Раннее развитие ребенка
занимательные факты (младшая группа) по теме

Власова Наталья Васильевна

Методики раннего развития детей - методика Марии Монтессори.

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыкиобщения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети - другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Раннее развитие ребенка.

Методики раннего развития детей - методика Марии Монтессори.

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыкиобщения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети - другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.

Какие правила необходимо соблюдать

Как организовать занятие по системе Монтессори

        Одним из главных правил, которые необходимо соблюдать, занимаясь с малышом по системе Монтессори, - ни в коем случае не наказывать ребенка за ошибки. Однако не только наказанияно и любые награды также неприемлемыми. Объясняется это тем, что именно они, вызывая дух соперничества и соревнования, порождают в ребенке к близкому человеку. Явные награды (которыми, кстати, являются и традиционные оценки) Монтесори предложила заменить одобрением и поддержкой ребенка, причем в данном случае не стоит экономить: похвала, даже чрезмерная, не заставит малыша излишне возгордиться, а лишь пробудит его самостоятельность, независимость и уверенность в себе.

       Вообще, самостоятельность - любимое слово Монтессори: она призывает всех родителей без устали развивать в своем ребенке стремление к тому, чтобы делать все самому. Главное - не спешить бросаться на помощь малышу, особенно если он этого не просит: рисовать за него, нанизывать бусины, возводить пирамидку и т.д. Кроме того, ни в коем случае не стоит ругать ребенка за ошибки, которые он допустил, пытаясь выполнить какое-либо задание. В этом случае самое лучшее и правильное, что могут сделать родители, - это терпеливо ждать, когда малыш сам спокойно разберется во всем, попробовав несколько раз, научится на собственных ошибках и обязательно сделает все правильно. Именно спокойные действия родителей и их терпеливое ожидание избавят малыша от чувства неуверенности в себе и боязни совершать какие-либо действия в дальнейшем.

          Монтессори очень ценит свободный выбор ребенка: он обязательно должен самостоятельно выбирать, какую книжку почитать в данный момент, чем заниматься сейчас и т.д. Спрашивайте у малыша, почему он сделал именно такой выбор? Это научит ребенка не только принимать конкретное решение, но и объяснять, а значит, и обдумывать его заранее.

Очень важно не обрезать малышу его творческие "крылья": если он хочет рисовать именно своим, "экстремальным" способом - когда красочные брызги летят во все стороны и весь юный художник с ног до головы перепачкан гуашью - пусть рисует! Конечно, непросто смириться с тем, что после занятий одежда и пол будут бесповоротно испорчены, однако вполне возможно постелить клеенку, выбрать одежду, которую не жалко и позволить своему малышу творить так, как ему хочется.

Любое занятие обязательно должно заканчиваться тем, что малыш сам, без посторонней помощи, раскладывает все, что требовалось для "урока", по своим местам. Порядок в системе Монтессори имеет определяющее значение: по мнению педагога, порядок вокруг ребенка автоматически организовывает и его внутреннюю жизнь. Если родители спокойно относятся к тому, что кубики, бусинки, карандаши и прочие принадлежности хаотично валяются по всей комнате, вряд ли стоит ждать, что их ребенок с течением времени вырастит в организованного, спокойного и ответственного человека.

С какого возраста лучше всего заниматься по системе Монтессори

Как организовать занятие по системе Монтессори

       Несмотря на то, что словосочетание "раннее развитие" некоторыми родителями нередко понимается так, что малыш должен получать поток новых знаний и умений практически с момента своего рождения, развивать ребенка по системе Монтессори лучше всего тогда, когда ему исполняется 18 месяцев или 3 года. Однако, надо заметить, эти цифры справедливы только для тех детей, которые занимаются по системе Монтессори не дома, с мамой, а в специальных группах, где присутствие родителей не предполагается.

       Хочу отметить, что в домашних условиях довольно непросто создать специальную среду Монтессори, да и, что греха таить, не каждая мама обладает необходимым педагогическим опытом, позволяющим не только правильно воспользоваться специальным дидактическим материалом, но и создать нужную развивающую обстановку. Однако если есть желание и стремление, вполне возможно и дома успешно использовать для развития малыша многочисленные и занимательные упражнения, разработанные Монтессори, а вместо специальных пособий применять настоящие предметы (посуду, щетки, прищепки и т.д.) и вообще все, что есть под рукой.

       М.Монтессори была твердо убеждена в том, что дети до трех лет не должны отлучаться от родителей, считая, что родной дом малыша - это самая лучшая и подходящая для него развивающая среда. Она утверждала, что дети до трех лет находятся в особом, неподвластном другим состоянии, которое не может быть регулируемо взрослыми людьми. Малыши в возрасте до трех лет - особые существа, воздействовать на которые совершенно невозможно, однако их можно развлекать, наблюдая за тем, что именно интересует их в данную минуту.

Дети более старшего возраста - от 3 до 6 лет - самые благодарные "ученики": они не только с удовольствием посвящают все свое время различным играм и упражнениям, предлагаемым системой Монтессори, но и с радостью занимаются более серьезным делом (хотя что может быть серьезнее собственного развития?!) - ухаживают за домашними животными, поливают цветы, кормят рыбок, пытаются самостоятельно мыть посуду и подметать пол, причем принуждать их ко всему этому совершенно не нужно: для них эта работа лучше любой игры. Кроме того, дети этого возраста с удовольствием соблюдают порядок, раскладывая все по своим местам, а также предпочитают самостоятельно одеваться и есть. Иными словами, трехлетки с восторгом встретят увлекательные и удивительные для них развивающие занятия по системе Монтессори.

Продолжительность занятия и его режим

Как организовать занятие по системе Монтессори

         Нетрадиционность системы Монтессори заключается в том, что  занятие строят сами дети: именно они самостоятельно выбирают, чем именно им заняться в данную минуту и в каком конкретно месте. Дети самостоятельно выбирают темп и продолжительность занятия, а также определяют, нужен ли им в этом деле партнер или помощник. А взрослый  должен объяснить малышу, для чего предназначен тот или иной развивающий материал, показать, как им пользоваться, а затем терпеливо наблюдать за ребенком, ожидая, пока он сделает свой выбор, причем не стремиться увлечь ребенка конкретным занятием.Помощь ребенку оказывается только тогда, когда он сам об этом попросит, а, как показывает практика, дети не спешат немедленно, при первой же неудаче признаться в своем поражении: они долго и терпеливо пробуют свои силы и обращаются к взрослым только тогда, когда действительно чувствуют, что попали в неразрешимую ситуацию.

        Любое занятие должно продолжаться ровно столько, сколько длится интерес ребенка к нему. Не стоит мешать малышу и навязывать ему выбор определенного развивающего материала, считая, что именно это нужно ему в первую очередь. Развивающая система Монтессори как раз и рассчитана на то, что малыш, прислушиваясь к голосу "внутреннего наставника", сам безошибочно определяет, в чем он действительно нуждается. Родители и воспитатели могут только наблюдать, делая выводы, к чему в данный момент проявляет интерес и склонность ребенок, и предоставлять ему для этого все необходимое.

         Нет смысла также торопить малыша или, наоборот, замедлять ритм его занятия: даже если маме стало скучно завинчивать крышечки и нанизывать бусинки, это совершенно не означает, что занятие должно быть закончено. Ребенок может сменить за очень короткое время большое количество различных вещей, прежде чем он найдет для себя подходящее занятие. И в этом нет ничего необычного - именно так, шаг за шагом, малыш и находит себя и свое дело.

         Обязательно стоит помнить, что любое занятие непременно заканчивается наведением порядка в комнате, причем делает это не взрослый, а ребенок (взрослый должен находиться рядом, чтобы в случае необходимости прийти малышу на помощь). Монтессори утверждает, что порядок вокруг ребенка - это залог и главное условие порядка в его душе: без определенного устройства окружающего мира даже очень маленькие дети чувствуют себя неуютно и неуверенно.

Что такое развивающая среда по Монтессори?

Как организовать занятие по системе Монтессори

         Создавая свою уникальную педагогическую систему, М.Монтессори прекрасно понимала, что дети - совершенно отличные от взрослых существа, разум которых, подобно губке, без разбора впитывает все, что замечает вокруг. Причем не только доброе и позитивное, но и, к сожалению, намного чаще, бесполезное, негативное и очень вредное. В связи с этим Монтессори сделала вывод, что для жизни, полноценного роста и развития детей необходимы особенные условия, создать которые под силу любому взрослому.

       Монтессори была твердо убеждена, что основные интересы детей распространяются на пять основных областей: дети испытывают потребность в развитии органов чувств, они с удовольствием занимаются математикой, развитием речи и получением общих знаний о жизни. Также, поскольку система Монтессори была задумана для того, чтобы помочь детям приспособиться к дальнейшей жизни, необходимо предоставить малышам возможность заниматься любыми практическими занятиями: мыть посуду, чистить обувь, стирать и т.д. Это только со стороны кажется, что детям неинтересны "взрослые" занятия: на самом деле, как оказалось, игры с предметами мира взрослых кажутся им намного более занимательными и увлекательными по сравнению с их обычными игрушками.

      Так была придумана упорядоченная развивающая среда Монтессори, разделенная на пять тематических зон: зону практической жизни, сенсорную, математическую и языковую, а также космическую зоны. В каждой из этих зон, наполненной подходящими развивающими материалами, малыш без труда может получить различные эмоциональные и сенсорные впечатления, увидеть, как правильно вести себя в обществе и обращаться с различными предметами, услышать правильную речь. Кроме того, не лишней будет и специальная двигательная зона (или "шумная комната"), в которой ребенок сможет от души побегать, попрыгать и "побеситься".

Роль взрослого

Как организовать занятие по системе Монтессори

       Главным действующим лицом любого занятия по системе Монтессори является ребенок, который, будучи абсолютно свободным, самостоятельно выбирает не только материал для работы, но и подходящее место для занятия, а также его длительность.  Не стоит думать, что роль взрослого человека, находящегося рядом с ребенком, сведена к нулюон может только наблюдать, анализировать, делать выводы и предпринимать в случае необходимости какие-либо действия. Так и педагоги Монтессори, в отличие от традиционных воспитателей и учителей, считающих себя единственными деятельными людьми в кругу прочих, сознательно играют "вторые роли", наблюдая за детьми и пресекая какие-либо их опасные поступки.

В отличие от традиционных воспитателей, мама и папа, стремящиеся развить своего ребенка по системе Монтессори, никогда не будут давать ему каких-либо непременных заданий, критиковать, оценивать его (пусть даже и высоко), исправлять, ругать за ошибки и т.д. Монтессори-педагог сознательно выбирает для себя роль стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь только тогда, когда ребенок об этом попросит сам. Навязанная помощь несет с собой, скорее, вред, чем пользу: малыш, привыкший к тому, что все за него немедленно сделает взрослый, вряд ли вырастит самостоятельным человеком.

Кстати, для того, чтобы лучше чувствовать ребенка и дать понять ему, что взрослый человек - это, прежде всего, друг, имеет смысл разговаривать с ним, сидя на корточках или на полу: лицом к лицу общаться намного проще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети оче...

Направления абилитации как основы раннего развития ребенка с умственной отсталостью

Направления абилитации ребенка с умственной отсталостью...

Консультационный материал для родителей «Советует логопед. Раннее развитие ребенка»

Советы логопеда родителям детей младшего дошкольного возраста....

статья "Важность раннего развития ребенка".

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос па...

Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»

Курс "Раннее развитие ребенка" помогает мамам и папам улучшить способность ребенка к самостоятельному функционированию в повседневной жизни, познакомиться с основами педагогической работы по...

Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»

Одной из важных проблем дошкольного воспитания чвляется процесс благополучной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации и к социуму. Малыши, привыкшие к узкому семейному кругу общения, чувст...