к обучению в школе»

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.П...