Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
консультация (подготовительная группа) по теме

возиян алла  ивановна

Сообщение  на педсовет  и в родительский уголок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему « Особенности   сенсорного развития  в дошкольном возрасте»

        Слайд  1.

       Слайд 2.

Этапы развития перцептивных действий: Слайд 3

  • этап — осуществление практических, материальных действии,
    выполняемых с незнакомыми предметами (3—4 года).Это действия с предметом, знакомство с ним
  • этап —Дети знакомятся со  свойствами предметов с помощь движений руки и глаза. Эти действия осуществляются  при помощи разных рецепторов ( зрительных, тактильных, вкусовых) и соответствующих действий с предметом, происходит опознание  знакомых предметов, формирование образа предмета. (протаскивать различные предметы через отверстия разной формы и величины, начинают их соотносить, переводя только взор с предмета на отверстие) 
  • этап — перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6—7 лет) дети приобретают способность быстро, без каких-либо внешних исследовательских движений узнавать определенного рода свойства объекта, отличать их друг от друга, обнаруживать связи и отношения между ними , т.е. перцептивная деятельность переходит во внутренний план.

.                            Восприятие  формы     Слайд 4

 Возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев- это сосредоточение взгляда на новой фигуре.

 Грудной ребенок по форме бутылочки узнает ту,из которой пьет молоко, а к концу первого года может узнать ее по контуру.. Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним .

В конце второго года жизни, ребенок свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник.

 Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник, не называя их, дети могут лишь после 2,5 лет.

 Ребенок 4-5 лет может отобрать  сложные  фигуры по образцу.Они воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, соотносят их со знакомым образом( крыша, как треугольник, окно, как квадрат). ). Познание предмета происходит  не только при помощи зрительных анализаторов, но и  путем ощупывания и еще обозначением словом.

Дети пятого и шестого года  могут воспроизводить сложную фигуру .Они свободно оперируют  геометрическими формами, находят их в знакомых вещах, отличают форму от предметного содержания.( дверь-прямоугольная, стог –треугольный, или треугольной формы). 

Восприятие цвета   Слайд 5

Дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый.

В  начале и в конце третьего года жизни  ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов.   Названия цвета дети соотносят со знакомыми образами, такие, как: красный -- помидоры; оранжевый -- апельсин; желтый -- солнце, ; зеленый – лягушка. Восприятие цвета отличается от восприятия формы тем что  , оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки  . На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу и  действуют  по принципу «такой – не такой». Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные

К четырем-пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, но знакомится и с оттенками цвета, с палитрой и смешиванием красок,  и на последнем этапе -с голубым цветом, т.к. дети голубой цвет не воспринимают, они отождествляют его с синим цветом.  .В этом возрасте ребенок может определить цвет на расстоянии и по образцу.

У детей старшего дошкольного возраста закрепление представлений о цвете  отражается в  слове. Совершенствуются  представления о  цветовом спектре. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными, сочетаниями

Восприятие    величины  Слайд 6

 Способность обособленно воспринимать величину предмета формируется к концу 1-го года жизни.

В 2-3 года дети в играх часто не обращают внимание на признак величины. В пассивной речи дети имеют такие слова как «длинный», «короткий», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий». Однако  заменяются в активной речи ребенка эти слова словами «большой», «маленький».

В 3-4 года дети уже способны дифференцировать предметы по длине, ширине, высоте, если эти признаки ярко выражены  и однородны, методами приложения и наложения.

В 4-5 лет дети способны сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки, а также способны упорядочивать более двух предметов по указанному признаку, распознают контрастные по массе предметы при соотношении массы предметов 1:2,5(в зоне тяжелых предметов, тяжелее 150 г и  при различии 1: 4 (в зоне легких предметов, могут сравнивать 2 предмета, учитывая сразу 2 признака

В 5-6 лет увеличиваются пороговые возможности глазомера детей. Дети способны измерять объекты с помощью условной мерки как единицы измерения и обозначать результат измерения числом, при специальном обучении..

Восприятие пространства. Слайд 7

 Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 —1,5 м. По мере развития ребенка ,  изменения положения корпуса тела, изменяется само положение ребенка в пространстве. Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. Этой системой отсчета  в период раннего детства, является  собственное  тело.

 Определить   направления ребенок может при  соотнесении   с определенными частями собственного тела( вверху — где голова, а внизу — где ноги, впереди — где лицо, а сзади — где спина, направо — там, где правая рука, налево — где левая.).
Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с словом, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении ("над-под», «за-перед") ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед"), а затем, опираясь на это представление, усваивает второе,но   оценивает  эти отношения только со своей позиции, ,( если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т.п.)

Только к концу дошкольного возраста у детей  появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

                            Восприятие времени.  Слайд 8

. Восприятие времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности

Для ребенка отражение времени – значительно более трудная задача, чем восприятие пространства.

  • Время текуче. Ни одна даже мельчайшая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а лишь последовательно: начало, а потом конец (секунды, минуты, часы).
  • . Для восприятия времени у человек нет специального анализатора. Время через движения и ритм жизненных процессов(пульс, частота дыхания) или с помощью специального прибора – часов.. У ребенка этой слаженности в работе анализаторов еще нет.
  • . Восприятие времени характеризуется  заполненностью  временного промежутка, его значимостью для  человека , состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).
  •  Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки – «вчера».

Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления..

Дети дошкольного  возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей.

  • Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то трех-, четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает день и ночь.
  • Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени: «Утро(зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно, солнца нет». В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с календарем, как  с  определенной системой  счета коротких промежутков времени и часами.
  • Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра» и т.д. Дети долго не могут освоиться с их относительностью, не могут понять, как то, что было «вчера», превратилось в «сегодня» Во второй половине дошкольного возраста ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает правильно их употреблять.
  •  Представления  о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т.п., то они на всем протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными – у ребенка нет для них подходящей мерки, нет опоры на личный опыт.

Восприятие картинки  Слайд 9

Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях.   Существуют три уровня (стадии) восприятия ребенком картинки.

  • Первая – стадия перечисления ( предметная), характерная для детей от 2 до 5 лет.На третьем году жизни ребенок, воспринимая картинку с простым сюжетом, называет отдельно каждый изображенный предмет: “Девочка, киска” или “Мальчик, лошадка, дерево”. Обычно это связи функциональные – человек и совершаемое им действие: “Девочка кормит киску”, “Мальчик едет на лошадке. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Дети воспринимают  предмет , расположенный по центру, предметы на заднем плане, даже если они в реальности больше, чем предметы на переднем, воспринимаются как маленькие или вообще не замечаются.
  • вторая – стадия описания (или понимание связи рисунка с действительностью), которая длится от 5 ;  переходят от  узнавания отдельных предметов, никак не связанных между собой, к  их функциональным действиям (что делает  мышка) В среднем дошкольном возрасте дети в достаточной мере усваивают связь рисунка и действительности. Они правильно определяют величину знакомых предметов на перспективных изображениях, говорят, что многоэтажный дом больше одноэтажного. Однако это относится только к знакомым предметам. Детям сложно  восприятие перспективы. Если на картинке изображены незнакомые ребенку предметы или предметы, которые могут иметь разную форму и величину (деревья, горы и др.), он воспринимает их такой формы и величины, какую видит( удаленная елочка - маленькая, повернутая круглая тарелка –  овальная ) Буквально воспринимают дети и другие особенности рисунков: светотень выступает как грязь, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими, оцениваются как поломанные.
  • третья – стадия истолкования или понимания рисунка.
    На самом высшем уровне дети истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои суждения в то, что изображено. Они могут раскрыть связь между изображениями на картинки, осмысленно рассказать о действиях  сюжета.Но дошкольник не может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур, предметов. В подобном случае он отвлекается от содержания и начинает фантазировать, исходя из доминирования в его восприятии какой-либо отдельной детали.          Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов рассказов по картинкам, которые дают взрослые, обучая детей рассматривать и объяснять рисунки.

Восприятие художественного произведения. Слайд 10

Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность художественного текста.

 Дети младшего  возраста  не понимают  переживания  и мотив поступка героя, в центре внимания главный персонаж , эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, з понимания текста  исходит от личного опыта ребенка; легче устанавливается связь, когда действия  следуют друг за другом, легче воспринимаю ритмичный склад речи, предпочитают видеть животных с антропоморфическими( животные, наделенные человеческими признаками)  признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках.

 В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете,  правильно оценивают поступки персонажей, появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать. Предпочитают произведения о животных, сказочных человечках, детях-ровесниках.

В   старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны  улавливать подтекст, определить характер героя и дать ему свою эмоциональную оценку.  Предпочитают произведения с наиболее занимательным и находчивым,  веселым персонажем и познавательную литературу. К  концу 7- лет ребенок    может   понимать содержание текста, не  опираясь на наглядность.

. 
Использованная литература и интернет ресурсы file:///C:/Users/Igor/Documents/Алла/Работа%20в%20детском%20саду/Восприятие%20-%20ПУБЛИЧНАЯ%20БИБЛИОТЕКА. Htm

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

Под редакцией Л. А. Венгера

Москва «Педагогика» 1976

file:///C:/Users/Igor/Documents/Алла/Методическая%20разработка%20(младшая%20группа)%20по%20теме%20%20Восприятие%20цвета,%20формы,%20величины%20у%20детей%20дошкольного%20возраста%20%20%20Социальная%20с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности , служит основой позн...

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья о  сенсорном развитии детей дошкольного возраста и о его особенностях, о значении сенсорной культуры для развития ребенка....

"Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. По заключению большинства ученых, именно ранний и дошкольный возраст наиболее важен для совершенствования деят...