Раннее развитие ребенка дошкольного возраста
проект на тему

Мищенко Мария Валерьевна

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Москва, 2015

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста.

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.

Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.

Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.

К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.

Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.

Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».

Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» - отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.

Занятия с детьми

Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.

Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).

Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.

Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.

У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.

Развитие ребенка в домашних условиях

Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.

Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.

Раннее развитие ребенка — 
УЧИТЬ или НЕ УЧИТЬ?

Ни для кого не секрет, что наш век является стремительным. Наверное, поэтому молодые родители, боясь опоздать, спешат сразу после появления на свет малыша спланировать его будущее и решить следующие проблемы: сколько лет сидеть с ребенком дома, отдавать ли его в ясли, нанимать ли няню, с какого возраста приглашать специалистов по раннему обучению ребенка, в какую гимназию отдавать учиться, какой из вузов окажется достойным принять чадо после окончания 11 класса.

Перечисленные проблемы не являются надуманными, они волнуют почти всех мам и пап, бабушек и дедушек. Решая их, трудно учесть множество переменных, из которых состоит наша жизнь. Все родители, стремясь заранее спланировать и облегчить жизнь ребенка, почему-то уверены, что их ребенок окажется гениальным: будет развиваться семимильными шагами, возможно, проявит музыкальные способности, умственную или художественную одаренность, блестяще окончит школу...

Однако в жизни все, к сожалению, гораздо сложнее и прозаичнее, и далеко не всегда сбываются наши мечты. Но как бы там ни было, почти перед всеми молодыми родителями встает вопросучить или не учить малыша? А главное, когда начинать? В год, в два, в три?

Существует множество взглядов на проблему раннего развития ребенка: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему, — ему необходима свобода. Был бы хороший уход за ребенком, а остальное все придет к нему с годами.

Другие считают, что учить ребенка можно и нужно, но только ненавязчиво в игре, учитывая возрастные возможности малыша.

Третьи доказывают, что ребенку до трех лет необходимо дать как можно больше новой информации по всем областям знаний (истории, географии, искусствоведения и т. д.).

Есть педагоги и психологи, которые предлагают разработанную ими почасовую сетку занятий с ребенком, в которой планируется обучение ребенка с полутора лет двум иностранным языкам (по два раза в неделю каждый), математике, компьютерной грамотности и т. д.

 

Какого же подхода следует придерживаться в воспитании малыша?

Давайте попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка, и после этого решим: чему его учить в первую очередь, а может быть, и не учить вовсе. Сам научится!

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия? Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнестинарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: «Кто это?» — и ответить: «Зайчик», а затем показать игрушечного зайку: «Зайка на картинке и зайка у меня в руках». Позже на вопрос «кто это?» ребенок будет отвечать сам.

Восприятие ребенка раннего возраста в значительной степени отличается от восприятия дошкольника. Попробуйте провести эксперимент: на глазах ребенка разобрать пирамидку и попросить собрать ее обратно. Сначала ребенок будет действовать наугад и вряд ли без помощи взрослого придет к верному решению.

Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить не только пирамидку, но и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: «Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!» Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.

Если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и др., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: «какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики».

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Мышление ребенка начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 год 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2—3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве прежде всего необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов. Это и наш ответ родителям на вопрос: «Учить или не учить ребенка в возрасте от года до трех лет?».

А на вопросы о том, «как учить?» и какие игры и приемы использовать, могу порекомендовать сборник развивающих игр «Развитие ребенка от рождения до школы». В нем вы найдете множество игр и занятий с ребенком для развития всех его способностей. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Ранний дошкольный возраст – очень важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей с матерью и другими близкими. Основные психологические образования затрагивают эмоционально-мотивационную и интеллектуальную сферу, взаимодействие которых приводит к формированию основного новообразования – закладки личности с центральным компонентом в виде «Я-образа»: становление импрессивной и экспрессивной речи, начало освоения первичных мыслительных операций и оформления структуры интеллекта, освоение предметно-манипулятивной деятельности, начало формирования самооценки и поло-ролевой идентичности в качестве ядра «Я-образа», завершение развития базисных эмоций, а также оформление социальной и промежуточной мотивации и начало формирования психологических защит (В. Г. Каменская, 2005). 

Данные аспект можно продемонстрировать на примере проведенного нами исследования, целью которого было изучить развитие детей раннего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 200 детей в возрасте 3-4 лет, которые посещают дошкольные образовательные учреждения Василеостровского района Санкт-Петербурга. Сравнительный анализ полученных нами данных с нормативными данными, описанными в литературе, свидетельствует о том, что наши результаты по некоторым шкалам не совпадают с литературными данными. 

Так в нашей выборке наблюдается достоверно значимое различие по показателю социального интеллекта. Это свидетельствует о том, что особенностью психического развития детей нашей выборки является низкий социальный интеллект. При этом большинство детей нашей выборки плохо идентифицируют себя с соответствующим полом и возрастом, испытывают трудности в процессе классификации и обобщения объектов на основе наглядного материала. Также они обладают низкой способностью, связанной с пониманием поведения людей и необходимой для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Причем можно сказать, что низкий уровень данного показателя характерен именно для детей нашей выборки. Помимо этого, дети нашей выборки плохо воспринимают, понимают, идентифицируют, воспроизводят и вербализуют эмоции. Другими словами, показатель общего эмоционального развития у них соответствует низкому уровню. 

Так как большинство детей нашей выборки на момент проведения исследования только начали посещать дошкольное образовательное учреждение, но низкий уровень социального развития может быть связан с трудностями прохождения естественного процесса адаптации. 

Высокая самооценка и уровень притязаний, а также маленькая разница между этими двумя показателями у детей нашей выборки позволяет сделать вывод о следующем:

  1. Ребенок чувствует себя важным и нужным, в первую очередь для близких людей;
  2. Демонстрирует высокую познавательную активность, у них формируется позитивное представление о себе;
  3. Ребенок ставит перед собой достаточно высокий уровень сложности, который он планирует преодолеть и достичь в процессе последующей активности (так называемая «идеальная цель»);
  4. Дети нашей выборки ставят перед собой адекватные по уровню сложности цели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие детей раннего дошкольного возраста в настоящее время сохраняет тенденцию, выявленная в раннее проведенных исследованиях (Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина). Но между тем, в последние годы наблюдается тенденция снижения общего уровня познавательного, социального и эмоционального развития. Причем эта тенденция наблюдается у детей всех возрастов. Ученые связывают данную проблему с различными генетическими аспектами, возросшей занятостью родителей (и соответственно уменьшения количества времени на процесс полноценного воспитания ребенка) и активным внедрением информационных технологий в жизнь современной семьи. Подчас такие технологии используются не только в качестве источника социального и познавательного развития ребенка, но и как средство «занять ребенка хоть чем-нибудь». И как результат, возникают негативные явления в различных областях развития ребенка.

 В сетевое взаимодействие Северного округа вошли лучшие учреждения, в которых созданы необходимые условия,  накоплен или разрабатывается интересный опыт работы, которых заинтересовала та или иная проблема,  касающаяся воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Городские ресурсные центры

Название

Направление, цели, задачи

№ ГОУ

Научный руководитель

Московская семья – компетентные родители

Цель: развивать сетевое партнерство дошкольных образовательных учреждений в вопросах реализации и дальнейшего развития программы «Московская семья – компетентные родители»

2230 СОУО

Е. П. Арнаутова
К. Ю Белая

Мы и природа

Разработка и апробация методических материалов по созданию развивающей среды для экологического образования, экологических проектов; формирование экологической компетентности родителей; обобщение материалов по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

2337 СЗУО

Н. А Рыжова

Все лучшее детям

Внедрение программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги»; апробация совместных со взрослыми форм деятельности по развитию двигательной активности детей раннего возраста в условиях вариативного ДОУ.

2030

Двуязычный ребенок – диалог языков и культур

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области двуязычия и интеркультурного воспитания дошкольников.

1787 ЮОУО

В таланты с малых лет

Направление – педагогические технологии и программы эстетического воспитания и художественного развития.

2452 СЗУО

О. В. Мельникова

Воспитание ценностных ориентиров

Направление – воспитание толерантности, культуры мира и ненасилия, любви к Родине, способность к межличностному диалогу, взаимопониманию и уважению.

Маленькие гении

Направление – интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

2523 ЗОУО

Н. Е. Веракса

Я и мир

Цель: создание условий для получения ребенком первого положительного опыта социализации.

Задачи: совершенствование форм и методовсоциального развития ребенка-дошкольника; разработка моделей социализации детей с особыми образовательными потребностями в обществе нормально развивающихся сверстников; совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи в условиях инновационной модели ДОУ.

26 ЮОУО

И. А. Качанова

Культура и образование

Разработка совместных программ дошкольных образовательных учреждений с учреждениями культуры с учетом возможностей столичного мегаполиса в целях приобщения детей дошкольного возраста к ценностям культуры.

Отработка модели преемственности педагогического процесса от ступени дошкольного образования с начальной школой.

Школа 1306

Детский сад для всех

Систематизация, развитие и трансляция опыта инклюзивного образования

288 ЦОУО

Мой садик дома

Разработка систем комплексного психолого-педагогического сопровождения семей раннего возраста, не посещающих детские сады.(ЦИПРР)

К.1804А Зеленоград

С. Н. Толстикова

Девочки и мальчики

Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Т. Н. Доронова

Здоровый ребенок

Укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей.

2565 ВОУО

М. А. Рунова,

П. И. Храмцов

Знаю много языков

Современная стратегия раннего языкового образования.

Внедрение в практику образовательных учреждений современной стратегии раннего языкового образования и программы «Радость общения», ориентированной на формирование у дошкольников «детской коммуникативной компетенции».

Прогимназия 1882 ЮВОУО

Н. А.Горлова

Солнечный круг

Обеспечение интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ребенка на основе его природных задатков и способностей.

НОУ «Солнечный круг»

Детский сад и школа: преемственность образования

Реализация принципа преемственности

ГОУ Прогимназия № 45

Детский сад – открытая система

Развитие новых форм дошкольного образования.

Совершенствование работы семейных детских садов.

2626 ЮОУО

К. Ю. Белая