Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Рябцева Надежда Викторовна

Родительские собрания, консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание для родителей

ТЕМА: Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

           Все родители хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, умели держаться непринужденно, с достоинством, соблюдая правила этикета в общении с окружающими людьми.

                       Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

           Если вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богаты дружескими и деловыми   связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда вам необходимо с раннего детства  терпеливо и доброжелательно  обучать его правилам культурного  поведения, приучать радоваться своим хорошим поступкам  и огорчаться  из – за поведенческих ошибок.

          С чего, как вы считаете, следует начинать обучение ребенка культуре поведения?

Конечно, желательно с себя. Ребенок, великий наблюдатель и подражатель, замечает любые мамины поступки, все слышит и понимает, перенимает от близких суждения и поведенческие манеры.

-Мама постоянно говорит дочери,  как важно быть опрятной и красивой. Внушает ей: хорошо выглядеть – значит уважать окружающих людей. Собираясь, на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей – от одежды до губной помады, но дома носит старый  выцветший халат и стоптанные тапочки. Усвоит ли дочь мамины наставления.  

Поймет  ли девочка, что в общении с людьми нет мелочей, и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли она уверена в том, что мама уважает своих близких? В нашем саду  мы также решаем ряд различных задач по нравственному воспитанию детей.

           НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и личной жизни.

         1 задача: Развивать доброжелательное отношение детей  к близким людям – взрослым и сверстникам, побуждать  к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю, сверстникам). Развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно эмоциональному образу      (веселые зайчики, грустные и веселые матрешки, добрый Ваня и т.д.). Формировать представление детей о людях (взрослых, сверстниках, об особенностях их внешнего вида, ярко выраженных эмоциональных состояниях людей, о добрых поступках, о честности, справедливости, проявлениях внимания и заботы об окружающих; отрицательное отношение: к хитрости, вежливости, жестокости, себялюбию, трудности, лени.

         Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово).

        2 задача: Приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения в обществе (по показу и побуждению старших). Пользоваться вежливыми словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спокойной ночи»; выражать просьбы спокойным тоном. Воспитывать положительное отношение  к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании.

        Формирование этических представлений.

Какими же методами мы пользуемся, чтобы воспитать детей нравственными и что такое методы? - Это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности  ребенка.

        1 группа методов  обеспечивает  создание у детей практического  опыта общественного  поведения.

        МЕТОД ПРИУЧЕНИЯ  - приучение ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек, основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и нравами, принятыми в обществе, например: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать  на вопросы и т.д.

                     Приучение осуществляется с помощью:

Упражнения  на примере взрослых и других детей;

Целенаправленное наблюдение (продавец и покупатель);

Показ действий (своим примером);

Метод организации деятельности (можно организовать что-то с детьми)

Труд и игра являются средством и методом.

Перечисленные методы могут быть применены педагогом в любом виде деятельности, труде, игре, быту, учебной деятельности.

2 группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных

представлений, суждений, оценок с помощью:

Беседы – о воспитании на этические темы (индивидуальные  и групповые);

Чтение художественной литературы или рассказывание;

Рассмотрение и обсуждение картин, иллюстраций, кинофильмов      

      (настольные игры)

И вторая, и первая группа методов включает широко известные методы - метод убеждения, метод поощрения и наказания (положительная оценка, похвала, одобрение).

Рассмотрим на примере  одного  из методов. Это беседа.

ТЕМА:  «Беседа о вежливых словах»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:  Продолжить знакомить детей с вежливыми словами, для чего они нужны. Развивать речь, воспитывать у детей  культуру поведения  со своими сверстниками в обществе.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: маски (птички, петушки), открытки.

Ход беседы:

Сказка « Петушок и птичка».

Воспитатель:  Жили – были Петушок и птичка, жили дружно. Но однажды не стали они  

                           играть  вместе, надулись, отвернулись друг от друга. Что случилось?  

                           Отчего вы  такие сердитые? Поссорились? Так надо помериться.

Птичка:            Я с Петушком мериться не буду! Он невежливый. Я сказала ему

                           «Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок:          А зачем отвечать, я тебя вчера видел.

Птичка:            Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».

Петушок:          Ну и что. У меня еще вчерашнее не кончилось.

Воспитатель:   Петушок, ты что хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок:          Нет, не хочу.

Воспитатель:   А что же ты для неё «Здравствуй»  пожалел. Ведь «Здравствуй» - это

                          значит, будь здоров, не болей.

Петушок:         Птичка тоже не очень – то вежливая. Когда она ко мне обращается, то

                           кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель:   Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга пожалеть.

Петушок:         Прости меня Птичка. Я всегда буду здороваться.

Птичка:           И ты прости меня Петушок! Я всегда буду вежливой.

Воспитатель:  Вы поняли как себя надо вести? Будьте всегда вежливы и никогда не

                         ссорьтесь.

    2.  Дети! Мы уже не раз говорили с вами о вежливости, вежливых словах; учились внимательно, относится друг к другу. Вот и сегодня  мы с вами продолжим знакомство с вежливыми словами. Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения, где

рассказывается о мальчике, который не  всегда говорил вежливые слова.

           

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут  ……  , а впрочем лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «Извините»,

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»!

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем  случае «Здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «До свидания»,

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл….Пока! Всего!»

            Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении («Спасибо», «Здравствуйте», «Простите», «Извините», «Добрый день», «До свидания»!)

            Какие еще вежливые слова, вы знаете? ( «Приятного аппетита», «Благодарю», «Как себя чувствуете?», «Я рад тебя видеть», «Позволь за тобой поухаживать», « Будьте добры», «Доброй ночи», «Всего хорошего», «До встречи», «Счастливого пути».)

            Почему люди говорят друг другу вежливые слова? (Чтобы  люди от этих слов стали добрее, радостнее, счастливее).

    3. Игра: «Садовники и цветы».

             Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры:

«Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой – они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали «вежливыми словами», а другая - садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся «ролями».

    4. Что сказал В.Солоухин.

«Здравствуйте»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы:

-- «Здравствуйте!»

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы  ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы видите,  дети от волшебных, вежливых слов, люди становятся радостнее, счастливее.

    5.  Поиграем и посмотрим,  какие вежливые слова вы говорите.

 Воспитатель вызывает  детей парами  и дает им задание.

1.На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш. Как ты

   попросишь карандаш у товарища?

   (Дети проигрывают сценку; вся группа  оценивает их  действия).

2.Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это

   сделают, что друг другу скажут. Затем попрощаются.

   (Все дети обсуждают и оценивают действия).

    6. Итог. Открытки  в подарок.

            Дети разбиваются на пары. Берут в руки открытки, которые нарисовали заранее. А теперь подарите, друг другу открытку и скажите при этом вежливые слова.

       Ну вот, дорогие наши родители, вы и посмотрели одну  из форм нашей работы по социально- нравственному воспитанию с нашими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей "Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".

Если Вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенном в себе, приятным в общении, тогда Вам необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения, для этого и прово...

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаВ современном обществе семья является институтом первичной социализации ребенка. Родительств...

Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....

Собрание для родителей ТЕМА: Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений ...

Картотека театрализованных сценариев по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Картотека театрализованных сценариев по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста...