Неплохая идейка для родителей. Попробуйте, интересно!
материал по теме

Васильева Ольга Владимировна

Учимся сочинять сказки и прецировать будущее своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinyaem_skazku_dlya_svoego_rebenk1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочиняем сказку для своего ребенка.
Ваша личная методика



Часто дети снова и снова просят прочитать уже хорошо знакомую сказку, причем каждый раз с волнением следят за развитием сюжета и радуются счастливому концу. Почему так важно читать детям сказки? Через них дети познают основные человеческие ценности, понятия добра и зла, правды и лжи, справедливости и предательства. Овладение сказочной культурой помогает ребенку понять окружающий мир и мир отношений взрослых людей. Ребенок проецирует свои мысли и чувства на сюжет и элементы сказки, соотносит услышанное со своим опытом, делает выводы и усваивает принятые в обществе нормы и правила. Ими он сможет руководствоваться во взрослой жизни.

По мнению основателя трансакционного анализа в психологии Эрика Берна, многие из нас строят свою жизнь по сценариям, как бы пародирующим классические сказки. Психологические проблемы взрослых развиваются по сценарию, заложенному еще в детские годы. Так, гонимая мачехой Золушка, выйдя замуж за принца, не может найти счастья в королевском дворце. Со временем она бежит в другую страну, заручившись поддержкой доброй феи. Боязнь предстать перед принцем в своем реальном виде толкает ее на поиск новых и новых принцев. Чем не жизненная ситуация?

Жила-была девочка Сонечка. У нее были красивые рыжие волосы А еще у нее был папа Синяя Борода и мама Синие Кудряшки Когда папа и мама решили пойти в гости, папа Синяя Борода сказал Сонечке: - Я даю тебе этот ключ, чтобы ты НЕ открывала дверь в чуланчик. Но как только родители уехали, Сонечка побежала открывать заветную дверь. И вдруг оттуда как выскочит на Сонечку Синее Чудище! Но тут появилась добрая феечка и подарила Сонечке волшебны аэрозоль «Антимагия». Это единственное средство от Синих Чудищ, -сказала феечка. И правда, Синее Чудище тут же превратилось в рыжего кота. А тут и папа с мамой вернулись и тоже рыжими стали. Оказывается, они все заколдованными были. Теперь они снова стали счастливой рыжей семьей. И папу стали звать Игорь Максимилианович, а маму Анфиса Павловна

Предлагаемая методика сочинения сказок - это игра, направленная на развитие и совершенствование 
творческих способностей. Это важно в любом возрасте, поэтому возрастных ограничений для применения методики нет. Как только ребенок научится говорить, он уже способен сочинять. А мы можем помочь ему научиться четко выражать свои мысли, логически строить рассказ, уметь слушать других…

Но и это еще не все. Внимательные и чуткие взрослые смогут услышать в сказках те проблемы и трудности, с которыми их дети сталкиваются и о которых не могут или не хотят рассказать. Вы сможете узнать многое не только о вашем ребенке, но и о самих себе. Советуем вам записывать сочиненные сказки, чтобы потом подумать и проанализировать их, а может быть, и посоветоваться со специалистом.

Приступаем к сочинению

Ученые открыли законы, по которым строится любая сказка. Так, например, известный русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как «маленький домик, построенный из кубиков». Каждый «кубик» (Пропп называл их картами) имеет определенное значение.

Например, 1 - отлучка, 2 - запрет, 3 - нарушение запрета, 4 -герой покидает дом, 5 - даритель испытывает героя, 6 - получение волшебного средства, 7 - враг побежден, 8 - возвращение героя, 9 -герой спасается от преследования, 10 - счастливый конец.

От того, как вы расположите эти «кубики»-карты при «строительстве» сказки, что возьмете в основание, а что «под крышу», кого поселите в сказке, и зависит, какой она будет.

Героя можно выбрать любого. Про спичку, выпавшую из спичечного коробка, можно придумать не менее интересную историю, чем про прекрасную принцессу.

Первая карточка, которой мы воспользуемся, называется «отлучка». Скажем, царь уезжает на войну, родители собираются на базар в город, инопланетяне решают совершить полет на Землю. Однако может случиться и так, что кто-то из героев умирает - отец трех братьев, старый кролик - это тоже в какой-то степени отлучка. Эта карточка, как правило, является зачином, определяя дальнейший ход событий.

Вторая карточка - запрет, который обращен к герою. Обычно он исходит от того персонажа, который отправляется в отлучку. Запретов существует великое множество, однако их можно сгруппировать следующим образом: запрет передвижения (выходить из дома, заходить в какую-нибудь комнату); запрет действий (не пить воду, не разговаривать, не включать приборы, не стричь волосы, не произносить свое имя). Приказание что-то сделать (сшить рубашки из крапивы, сносить железные башмаки, построить стеклянный корабль…). Удивительно, что чем проще запрет или приказание, тем более замысловатым получится дальнейшее развитие событий.

За запретом, естественно, идет нарушение запрета. Если бы его не было, то и сказки бы не было. Нарушение запрета - это третья используемая нами карта.

Четвертая - получение волшебного средства. Такими дарами могут быть: волшебные средства передвижения - ковер-самолет, са-поги-скороходы, крылатый конь; помощники, выполняющие любое приказание героя - добрые молодцы из ларца, джин из бутылки; чудодейственные напитки и яства - живая и мертвая вода, молодильные яблоки, плоды, от которых растут уши; другие волшебные средства -скатерть-самобранка, клубок; музыкальные инструменты…

Эта карточка дает огромный простор для фантазии и воображения. Дар может быть любым. Главное, чтобы он в дальнейшем мог сыграть свою роль в развитии сюжета.

Пятая карточка - перенесение героя к месту поисков. Как правило, героя отправляют в неведомое царство, чтобы он исправил ошибки, происшедшие после нарушения запрета. А чтобы попасть в нужное место, герою и пригождаются полученные волшебные средства.

Однако в дороге героя ждут неожиданности. Герой подвергается преследованиям - следующая, шестая карточка. Здесь ему тоже помогут волшебные дары. Может, ранее надобности использовать их не было, а теперь пришло время: брошенный гребешок превращается в лес. Полотенце разливается полноводной рекой… Однако надо додумать, кто мешает герою добраться до места: злой волшебник, звездные пираты, дракон или кто-то еще.

Как бы то ни было, враг побежден. Причем победить можно не только силой, но и смекалкой, случайно, с помощью Господа…

Любая сказка заканчивается счастливым концом. Все собираются в доме, беды отходят прочь, часто играется пышная свадьба.

Уметь красиво закончить историю - это особое искусство. Вот если бы конец сказки мог стать началом нового сюжета: «Сели они на корабль и отправились в путешествие…»

А теперь советую вам вместе с ребенком начинать сочинять свои сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая гостиная для родителей "Это интересно знать"

Это мероприятие поможет обогатить знания родителей в направлении экологического воспитания дошкольников...

Работа с родителями:" Что интересного нас ждёт в этом месяце ..."

В этом месяце, используя игры-задания, мы выясним, насколько наши дети готовы к прохождению программы 2 младшей группы и на что нам, воспитателям и специалистам, надо будет обратить большее внимание. ...

Консультация для родителей "Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?"

В консультации представлен материал для родителей по организации безопасного зимнего отдыха детей....

Консультация для родителей «Игры интересные и полезные»

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях ...

Мастер-класс для родителей "Попробуй повтори"

В течение проведения мастер-класса родители познакомятся с понятием нейроигры, кинезиологические упражнения и их влияние на ребенка, а также освоят их на практике несколько игр и упражнений....