«Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи»
методическая разработка (старшая группа)
С целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предложена технология организации социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи. Показано, что в результате организации подобных акций имеется возможность реализации всех направлений воспитания в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание). Описаны этапы организации и проведения акций. Предложены план проведения основных мероприятий социальных и социально-экологических акций, возможности использования информационных и коммуникационных технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Лилия Фёдоровна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Маликова Светлана Григорьева, воспитатель высшей квалификационной категории.
«Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи»
С целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предложена технология организации социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи. Показано, что в результате организации подобных акций имеется возможность реализации всех направлений воспитания в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание). Описаны этапы организации и проведения акций. Предложены план проведения основных мероприятий социальных и социально-экологических акций, возможности использования информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: Федеральная образовательная программа дошкольного образования, направления воспитания, социально-нравственное и патриотическое воспитание, сотрудничество с семьей воспитанников посредством реализации акций, технология организации социальных и социально-экологических акций, цифровые ресурсы и инструменты для дистанционного взаимодействия с семьей.
"Socio-moral education of older preschool children through social and socio-environmental actions in the context of MBDOU and family partnership"
For the purpose of social and moral education of older preschool children, a technology for organizing social and socio-environmental actions in the context of partnership between MBDOU and the family is proposed. It is shown that as a result of the organization of such actions, it is possible to implement all areas of education within the framework of the Federal Educational Program of Preschool Education (patriotic, spiritual and moral, social, cognitive, physical and recreational, labor, aesthetic education). The stages of organizing and holding the actions are described. The plan of carrying out the main events of social and socio-ecological actions, the possibilities of using information and communication technologies are proposed.
Keywords: Federal educational program of preschool education, directions of upbringing, socio-moral education, cooperation with the family of pupils through the implementation of actions, technology of organizing social and socio-ecological actions, digital resources and tools for remote interaction with my family.
В настоящее время разностороннее и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста невозможно без непосредственного участия родителей.
Именно родители – первые воспитатели и учителя ребенка, потому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.
Первые уроки нравственности дети получают тоже, как правило, дома, в общении с родителями, другими старшими или младшими членами семьи. Условия жизни и воспитания создают своеобразный, эмоционально окрашенный микроклимат конкретной семьи.
При этом важно, чтобы самим родителям была свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, так как ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные и социальные нормы.
Однако семья может как положительно, так и отрицательно влиять на воспитание ребенка. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности, связанные с воспитанием детей, допускают серьезные ошибки в этом важном деле. Низкий уровень нравственной воспитанности отдельных родителей снижает и воспитательный потенциал семьи, под которым мы понимаем ее общественную направленность, материально-бытовые условия и особенно структуру, личный пример и авторитет родителей, их взаимоотношения, всю нравственную атмосферу семьи, ее традиции.
Изучив с помощью анкетирования нравственные качества старших дошкольников МБДОУи признаки их проявления в семье (в анкетировании участвовали 43респондента), мы установили, что 76% детейнедостаточно вовлечены в выполнение поручений, не проявляют интереса к хозяйственно-бытовой деятельности по дому. Это оказывает неблагоприятное влияние на воспитание у дошкольников трудолюбия и взаимопомощи. 41% детей не всегда проявляют заботу и отзывчивость в семье, проявляют небережливость, что ведет к детской пассивности и иждивенческому настроению.
Потому важно сотрудничество педагогов и родителей, в результате которого последние смогут осознать важность грамотного и позитивного воспитания детей в семье, овладеть определенными знаниями и умениями в этой области, что позволит свести к минимуму негативные последствия в будущем.
Все это основа систематической, дифференцированной индивидуальной и массовой работы с родителями, направленной на совершенствование нравственного воспитания детей – воспитание гражданина, способного сопереживать, сочувствовать и содействовать. Именно способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.
«Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, - пишет А.В. Запорожец, - не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям» [4, с. 9].
«Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей, в которой они получают практический опыт использования моральных норм в качестве средства регуляции своего поведения, а также для оценки поступков сверстников» [4, с. 9].
На современном этапе работы МБДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым является сотрудничество с семьей воспитанников. Возможны разнообразные формы взаимодействия с родителями, но наиболее эффективной, на наш взгляд, является проведение социальных и социально-экологических акций.
Поэтому основная идея нашей совместной работы с родителями – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости (социально-нравственное воспитание) у детей старшего дошкольноговозраста в социальных и социально-экологических акциях.
Проведение социальных и социально-экологических акций - это сравнительно новая форма непрерывного процесса воспитания и образования дошкольников, которая в настоящее время активно разрабатывается и внедряется в практику МБДОУ детский сад «Тополек» (далее – МБДОУ). Данная форма работы способствует реализации задач духовно-нравственного, социального, патриотического и других направлений воспитания детей (познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание).
Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели (разрешения вполне конкретной проблемы), с привлечением внимания широких слоев общества, а по возможности с их активным участием (И. Халий).
С каждым годом участников социальных и социально-экологических акций становится все больше.
Мероприятия с детьми и родителями в таком формате легко включить в календарный план воспитательной работы МБДОУ.
Считаем, что внедрение в практику МБДОУ такой формы работы как проведение социальных и социально-экологических акций среди участников образовательного процесса является актуальной на сегодняшний день.
Проведение социальных и социально-экологических акций является эффективным инструментом реализации целей Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - ФОП ДО), способствующим всестороннему развитию важнейших направлений воспитания: патриотическому, духовно-нравственному, социальному, познавательному, физическому и трудовому. Такие мероприятия формируют активную жизненную позицию у детей, мотивируя их к участию в общественной жизни, сотрудничеству с разными категориями населения и осознанию своей значимости в социуме.
Важнейшей особенностью социальных акций является интеграция различных видов детской деятельности: игровой, трудовой, познавательной, физической и коммуникативной. Комплексный подход к организации подобных мероприятий обеспечивает не только получение знаний, но и приобретение практических навыков, умение применять полученные знания в реальной жизни, формировать экологически ответственное поведение и осознавать свою роль в защите окружающей среды.
Особое значение имеет включение в процесс информационных и коммуникационных технологий, открывающих новые горизонты для педагогических процессов. Использование онлайн-инструментов, таких как прямые эфиры, челленджи, флешмобы и прочие интерактивные формы, усиливает вовлеченность детей и родителей, улучшая качество учебно-воспитательных мероприятий и предоставляя широкие возможности для личностного роста каждого участника.
Кроме того, подобные акции способствуют повышению профессиональной квалификации педагогов и родителей путем освоения ими новейших методик и техник информационного взаимодействия. Организационное объединение усилий различных учреждений, таких как библиотеки, музеи, центры дополнительного образования и семьи воспитанников, существенно увеличивает разнообразие содержания учебных проектов и улучшает общую атмосферу образовательного пространства.
Представленные методики являются новаторскими и уникальными, поскольку предполагают широкий спектр инноваций, связанных с общественным участием, защитой окружающей среды, внедрением высоких технологий и развитием проектных форм работы. Они позволяют создавать качественные условия для полноценного воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивая гармоничное развитие необходимых компетенций и успешно интегрируясь в современное общество.
Новизна и инновационность предлагаемой идеи заключаются в ряде ключевых особенностей, обеспечивающих её актуальность и перспективность в современном образовательном пространстве.
Во-первых, особое внимание уделяется активному привлечению широкой общественности, жителей города к вопросам охраны окружающей среды и поддержки благотворительных начинаний. Участие в добрых делах формирует чувство сопричастности к важным социальным инициативам, укрепляя понимание общей ответственности и значимости совместных действий.
Во-вторых, важное значение приобретает социальное партнёрство муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (МБДОУ) с организациями города, семьёй воспитанников. Такая форма взаимодействия создаёт благоприятные условия для расширения кругозора ребёнка, укрепления межличностных отношений и выработки ценностных ориентиров.
Третий ключевой элемент инновационной модели — активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Этот современный тренд открывает доступ к новым возможностям в обучении и воспитании детей, стимулирует творческое мышление, информационную грамотность и готовность решать актуальные проблемы современного мира.
Наконец, особую ценность имеют современные технологии проектной деятельности и введение новых форм взаимодействия, таких как организация акций, привлекающие родителей к процессу социально-нравственного воспитания детей. Такой подход направлен на усиление осознания ребёнком своего места в обществе, развитие личных качеств и способностей к самостоятельному мышлению и принятию решений.
Цель настоящей работы заключается в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста посредством проведения социальных и социально-экологических акций, объединяющих усилия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения и семьи. Важнейшая задача состоит в разработке и внедрении эффективной системы работы МБДОУ по организации и осуществлению указанных акций, что позволит значительно усилить сотрудничество педагогов и родителей, создать единую развивающую среду, обеспечить эффективное освоение ценностей нравственности и экологии.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие ключевые задачи:
— разработать и апробировать эффективную систему работы МБДОУ по организации и проведению социальных и социально-экологических акций;
— повысить продуктивность сотрудничества педагогов с родителями по социально-нравственному воспитанию старших дошкольников, сплотив участников акции вокруг общих целей и ценностей;
— привлечь детей, родителей и представителей общественности к активным действиям по охране природы, сформировать устойчивую экологическую культуру;
— создать активно-развивающую среду, обеспечивающую единство подходов к воспитанию и развитию личности как в семье, так и в детском коллективе;
— повышать квалификацию педагогов и информированность родителей в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) путём привлечения их к участию в онлайн-акциях с использованием цифровых ресурсов;
— усовершенствовать организационные механизмы работы педагогов по проведению акций на основании анализа существующих методических пособий, таких как пособие «Социальные акции и волонтёрское движение в детском саду», подготовленное под руководством В.А. Деркунской;
— организовать информационно-методический банк идей, содержащий паспорта и проекты социальных и экологических акций разной направленности;
— способствовать проявлению личной инициативы и активности педагогов в самостоятельной организации и проведении различного рода акций.
В качестве теоретико-практических основ реализации данной программы используются принципы, позволяющие последовательно и эффективно включить различные виды акций в образовательный и воспитательный процессы:
- Принцип взаимоотношения с родителями формируется в результате тесного взаимодействия, основанного на доверии и понимании потребностей обеих сторон.
- Принцип планирования подразумевает совместную работу педагогов и родителей над определением приоритетов, сроков и формата проводимых акций.
- Принцип подготовки включает постановку конкретных целей и задач, формирование рабочей группы, подбор необходимой литературы и материалов, разработку подробного плана проведения акции и организацию взаимодействия специалистов МБДОУ.
- Принцип итогового результата предусматривает реализацию организованного мероприятия с участием детей, родителей и педагогов, публичное обсуждение результатов акции на официальном сайте детского сада и оценку достигнутых результатов.
Процесс включает три этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап начинается с выбора актуальной социальной или экологической проблемы, подлежащей изучению и обсуждению. После определения темы осуществляется выбор цели и задач акции, сроков проведения, устанавливается название и определяется предполагаемый масштаб участия воспитанников. Далее производится подбор соответствующих возрасту детей материалов, разъясняющих суть акции, утверждается форма проведения (разрабатывается положение об акции), составляется сценарий мероприятия, готовится необходимое оборудование и материалы.
На основном этапе непосредственно реализуется задуманная программа. Работа ведётся совместно с детьми и родителями.
Завершающий этап акции включает подведение итогов, рефлексию, награждение участников грамотами и призами, обсуждение проделанной работы, извлечение выводов, завершающее анкетирование взрослых и опрос детей по итогам проведённой акции. Результаты публикуются в СМИ, на официальных сайтах и участвуют в научных конференциях и семинарах.
Современные реалии требуют внедрения цифровой составляющей в образование. Используются электронные образовательные платформы, цифровые ресурсы и инструменты для дистанционного взаимодействия («Сферум», VKontakte). Основные условия цифровизации в МБДОУ – это электронный образовательный контент, инфраструктура электронных средств обучения, информационные системы и технологии, ресурсы для онлайн-взаимодействия.
Это позволяет охватывать большее количество семей и активно вовлекать их в жизнь детского сада.
«Прямой эфир в социальных сетях» Педагоги организуют трансляцию в режиме реального времени, делятся происходящими событиями и общаются с подписчиками группы в соцсети. Трансляция может быть сохранена и размещена на странице сообщества.
Челлендж» Этот формат подразумевает «вызов». В соцсетях педагоги или родители выкладывают в виде текста или видео задание что-то сделать и сразу же выполняют его сами.
«Флешмоб» Это спланированная массовая акция, где большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия – песни, танцы и т.п. Флешмоб с родителями и воспитанниками проводится на территории детского сада.
«Флешбук, или книжный флешмоб» Этот формат зародился как флешмоб про книги, но его можно адаптировать под тему недели. Чтобы провести книжный флешмоб, педагоги создают в сети группу на имя любой книги или произведения. Затем приглашают в группу как можно больше друзей – родителей воспитанников. Участники акции выкладывают в группу фрагменты текста книги, иллюстрации, фото красивых изданий, интересные эпизоды из биографии автора, личные отзывы. Для флешбука педагоги или родители могут записать с детьми короткие буктрейлеры, где дети расскажут о произведении или прочитают наизусть отрывки стихов данных авторов книг.
«Благотворительный аукцион» Аукцион – публичное мероприятие, на котором один из участников приобретает предмет, имущество, вещь за наибольшую цену, чем предложили другие участники аукциона. Все средства от продажи лотов организаторы передают в пользу нуждающихся. К участию в акциях такого формата привлекаются социальные партнеры. [1, с. 23]
Правильное проведение социальных и социально-экологических акций требует соблюдения ряда обязательных правил, гарантирующих максимальную эффективность мероприятия и достижение заявленных целей.
- Заранее сообщить об акции администрации, родителям воспитанников, социальным партнерам, которые могут присоединиться к акции.
- Познакомить участников с проблемой, которой будет посвящена акция. Все участники должны понимать, что и зачем они делают.
- Предоставить участникам акции возможность активно помогать в ее подготовке и проведении, оценивать результаты, давать обратную связь организаторам.
- Не включать в акцию соревновательные элементы. Участники должны быть настроены выполнить общее дело, а не получить лучшее место в рейтинге.
- Не нарушать закон, санитарные требования во время акции. Обязательно соблюдать основные меры безопасности.
- Проследить, чтобы действия детей и других участников были настоящими с логическим завершением. Например, осенние листья нужно не только сгрести в кучи, но и собрать в пакеты. Затем передать дворнику.
- Планировать акции на регулярной основе. Одноразовой акцией много не достичь. Например, ежедневно кормить птиц. [1, с. 25].
План проведения социальных и социально-экологических акций в МБДОУ на текущий учебный год
Сроки | Название акции | Основные мероприятия акции |
Сентябрь | «Дары Осени» | Сбор семян на цветниках МБДОУ. Проведение конкурса «Лучшая цветочно-овощная композиция». Проведение благотворительной ярмарки. |
Октябрь | «И старость в радость» (День пожилого человека) | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. Проведение интервью с детьми «Почему я люблю бабушку и дедушку» и запись видеороликов. Распространение видеороликов на аккаунтах в социальных сетях для родителей. Проведение поздравительного концерта «Дорогие мои старики». Изготовление агитационных листовок «Не забывай звонить своим родителям», раздача их детьми своим мамам и папам. |
«Мой папа самый лучший» (День отца в России) | Проведение флешмоба на территории МБДОУ с произнесением слов «Мой папа самый лучший». Проведение выставки рисунков «Папин портрет». Изготовление памятных открыток детьми для пап. | |
Ноябрь | «Поможем птицам пережить зиму» | Изготовление агитационных листовок, отражающих тематику акции, раздача их прохожим на улице. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц и развешивание их на территории детского сада. Заготовка кормов. Проведение конкурса кормушек «Лучшая кормушка для зимующих птиц». |
«Будь красивой, мамочка!» (в преддверии Дня матери) | Оформление буклета «Я выбираю красивую осанку» с упражнениями по формированию красивой осанки, раздача их мамам. Составление правил «Сам себе я помогу и осанку сберегу». Проведение очного тренинга для родителей (мам) «Ее величество осанка» с участием детей. | |
Декабрь | «Добрые дела к Новому году» | Проведение выставки-конкурса «Мастерская Деда Мороза». Участие в городском конкурсе «Игрушка на елку», межрегиональном конкурсе «Таланты «Енисейской Сибири». Организация творческой мастерской «Украсим группы и приемные к Новому году», изготовление игрушек и гирлянд своими руками на елку. |
Январь | «Зимние каникулы 2025» | Проведение челленджа в социальных сетях с родителями воспитанников «Зимние каникулы 2025» |
«Открытка солдату» | Участие в городской акции и изготовление памятных открыток детьми и родителями для участников специальной военной операции. | |
Февраль | «Подари книгу» (14 февраля - День книгодарения) | Экскурсия в библиотеку. Организация выставки книг, подаренных родителями, в группе. Организация групповой библиотеки. Фотоотчет «Я читаю дома своему ребенку». |
«Защитники Родины моей» (День Защитника Отечества) | Просмотр видео презентаций «Мой папа (дедушка) тоже в Армии служил». Пение песен, чтение стихов детьми об Армии. Запись видеороликов. Размещение видеороликов на сайте МБДОУ. Проведение челленджа в социальной сети «Мой папа (дедушка) самый лучший друг». Чтение детям рассказов пап о службе в армии. Изготовление подарков для пап и дедушек. Проведение праздничного мероприятия «Школа молодого бойца». Приглашение отцов (дедушек) детей в детский сад, слушание их рассказов «Моя служба в Армии». | |
Март | «Загляните в мамины глаза» (8 Марта Международный женский день) | Составление рассказов «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей» (запись видеоролика). Проведение поздравительного концерта в честь Дня 8 Марта. Изготовление подарков и открыток для мам. Проведение челленджа «Рисую вместе с мамой мимозу». |
«Берегите воду» (День воды 22 марта) | Изготовление агитационных листовок, отражающих тематику акции, раздача их прохожим на улице. Проведение конкурса рисунков «Я рисую море», «Вода – источник жизни».. Проведение экологического флешмоба «Берегите воду», распространение его в чатах для родителей. | |
Апрель | «Берегите первоцветы» | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» и раздача их прохожим на улице. Викторина для родителей на станице ВК МБДОУ «О первоцветах. Первоцветы Красной книги». Проведение исследовательской деятельности родителей и детей «Поиск первоцветов в природе». Фотоотчет родителей. |
Май | «День Победы навсегда» (в преддверии 9 Мая Дня Победы в Великой Отечественной войне) | Оформление «Стены памяти» портретами родственников воспитанников, воевавших в ВОВ. Оформление буклетов для родителей «Как рассказать детям о ВОВ?». Оформление выставки книг о войне с участием родителей. Проведение конкурса рисунков «Рисую вместе с папой военную технику». Проведение парада в честь 9 Мая на территории детского сада. Проведение флешмоба на территории МБДОУ с произнесением слов «Мы за мир на земле!», распространение его в чатах для родителей. |
«Украсим землю цветами» | Выращивание рассады на мини-огородах, уход и наблюдение за растениями. Высаживание рассады цветов на территории МБДОУ, на групповых участках. Изготовление агитационных листовок, отражающих тематику акции, раздача их прохожим на улице. Раздача рассады и семян цветов, собранных детьми осенью. Оформление фотоотчета о проделанной работе. | |
Июнь | «Пушкинский день России» (День рождения А.С. Пушкина великого русского поэта, День русского языка) | Экскурсия в библиотеку. Проведение флешбука «Там, на неведомых дорожках».Запись родителей с детьми коротких буктрейлеров (стихи А.С. Пушкина). |
Полученные результаты
Итоги и эффективность реализации идеи:
- Разработан и внедрен в практику МБДОУ план проведения социальных и социально-экологических акций (план на текущий учебный год);
- Повышен уровень ответственности родителей, их включенность к работе МБДОУ по социально-нравственному воспитанию старших дошкольников. Доля родителей, удовлетворенных результатами совместной работы в данном направлении, 100% (анкетирование).
- 67% родителей старших дошкольников стали активными участниками совместной детско-родительской деятельности (наблюдение);
- Обеспечено не менее 10 просмотров познавательных компьютерных презентаций, мультфильмов, направленных на пропаганду природоохранной деятельности для блага природных ресурсов Республики Хакасия; семейных и общероссийских ценностей, воспитания патриотизма.
- Наблюдается рост познавательного развития детей старшего дошкольного возраста не менее, чем на 10% (мониторинг детского развития).
- Наблюдается рост профессиональной компетентности воспитателей в достижении целевых ориентиров воспитания детей старшего дошкольного возраста на этапе завершения освоения Федеральной программы воспитания (устный опрос педагогов и детей).
- Наблюдается рост мастерства владения педагогами и родителями информационно-коммуникационными технологиями посредством использования цифровых ресурсов для участия в акциях в формате онлайн (наблюдение, устный опрос);
- Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах проведения акций (наблюдение, устный опрос);
- Создан информационно-методический банк идей по подготовке и проведению акций различной тематики (паспорта, проекты акций).
- Для реализации предлагаемой идеи подключены социальные партнеры:
- библиотека (Хакасская Республиканская детская библиотека). Формы взаимодействия: нахождение информации по теме акции в книгах, журналах; просмотр компьютерных презентаций, проведение совместных занятий и др. Результат: повышение уровня познавательной активности старших дошкольников.
- территориальное общественное самоуправление жилого района «Гавань». Формы взаимодействия: участие в совместных мероприятиях (городской конкурс детских поделок «Игрушка на елку» (результат: имеются победители и призеры среди воспитанников на муниципальном уровне); городские акции «Открытка солдату», «Посылка солдату»).
- ЧОУ ДПО «Южно-сибирский учебный центр» «Академия открытого образования». Формы взаимодействия: участие в конкурсах на межрегиональном уровне (Восьмой очный межрегиональный конкурс творческих работ «Таланты Енисейской Сибири!», этапы конкурса «Рождества волшебные мгновенья», «Мастерская Деда Мороза», «Слава Защитникам Отечества!», «Любимая малая родина» и др.). Результат: имеются победители и призеры среди воспитанников на межрегиональном уровне.
- МБДОУ города Абакана. Формы взаимодействия: проведение совместных мероприятий с детьми (занятий, выставок, конкурсов и др. в рамках организуемых акций). Результат: обмен положительным педагогическим опытом работы на муниципальном уровне.
Таким образом, мы создаем естественные условия для раскрытия внутренних ресурсов личности ребенка-дошкольника – участника акций, выявляем потенциальные возможности семейного воспитания.
Исходя из самоанализа проделанной работы, педагогический коллектив МБДОУ детский сад «Тополек» подтвердил имеющиеся и предложил на 2025/26 учебный год новые целевые ориентиры:
- продолжать способствовать проявлению личной инициативы и активности педагогов в самостоятельной организации и проведении различного рода акций (составить план работы, исходя из запросов педагогов и родителей воспитанников).
Список используемой литературы
- Белая К., Каралашвили Е., Павлова М. Как организовать социальную акцию в детском саду. Алгоритм, памятка// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2022. - № 9. - М.: Изд. ООО Актион-МЦФЭР, 2022. – 79 с.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
- Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 240 с.
- Лампан В.Е., Желтикова И.А. Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
- Меремьянова О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет. Познавательно-игровые занятия.– Волгоград: Учитель, 2012г. – 142 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей "Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста".
Если Вы хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенном в себе, приятным в общении, тогда Вам необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения, для этого и прово...

Социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Родительские собрания, консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка...

Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста .
Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаВ современном обществе семья является институтом первичной социализации ребенка. Родительств...

Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....

Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социального партнерства»
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы з...
