Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социального партнерства»
методическая разработка (старшая группа)

Володина Мария Алексеевна

В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили  социальную значимость.  В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дощкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социального партнерства»

Вступление

Данный проект посвящен проблеме формирования нравственных и патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. В ней представлена система работы ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социумом (социальными партнерами). Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. В рамках такого сотрудничества дети знакомятся с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями. У них развивается потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.

Актуальность:

В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Проблема:

В процессе проведения тематической недели, посвященной нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ, педагоги обратили внимание на то, что дети имеют недостаточный уровень знаний о родном городе, стране, о народных традициях. Не все дети знают домашний адрес, место работы родителей, не говоря уже о достопримечательностях и символике нашей страны. Кроме этого у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличало эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В соответствии с этим педагогами ДОУ была отмечена острая необходимость активации процесса воспитания нравственно- патриотических качеств у детей, потому что именно в детском возрасте закладываются усвоение социальных и моральных норм, жизненных ориентиров, система ценностей, формируется чувство любви к Родине.

Такой формой воспитания нравственно- патриотических качеств детей было выбрано сотрудничество с социальными партнерами, которое помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширять его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для, развития духовно-нравственных качеств.

Поэтому главной целью практики стало создание условий, способствующих формированию нравственных и патриотических качеств у дошкольников посредствам реализации взаимодействия с социальными партнерами.

Задачи:

создавать условия для участия родителей в реализации практики с позиции активного партнёрства;

объединять усилие семьи, педагогов и социальных партнёров по вопросам формирования у дошкольников нравственно-патриотических качеств;

способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

знакомить с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями;

развивать потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания;

отслеживать динамику развития нравственных качеств дошкольников, согласно критериям и параметрам мониторинга.

Сроки реализации: долгосрочный.

Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.

Формы работы с детьми: образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Разделы программы, содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Содержание проектной деятельности.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

  • теоретический анализ и систематизацию существующих методик и программ по теме, изучение действующих нормативных документов;
  • анализ социального окружения детского сада (поиск социальных партнеров);
  • сформировать нормативно-правовую базу и заключить договор о сотрудничестве с социальными партнерами;
  • разработку календарно-тематического планирования мероприятий совместно с социумом;
  • вводное анкетирование детей и родителей.

2. Основной этап:

  • взаимодействие с социумом в соответствии с планом работы;
  • информационное сопровождение через социальные сети, сайт ДОУ, сайты социальных партнёров;
  • трансляцию практических результатов проекта на институциональном, муниципальном, краевом и всероссийском уровнях.

3. Итоговый этап:

  • итоговое анкетирование детей и родителей;
  • выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
  • размещение публикаций на сайте ДОУ.

Ожидаемый результат:

Прогнозируемый результат на уровне детей:

  • Расширение кругозора. Дети узнают об окружающем мире, о родной природе и знаменитых земляках, развиваются мышление и речь;
  • Формирование индивидуальных интересов и нравственных чувств. Воспитанники узнают об истории родного города, учатся чтить традиции, уважать старших, взаимодействовать с социумом;
  • Развитие чувства ответственности и гордости. Дети знакомятся с символами государства, развивают чувства уважения к другим народам и их традициям;
  • Воспитание уважения к труду взрослых. Дети обогащают знания о разных профессиях, посещают музеи, библиотеки и культурные места города;
  • Успешная адаптация дошкольников в общество. Дети успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках;
  • Сплочение детско-родительского коллектива и социального окружения. Это способствует активному коммуникативному взаимодействию, приобретению нового социального опыта, росту профессионального мастерства педагогов и специалистов.

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

  • Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательновоспитательный процесс;
  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми;
  • Совместное участие с детьми в конкурсах, праздниках.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

  • Обобщение, распространение и внедрение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • Умение моделировать, составлять план, организовывать жизнедеятельность с применением современных технологий;
  • Повышение качества образовательных услуг и уровня реализации стандартов дошкольного образования.

Партнерская деятельность с социальными институтами осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и в соответствии с планом взаимодействия с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. Такое взаимодействие обеспечивает живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми, дети усваивают правила этикета, хорошие манеры, расширяют знания о людях,

которые трудятся и любят свой родной край. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития всех участников образовательных отношений и способствует непрерывности системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социальными партнерами, можно сделать вывод, что большинство детей успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках, умеют сочувствовать обиженному и выражать несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо.

Благодаря социальному партнёрству, повысился уровень качества образовательных услуг и реализации стандартов дошкольного образования.

Приложение

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

• воспитание любви к Родине;

• воспитание уважения к старшему поколению;

• воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

• знание истории своей страны;

• другое - ___

• затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

• прививать детям уважение к людям своей страны;

• познакомить с обычаями и традициями своего народа;

• формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• расширять представления о родной земле, её столице, городах;

• ознакомление с историческим прошлым России;

• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции___

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

- другое.

Приложение

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".

Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....

Региональный проект нравственно-патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста «Красота в моем мире».

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной программой. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе ...

Обобщение опыта «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»

  Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощь...

«Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи»

С целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предложена технология организации социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи. Показа...