Особенности сказки, её значение в развитии воображения.
статья (младшая группа) по теме

Травкина Юлия михайловна

Дошкольное детство – очень короткий и ответственный отрезок в жизни ребенка. Но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка:

- формируются основы личности. Ребенок осознает свое «Я», свою активность, начинает объективно себя оценивать. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка;

- расширяется сфера деятельности и круг общения малыша. У него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества;

- в дошкольном  возрасте  интенсивно идет познавательное развитие. Ребенок овладевает родным языком, усваивает сенсорные эталоны. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Формируется произвольность психических процессов.

Через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение закладывается возможность создать что-либо новое, необычное. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка-дошкольника.

Актуальность данной темы бесспорна, т. к. воображение – важнейшая сторона нашей жизни. Воображение – присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предыдущего опыта.

Развитое воображение оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Без активной работы воображения мышление, в этом случае, почти бессильно. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика.

Воображение является своеобразным импульсом к творчеству. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат воображения и творческой деятельности людей. И то, на сколько продвигается вперед человеческое общество, в будущем будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_skazkoy.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

               Особенности сказки, её значение в развитии воображения.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.

В энциклопедическом словаре приведено следующее определение сказки: «Сказка – это один из основных жанров устного народно-эпического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел Сказкой также называют различный виды устной прозы».

При всей невероятности событий в основе сказок лежат реальные идеи и установка на раскрытие жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла, формы которого складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений народа, как в древние, так и в поздние исторические времена. Сказки коллективно создавались и коллективно хранились народом. Это устные, художественные эпические повествования в прозе с таким содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изображения действительности и в силу этого прибегает к вымыслу; традиционные формы вымысла складывались на протяжении веков в тесной связи со всем укладом народной жизни. Во всех сказках раскрытие идеи по необходимости обуславливает обращение к фантастике.

Наиболее существенный вопрос, который необходимо выяснить при изучении сказок, - это вопрос о том, как в образах сказок отражается действительность и как преломляется в фантастическом вымысле реальная жизнь людей. Без ответа на него нельзя понять сказку как творчество, обязанное содержанием народной истории. Правильный подход к решению проблемы исключает толкование сказки как художественного рассказа, «не имеющего иной цели, как действовать на фантазию слушателя, и в основе своей заключающего вымышленное событие, интересное самой своей невероятностью, или юмористическими ситуациями».

Свое содержание сказки вынесли из жизни, которой жили их творцы. Поэтому сказкам свойственна острая социальная сатира.

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которое дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской) рождается протест и желание сделать все наоборот. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.

С давних времен люди использовали сказки как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль.

Воображение начинает развиваться со сказок. Даже просто со слушания сказок. Ребенок представляет главных действующих персонажей, сопереживает им, радуется вместе с ними, воспринимает их приключения, как настоящие. Под воздействием эмоций начинается бурная работа фантазии, этому же способствует и интерес ребенка к событиям которые происходят с героями сказки, так если взрослый прерывает чтение, ребенок рисует себе возможные варианты продолжения.

Слушая сказки с героями-путешественниками, дети тоже перевоплощаются в путешественников, стараясь предугадать, что еще может произойти с героем и чем закончатся его приключения.

Но сказки детям можно не только рассказывать, их можно сочинять самим вместе с детьми, на сказках можно тренировать воображение, память, сообразительность ребенка.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников

Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников 1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ У современных детей умение играть развито очень слабо. Игра вытеснилась другими, взрос...

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

Статья " Значение дидактических игр для развития воображения дошкольника "

        Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельно...