"ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?"
статья (подготовительная группа) на тему

Сунцова Елена Артёмовна

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе,— это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве. Подготовленность к школьному обуче­нию на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собствен­но тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. В предлагаемой статье рассказывается, что  комплексная подготовка детей к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физичес­кой зрелости 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._gotov_li_rebenok_k_shkole.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе — одна из главных задач воспитателей и психологов. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки к школе» в развивающих центрах, домах культуры и т.п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать, «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребенка должны принять в школу без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе,— это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве. Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8—9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти. Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться — учителя или соседа по парте. Таким детям непросто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90% первоклассников). Данные опросов учеников первого класса показывают, что от школы они ждут в первую очередь возможности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «не спать днем», «гулять, когда ребята в садике еще не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают», «тетрадки с котенком на обложке», «что все вещи новые» или льстит, что теперь они «взрослые почти что», «встают сами по будильнику», что «некоторые еще не пошли в школу и остались в саду». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,5—7 лет далеко от  того,  что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята.

Что же нужно сделать? Детям 5-6 лет можно объяснить, зачем дети ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. Можно поиграть в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами), показать картинки из школьной жизни для обсуждения. Например, на одной картинке нарисована девочка, делающая уроки, на другой — два мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей — стол с книгами и ящик с игрушками, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребенка, какая картинка ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он выбрал бы сейчас — уроки или игрушки, а что — когда пойдет в школу... Можно разложить на отдельном столике в группе книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей: «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Все это вы узнаете в школе».

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее. Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность. Простейшую проверку психологической готовности могут провести сами родители.  Выясните, умеет ли будущий школьник:

• заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20—30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

• правильно понимать с первого раза простейшие задания — например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

• действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

• действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4—5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок — квадрат, кружок — квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);

• хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх — низ, над — под, направо — налево;

* уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и т.д.);

• ориентироваться в понятиях больше — меньше, раньше — позже, сначала — потом, одинаковое — разное;

• запоминать короткие стихотворения.

Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру. Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину (например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один»). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит. При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребенок может показаться глупым, неспособным, особенно в стрессовой ситуации. Уже к 6—6,5 годам возможно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения» (например, уговаривать самого себя: «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится...»). При этом важно избегать формулировок с частицей «не»: «Не надо плакать», «Мне нельзя нервничать» и т.п. Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов—выдохов), технике «отстранения» (представить, что все неприятности отгорожены толстым стеклом, текучей водой и т.д.). Заниматься этим должен только квалифицированный психолог; он же обучает родителей, так как обычно механизм возникновения аффекта у ребенка тот же, что у его матери или отца, а в ситуации напряжения происходит взаимозаражение негативными эмоциями, и избавляться от них необходимо всем вместе.

Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом—втором классах. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Поэтому «продленка» здесь нежелательна,   целесообразнее   организовать жизнь ребенка с нормированными, посильными ему нагрузками и помощью взрослых. Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности.

Если же малыша, еще не готового психологически к обучению в школе, родители все-таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать все возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых). В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче. М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

Статья о готовности ребенка посещать детский сад...

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

Статья о готовности ребенка посещать детский сад...

ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

Статья о готовности ребенка посещать детский сад...

Папка-передвижка "Готов ли ребёнок к школе?"

Рекомендации по определению готовности к школе детей....

Готов ли ребёнок к школе?

Анкета для родителей....

Рекомендации для родителей. Готов ли ребёнок к школе?

Пора ли ребенку идти в школу? Как выбрать школу? Какая школа лучше? Подобные  вопросы  волнуют  всех родителей, детям  которых  исполнилось 6 лет.Все  эти вопросы  м...

Тесты для детей 6-7 лет "Готов ли ребёнок к чтению?", "Готов ли ребёнок к письму?"

Тесты помогут родителям выявить сложности в овладении чтением и письмом у детей предшкольного возраста и нацелить их на преодоление тех или иных выявленных затруднений....