Готовим ребенка к письму
консультация по теме

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, для укрепления и развития руки, координации движений будут полезно выполнять специальные  упражнения, изложенные в данной статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_rebenka_k_pismu.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Готовим ребенка к письму

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5—6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.                                        Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.                                                                                    На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.                                                                                                В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей пяти—шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх—низ, ближе — дальше, под—над, около — внутри и т. д.                                        Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке                 и т. д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.                                Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым    негативным    образом   сказываются    на    овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.                                                                При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка — его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др.— и дидактическими задачами.                                                                Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения:

  • застегивание и расстегивание пуговиц;                                                   завязывание и развязывание лент;                                                                                           плетение из ниток;                                                                                                            завязывание узелков;                                                                                          перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;                                                                                                          всасывание пипеткой воды из стакана;                                                                пересыпание мелких круп  и т. д.                                        

  • постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;

  • сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;

  • руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой  руки и  одновременно сжать пальцы левой руки;

  • руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки,                     то обеих рук сразу;

  • ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;

  • выпрямить   кисть   правой   руки, плотно прижать пальцы друг к  другу и медленно опускать их к ладони;

  • безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;

  • правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;

  • сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;

  • пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.

  • Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку).                                         Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

        Предлагаемые упражнения малыши могут выполнять не только в дошкольных учреждениях, но и дома под руководством взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готовим ребенка к письму"

   Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизическими особенностями 6летнего ребенка, с одной ст...

"Готовим ребенка к письму"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»

Подготовка к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.  На самых начальных степенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. В работе по сов...

Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»

Подготовка к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Согласно данных психологов и физиологов, у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышц...

Каплетерапия или готовим ребенка к письму.

Каплетерапия или готовим ребенка к письму....

Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»

Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»...

Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»

Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»...