Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социального партнерства»
методическая разработка (старшая группа)
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дощкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социального партнерства»
Вступление
Данный проект посвящен проблеме формирования нравственных и патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. В ней представлена система работы ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социумом (социальными партнерами). Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. В рамках такого сотрудничества дети знакомятся с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями. У них развивается потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
Актуальность:
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Проблема:
В процессе проведения тематической недели, посвященной нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ, педагоги обратили внимание на то, что дети имеют недостаточный уровень знаний о родном городе, стране, о народных традициях. Не все дети знают домашний адрес, место работы родителей, не говоря уже о достопримечательностях и символике нашей страны. Кроме этого у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличало эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В соответствии с этим педагогами ДОУ была отмечена острая необходимость активации процесса воспитания нравственно- патриотических качеств у детей, потому что именно в детском возрасте закладываются усвоение социальных и моральных норм, жизненных ориентиров, система ценностей, формируется чувство любви к Родине.
Такой формой воспитания нравственно- патриотических качеств детей было выбрано сотрудничество с социальными партнерами, которое помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширять его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для, развития духовно-нравственных качеств.
Поэтому главной целью практики стало создание условий, способствующих формированию нравственных и патриотических качеств у дошкольников посредствам реализации взаимодействия с социальными партнерами.
Задачи:
создавать условия для участия родителей в реализации практики с позиции активного партнёрства;
объединять усилие семьи, педагогов и социальных партнёров по вопросам формирования у дошкольников нравственно-патриотических качеств;
способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
знакомить с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями;
развивать потребность жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания;
отслеживать динамику развития нравственных качеств дошкольников, согласно критериям и параметрам мониторинга.
Сроки реализации: долгосрочный.
Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.
Формы работы с детьми: образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Разделы программы, содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Содержание проектной деятельности.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- теоретический анализ и систематизацию существующих методик и программ по теме, изучение действующих нормативных документов;
- анализ социального окружения детского сада (поиск социальных партнеров);
- сформировать нормативно-правовую базу и заключить договор о сотрудничестве с социальными партнерами;
- разработку календарно-тематического планирования мероприятий совместно с социумом;
- вводное анкетирование детей и родителей.
2. Основной этап:
- взаимодействие с социумом в соответствии с планом работы;
- информационное сопровождение через социальные сети, сайт ДОУ, сайты социальных партнёров;
- трансляцию практических результатов проекта на институциональном, муниципальном, краевом и всероссийском уровнях.
3. Итоговый этап:
- итоговое анкетирование детей и родителей;
- выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
- размещение публикаций на сайте ДОУ.
Ожидаемый результат:
Прогнозируемый результат на уровне детей:
- Расширение кругозора. Дети узнают об окружающем мире, о родной природе и знаменитых земляках, развиваются мышление и речь;
- Формирование индивидуальных интересов и нравственных чувств. Воспитанники узнают об истории родного города, учатся чтить традиции, уважать старших, взаимодействовать с социумом;
- Развитие чувства ответственности и гордости. Дети знакомятся с символами государства, развивают чувства уважения к другим народам и их традициям;
- Воспитание уважения к труду взрослых. Дети обогащают знания о разных профессиях, посещают музеи, библиотеки и культурные места города;
- Успешная адаптация дошкольников в общество. Дети успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках;
- Сплочение детско-родительского коллектива и социального окружения. Это способствует активному коммуникативному взаимодействию, приобретению нового социального опыта, росту профессионального мастерства педагогов и специалистов.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- Вовлечение родителей, социальных партнёров в образовательновоспитательный процесс;
- Формирование положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми;
- Совместное участие с детьми в конкурсах, праздниках.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- Обобщение, распространение и внедрение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Умение моделировать, составлять план, организовывать жизнедеятельность с применением современных технологий;
- Повышение качества образовательных услуг и уровня реализации стандартов дошкольного образования.
Партнерская деятельность с социальными институтами осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и в соответствии с планом взаимодействия с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. Такое взаимодействие обеспечивает живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми, дети усваивают правила этикета, хорошие манеры, расширяют знания о людях,
которые трудятся и любят свой родной край. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития всех участников образовательных отношений и способствует непрерывности системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социальными партнерами, можно сделать вывод, что большинство детей успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках, умеют сочувствовать обиженному и выражать несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо.
Благодаря социальному партнёрству, повысился уровень качества образовательных услуг и реализации стандартов дошкольного образования.
Приложение
Анкета для родителей
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
• воспитание любви к Родине;
• воспитание уважения к старшему поколению;
• воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
• знание истории своей страны;
• другое - ___
• затрудняюсь ответить.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
• прививать детям уважение к людям своей страны;
• познакомить с обычаями и традициями своего народа;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• расширять представления о родной земле, её столице, городах;
• ознакомление с историческим прошлым России;
• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции___
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».
Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".
Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....

Региональный проект нравственно-патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста «Красота в моем мире».
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной программой. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе ...

Обобщение опыта «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»
Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощь...

«Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи»
С целью социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предложена технология организации социальных и социально-экологических акций в условиях партнерства МБДОУ и семьи. Показа...
