Готовим ребенка к письму
консультация по теме
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, для укрепления и развития руки, координации движений будут полезно выполнять специальные упражнения, изложенные в данной статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovim_rebenka_k_pismu.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовим ребенка к письму
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5—6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей пяти—шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх—низ, ближе — дальше, под—над, около — внутри и т. д. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка — его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др.— и дидактическими задачами. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения:
- застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.
- постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;
- сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;
- руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
- руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;
- ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;
- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;
- безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;
- правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;
- сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;
- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.
- Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Предлагаемые упражнения малыши могут выполнять не только в дошкольных учреждениях, но и дома под руководством взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Готовим ребенка к письму"
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизическими особенностями 6летнего ребенка, с одной ст...
"Готовим ребенка к письму"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»
Подготовка к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. На самых начальных степенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. В работе по сов...
Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»
Подготовка к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Согласно данных психологов и физиологов, у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышц...
Каплетерапия или готовим ребенка к письму.
Каплетерапия или готовим ребенка к письму....
Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»
Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»...
Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»
Консультация для родителей «Готовим ребенка к письму»...