Семинар-практикум "Жестово-образные игры с детьми раннего возраста"
материал (младшая группа) по теме

Еськина Светлана Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 50»

Еськина С.В.

 

 

 

 

Саров.

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства Я. Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ), а другой – вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).

Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания.

Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте – в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

̊ рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

̊ ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т.д.;

̊ повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

̊ эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

Сенсорно-двигательные игры построены на подражании детей выразительным движениям взрослого. Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов – конкретных или отвлеченных – дают ребенку возможность глубоко прочувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.

По содержанию и степени близости к жизненному опыту ребенка жестово-образные игры можно разделить на два вида, и соответственно на два этапа их предъявления (два уровня сложности):

Первый вид (первый этап) - простые (сенсорно-двигательные) игры, можно назвать жестовыми – по признаку почти полного отсутствия отвлеченных образов. Игры эти связаны с повседневной жизнью малыша (умывание, одевание и т.п.), где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни; или текущем временем года – отображают погодные явления, быт человека и жизнь ближайших знакомых.

Второй вид и, соответственно, второй этап обозначим как жестово-образный, поскольку он богат образами, отдалёнными от повседневных переживаний детей. В сложных играх (сюда входят: музыкально-ритмические и хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы – движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Образ передается не столько словами, сколько жестами. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста это игры, отображающие события жизни человека в социуме как в домашней хозяйственной сфере, так и в разных профессиях, а также обобщённые образы природных явлений текущего сезона.

Разумеется, игры могут быть и комбинированными, так же могут упрощаться или усложняться в соответствии с возрастом и опытом детей.

В чем ценность этих игр? Необычайно широки их развивающие возможности – они охватывают самые различные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления. Органичное соединение движения и речи способствует речевому развитию, многократное повторение – развитию памяти, а разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты – развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции.

Вместе с тем занятие, построенное на основе жестово-образных игр, не страдает заорганизованностью. На одном и том же материале дети имеют возможность проявлять свои «неудобные» для окружающих особенности и темперамент, а педагог – с помощью того же материала – учитывать и корректировать их у каждого. И все это без организационно-дисциплинарного напряжения в силу особенностей жестово-образных игр, а именно увлекательного сюжета, учета двигательных потребностей и отсутствия директивного воздействия детей на них.

Таким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогают пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному – овладеть собой.

 

Как лучше проводить игры.

Прежде, чем перейти к практике, остановимся на некоторых организационных моментах. Целесообразно заранее предусмотреть размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит вначале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь на перестановку, перейти на свободное место для проведения подвижной части игры. Такой подход организует детей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.

Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. Таким образом, для начала, всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях – ставим стулья в правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние создаст детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу. Важно, чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.

Чтобы сенсорно-двигательные игры отвечали своему назначению, следует помнить об исполнении двух условий: 1)действия взрослых должны быть выразительны, эмоционально окрашены, он уделяет пристальное внимание к ребенку; 2)позиция малыша – активно-воспринимающая, полная вниманием к взрослому.

В сенсорно-двигательной игре главный акцент делается не на видимой похожести движения, а на том, как ребенок внутренне проживает его. Он должен выражать не только некий образ, выносить его на суд зрителя, сколько сам погружать в его проживание, преподносить образ себе самому. Иными словами, соединить себя с собственным движением, максимально его прочувствовать. Акцент, таким образом, переносится с внешнего плана на внутренний.

Объяснения, задания и исправления неуместны. Внимание детей ведущий удерживает исключительно своими действиями, увлекательным сюжетом, интересом ко всему. К активным и заинтересованным действиям детей может побудить только увлеченность взрослого.

Важно, чтобы ведущий делал акцент на тщательности выполнения движений. Необходимо внимательное, довольно плотное прикосновение рук, внятные, хорошо читаемые и понятные детям жесты.

Выбранная игра должна повторяться примерно в одно и то же время в течение дня на протяжении двух-трех недель. Изменения и дополнения – это в основном увеличение темпа, усложнение движений. Так создаются условия, когда можно погрузиться в жест, образ, прожить собственное телесное Я. Многократный повтор позволяет укреплять память детей, в том числе двигательную, вникать в свои ощущения, их изменения.

Разумеется, различные двигательные и осязательные впечатления дети получают из обычной жизни. Но современный характер городской жизни таков, что дети мало двигаются. Следствие этого – весьма скудный телесный опыт. Это с одной стороны, а с другой – бедность тактильных ощущений из-за недостатка общения с родителями, с природой. Игры, подобные описанным, дают ребенку концентрированный опыт телесного переживания самого себя и способствуют всестороннему развитию. Они позволяют разнообразить движения, напитать бодростью и радостью движения, сделать общение увлекательным и веселым, насыщенным и познавательным.

 

 

ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Но опять же игры мы будем давать детям с учетом их возраста, зрелости их внимания, поставленных задач. Игры-занятия могут продолжаться от 10 до 15 минут (ранний возраст).

Желательно, чтобы на первых порах педагог раскрывал лишь фрагмент игры. Развивать сюжет, насыщая его новыми элементами, возможно только после двух-трех занятий. На протяжении освоения игры педагог может вводить новые части, а уже освоенные или неактуальные не использовать. Может дополнять игру более сложными вариациями жестов, вводить какие-то новые элементы.

Достоинство предложенных игр в том, что они не отличаются статичностью, неизменностью. У педагога есть возможность найти или придумать нечто свое.

 

Ира «Потягушеньки»

Цель: Игра направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлении. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому.

Ход игры.

Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

  1. Потягу-у-ушеньки-порастушеньки, вдоль растушеньки. (Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки – вперед-вниз. Ладонями оглаживаем тело – плотно и ласково – от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног. Вытягиваемся до максимального размера тела в длину, обозначая эту длину тактильно).

  2. А поперек – тостушеньки, поперек тостушеньки. (Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся на максимальную ширину, сжимаемся до минимальной ширины. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно).

  3. Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки. (ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие).

  4. А ножки – топтушеньки, ножки – топтушеньки. (в ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разгоняться перед более мелким движением, акцент на самые удаленные точки тела.)

  5. А в роток – говорок. Ну-ка, выглянь язычок! (Указательный палец к губам – подготовка локального движения.)

  6. Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю. (Движения языком, вертикальные и горизонтальные).

  7. Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался. Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался. Дверь за ним крепко закрылась. (Изменение глубины, движение во фронтальной плоскости и вертикальной).

  8. В роток – говорок (коснуться губ пальчиком), а в головку – разумок (обхватить голову двумя руками).

 

Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия, подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки» - пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как вы увидели, задействовано все тело. Другой вид – локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобранных игр. Например, «Ков-ковалек».

 

Игра «Ков-ковалёк»

(модификация русской народной игры)

Цель: Обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре после предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.

Ход игры.

  1. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку теплую сапожку.

(Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.)

  1. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на левую ножку теплую сапожку. (теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.)

  2. Подкуем, подкуем, ножки, бегайте бегом. (Топаем поочередно правой и левой ногой об пол или – более сложный вариант – поднимаем обе ноги невысоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга.)

 

Игра «Наши ручки в пляс пустились»

Еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и спина.

Цель: способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

Ход игры.

  1. Наши ручки в пляс пустились, завертелись (обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью).

  2. Закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз).

  3. На головке полежали (далее движения по тексту).

  4. И на плечиках полежали.

  5. На коленях полежали.

  6. И на ножках полежали.

  7. И за спинку убежали.

  8. Спрятались.

  9. Где же, где же наши ручки? (Руки остаются спрятанными за спиной). Нету-нету нету наших ручек. Где же, где же наши ручки?

  10. Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! (хлопки по коленям.) Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела, но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить другие части тела, которые тоже важно почувствовать через собственное касание, например, на носике полежали, на пяточках полежали и т.д.

2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» - хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши. Разнообразные повороты кистей.

 

Примерные игры: «В нашем маленьком домишке», «Зарядка», «Тесто», «Иванушка у камешка» (для детей 3,5-7 лет), «Игра-одевание» и др.(см.: Дошкольное воспитание №8, 2010г.)

 

 

ПРОСТЫЕ ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

Игра «Осенняя прогулка»

(для детей 2-5 лет)

Значение игры: Ребенок в ходе игры учится сохранять равновесие, управлять своим шагом, чувствовать состояние ног как в движении, так и в покое. Ощущение тяжести и легкости шага позволяет управлять величиной и скоростью. Своевременное чередование – шаг, бег, подпрыгивание – концентрирует внимание детей на движениях, развивает произвольность. В ходе игры дети учатся согласовывать свои движения и оказывать друг другу помощь. Игра способствует восприятию пространства тела и пространства окружения, развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении (разгон – замедление).

Материал. Блюдо или корзинка, наполненные осенними листьями клена (чем разнообразнее их окраска, тем лучше; если листья мокрые, не следует их сушить – это дополнительное сенсорное воздействие), лоскут однотонной ткани (1,5х2м), например льняная скатерть, под которой можно спрятаться.

Ход игры:

Первый фрагмент. Образуется круг. Началом может служить тактильная игра «Игра-одевание» (см.: ДВ, 8/2010). Далее следует подвижная часть.

  1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами, 2 раза).

  2. Большие ноги шагали по дороге (на каждое слово большой шаг).

  3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).

  4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте или в боковом направлении, 2-3 раза).

  5. Прибежали во лесок. Ой! (встаем на одну ногу, вторую подгибаем).

Потеряли сапожок (сохраняем равновесие),

Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

  1. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз).

Вот он, вот он, сапожок! (радостно крутим перед собой ножкой).

Действие повторяется 2 раза от слов «Маленькие ножки шли по дорожке» до слов «Вот он, вот он сапожок!».

  1. Быстрые ножки бежали по дорожке.

Второй фрагмент.

  1. Шли-шли-шли и в большой лес пришли (расходимся широким кругом, держась за руки).

Мы пришли в осенний лес,

Полный сказочных чудес.

Сколько листьев расписных,

Красных, желтых, золотых!

  1. Листик для Маши, листик для Саши и т.д. (каждый ребенок получает по листику; желательно, чтобы он мог его рассмотреть, провести пальцем по «дорожкам» - прожилкам, пятнышкам и др.)

  2. Листиком помашем, листиком помашем (действия по тексту, под простую мелодию).

Красный, желтый, золотой,

Как красив ты, лист резной!

  1. С листиком попляшем,

С листиком попляшем (кружимся).

Красный, желтый, золотой,

Вьется листик надо мной.

  1. Вот листочки высоко (вытягиваемся максимально).

Вот листочки низко (приседаем и листочками по полу шуршим, 2 раза).

Вот листочек далеко (откладываем листочек в сторону, подальше от центра круга).

Вот листочек близко (прижимаем листочек к груди, 2 раза).

  1. Но тут налетел ветерок и подул на листок: «Фф-фф, фф-фф» (выразительно дуем на листок, длительно выдыхая).

  2. Листочки полетели-полетели-полетели (кружимся вслед за листочками).

И на землю сели (приседаем, пауза, полная остановка, 1-2 раза).

  1. Листочки закружились-закружились (побежали вслед за листочками по кругу)

И остановились (приседаем, пауза, полная остановка).

  1. Пришел дворник, в кучу листики собрал (ведущий кладет свой листик в середину круга, туда же кладут свои листочки и дети. Затем все собранное перекладывается в корзину).

В дождливую погоду игру можно продолжить следующим фрагментом.

  1. Солнышко ясное по небу ходило (ведем хоровод, напевая несложный мотив).

Солнышко ясное все лето светило.

  1. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).

  2. Светить перестало (приседаем на корточки).

  3. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками).

Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на 10-20 секунд).

Пока дождик льет и льет.

Пункты 17-20 можно повторить.

  1. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки).

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость).

Ты не капай сильно так.

  1. Дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки),

В руки не дается.

  1. Дождик-дождик-дождик льет (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу)

И гулять нам не дает.

  1. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук).

Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань – это крыша. Под ней прячутся и ведущий и дети. «Слушаем» тишину).

Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки».

 

Игра «Как на тоненький ледок»

(для детей от 2,5 лет)

Значение игры: игра дает возможность концентрированно пережить границы тела (первая часть), богата сменой ритма и скорости движений, контрастом движения – от интенсивного до полного покоя, контрастом положения тела – от вертикального до горизонтального (вторая часть). Все это способствует развитию произвольного управления собственным движением.

Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).

Ход игры.

Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульях, затем разыгрывается подвижная часть.

  1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).

  2. Подтянем штанишки, наденем пальтишки (подтягиваем одежду на поясе).

  3. Наденем штанишки, наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).

  4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).

  5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).

  6. И застегнемся:

Вот так, вот так! (ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы).

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободные место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается «всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.

  1. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени на каждый слог)

Выпал беленький снежок.

  1. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем),

Ехал Ванечка-дружок.

  1. Ехал Ваня, поспешал (подскоки),

Ехал Ваня, поспешал (легкий галоп, с каждым движением интенсивнее),

Ехал Ваня, поспешал.

  1. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).

  2. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд).

Никто к Ване не бежит.

  1. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек),

Прямо к Ване подбежали.

  1. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»),

В путь-дорогу провожали.

Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза от слов «Как на тоненький ледок» до слов «В путь-дорогу провожали».

  1. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем в ритме песенки),

Не смотри по сторонам!

А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги),

На белые дорожки!

 

Примерные игры: «Зимняя», «Медведь в берлоге», «Навстречу весне», «От сосулек - звон, звон», «Ручеек», «Карусель», «Здравствуй, лето!» и др.(см.: Дошкольное воспитание №10, 2010г.)

 

Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микрожесты, мимика и спонтанные повторения. Поэтому наблюдение так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? СПб.: Деметра, 2003.

  2. Козырева М.В., Цой И.А. Игры с прикосновениями. Томск, 2006.

  3. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребнка. СПб.: Речь, 2004.

  4. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. СПб: Речь, 2008.

  5. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.

  6. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я как первой формы самосознания //Культурно-историческая психология. 2009. №3.

  7. Подвижные игры и забавы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Подготовила и провела

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад № 50»

Еськина С.В.

Саров, 2011г.

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства Я. Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ), а другой – вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).

Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания.

Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте – в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

̊ рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

̊ ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т.д.;

̊ повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

̊ эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

Сенсорно-двигательные игры построены на подражании детей выразительным движениям взрослого. Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов – конкретных или отвлеченных – дают ребенку возможность глубоко прочувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.

По содержанию и степени близости к жизненному опыту ребенка жестово-образные игры можно разделить на два вида, и соответственно на два этапа их предъявления (два уровня сложности):

Первый вид (первый этап)  - простые (сенсорно-двигательные) игры,  можно назвать жестовыми – по признаку почти полного отсутствия отвлеченных образов. Игры эти связаны с повседневной жизнью малыша (умывание, одевание и т.п.), где важным элементом является непосредственное восприятие  собственного тела в контексте обыденной жизни;  или текущем временем года – отображают погодные явления, быт человека и жизнь ближайших знакомых.

Второй вид и, соответственно, второй этап обозначим как жестово-образный, поскольку он богат образами, отдалёнными от повседневных переживаний детей. В сложных играх (сюда входят: музыкально-ритмические и хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы – движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Образ передается не столько словами, сколько жестами. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста это игры, отображающие события жизни человека в социуме как в домашней хозяйственной сфере, так и в разных профессиях, а также обобщённые образы природных явлений текущего сезона.

Разумеется, игры могут быть и комбинированными, так же могут упрощаться или усложняться в соответствии с возрастом и опытом детей.

В чем ценность этих игр? Необычайно широки их развивающие возможности – они охватывают самые различные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления. Органичное соединение движения и речи способствует речевому развитию, многократное повторение – развитию памяти, а разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты – развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции.

Вместе с тем занятие, построенное на основе жестово-образных игр, не страдает заорганизованностью. На одном и том же материале дети имеют возможность проявлять свои «неудобные» для окружающих особенности и темперамент, а педагог – с помощью того же материала – учитывать и корректировать их у каждого. И все это без организационно-дисциплинарного напряжения в силу особенностей жестово-образных игр, а именно увлекательного сюжета, учета двигательных потребностей и отсутствия директивного воздействия детей на них.

Таким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогают пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному – овладеть собой.

Как лучше проводить игры.

Прежде, чем перейти к практике, остановимся на некоторых организационных моментах. Целесообразно заранее предусмотреть размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит вначале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь на перестановку, перейти на свободное место для проведения подвижной части игры. Такой подход организует детей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.

Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. Таким образом, для начала, всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях – ставим стулья в правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние создаст детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу. Важно, чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.

Чтобы сенсорно-двигательные игры отвечали своему назначению, следует помнить об исполнении двух условий: 1)действия взрослых должны быть выразительны, эмоционально окрашены, он уделяет пристальное внимание к ребенку; 2)позиция малыша – активно-воспринимающая, полная вниманием к взрослому.

В сенсорно-двигательной игре главный акцент делается не на видимой похожести движения, а на том, как ребенок внутренне проживает его. Он должен выражать не только некий образ, выносить его на суд зрителя, сколько сам погружать в его проживание, преподносить образ себе самому. Иными словами, соединить себя с собственным движением, максимально его прочувствовать. Акцент, таким образом, переносится с внешнего плана на внутренний.

Объяснения, задания и исправления неуместны. Внимание детей ведущий удерживает исключительно своими действиями, увлекательным сюжетом, интересом ко всему. К активным и заинтересованным действиям детей может побудить только увлеченность взрослого.

Важно, чтобы ведущий делал акцент на тщательности выполнения движений. Необходимо внимательное, довольно плотное прикосновение рук, внятные, хорошо читаемые и понятные детям жесты.

Выбранная игра должна повторяться примерно в одно и то же время в течение дня на протяжении двух-трех недель. Изменения и дополнения – это в основном увеличение темпа, усложнение движений. Так создаются условия, когда можно погрузиться в жест, образ, прожить собственное телесное Я. Многократный повтор позволяет укреплять память детей, в том числе двигательную, вникать в свои ощущения, их изменения.

Разумеется, различные двигательные и осязательные впечатления дети получают из обычной жизни. Но современный характер городской жизни таков, что дети мало двигаются. Следствие этого – весьма скудный телесный опыт. Это с одной стороны, а с другой – бедность тактильных ощущений из-за недостатка общения с родителями, с природой. Игры, подобные описанным, дают ребенку концентрированный опыт телесного переживания самого себя и способствуют всестороннему развитию. Они позволяют разнообразить движения, напитать бодростью и радостью движения, сделать общение увлекательным и веселым, насыщенным и познавательным.

ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Но опять же игры мы будем давать детям с учетом их возраста, зрелости их внимания, поставленных задач. Игры-занятия могут продолжаться от 10 до 15 минут (ранний возраст).

Желательно, чтобы на первых порах педагог раскрывал лишь фрагмент игры. Развивать сюжет, насыщая его новыми элементами, возможно только после двух-трех занятий. На протяжении освоения игры педагог может вводить новые части, а уже освоенные или неактуальные не использовать. Может дополнять игру более сложными вариациями жестов, вводить какие-то новые элементы.

Достоинство предложенных игр в том, что они не отличаются статичностью, неизменностью. У педагога есть возможность найти или придумать нечто свое.

Ира «Потягушеньки»

Цель: Игра направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлении. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому.

Ход игры. 

Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

  1. Потягу-у-ушеньки-порастушеньки, вдоль растушеньки. (Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки – вперед-вниз. Ладонями оглаживаем тело – плотно и ласково – от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног. Вытягиваемся до максимального размера тела в длину, обозначая эту длину тактильно).
  2. А поперек – тостушеньки,  поперек  тостушеньки. (Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся на максимальную ширину, сжимаемся до минимальной ширины. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно).
  3. Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки. (ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие).
  4. А ножки – топтушеньки, ножки – топтушеньки. (в ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разгоняться перед более мелким движением, акцент на самые удаленные точки тела.)
  5. А в роток – говорок. Ну-ка, выглянь язычок! (Указательный палец к губам – подготовка локального движения.)
  6. Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю. (Движения языком, вертикальные и горизонтальные).
  7. Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался. Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался. Дверь за ним крепко закрылась. (Изменение глубины, движение во фронтальной плоскости и вертикальной).
  8. В роток – говорок (коснуться губ пальчиком), а в головку – разумок (обхватить голову двумя руками).

Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия, подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки» - пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как вы увидели, задействовано все тело. Другой вид – локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобранных игр. Например, «Ков-ковалек».

Игра «Ков-ковалёк»

(модификация русской народной игры)

Цель: Обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре после предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.

Ход игры.

  1. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку теплую сапожку.

(Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.)

  1. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на левую ножку теплую сапожку. (теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.) 
  2. Подкуем, подкуем, ножки, бегайте бегом. (Топаем поочередно правой и левой ногой об пол или – более сложный вариант – поднимаем обе ноги невысоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга.)

Игра «Наши ручки в пляс пустились»

Еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и спина.

Цель: способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

Ход игры.

  1. Наши ручки в пляс пустились, завертелись (обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью).
  2. Закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз).
  3. На головке полежали (далее движения по тексту).
  4. И на плечиках полежали.
  5. На коленях полежали.
  6. И на ножках полежали.
  7. И за спинку убежали.
  8. Спрятались.
  9. Где же, где же наши ручки? (Руки остаются спрятанными за спиной). Нету-нету нету наших ручек. Где же, где же наши ручки?
  10. Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! (хлопки по коленям.) Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела, но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить другие части тела, которые тоже важно почувствовать через собственное касание, например, на носике полежали, на пяточках полежали и т.д.

2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» - хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши. Разнообразные повороты кистей.

Примерные игры: «В нашем маленьком домишке», «Зарядка», «Тесто», «Иванушка у камешка» (для детей 3,5-7 лет), «Игра-одевание» и др.(см.: Дошкольное воспитание №8, 2010г.)

ПРОСТЫЕ ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

Игра «Осенняя прогулка»

(для детей 2-5 лет)

Значение игры: Ребенок в ходе игры учится сохранять равновесие, управлять своим шагом, чувствовать состояние ног как в движении, так и в покое. Ощущение тяжести и легкости шага позволяет управлять величиной и скоростью. Своевременное чередование – шаг, бег, подпрыгивание – концентрирует внимание детей на движениях, развивает произвольность. В ходе игры дети учатся согласовывать свои движения и оказывать друг другу помощь. Игра способствует восприятию пространства тела и пространства окружения, развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении (разгон – замедление).

Материал. Блюдо или корзинка, наполненные осенними листьями клена (чем разнообразнее их окраска, тем лучше; если листья мокрые, не следует их сушить – это дополнительное сенсорное воздействие), лоскут однотонной ткани (1,5х2м), например льняная скатерть, под которой можно спрятаться.

Ход игры: 

Первый фрагмент. Образуется круг. Началом может служить тактильная игра «Игра-одевание» (см.: ДВ, 8/2010). Далее следует подвижная часть.

  1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами, 2 раза).
  2. Большие ноги шагали по дороге (на каждое слово большой шаг).
  3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).
  4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте или в боковом направлении, 2-3 раза).
  5. Прибежали во лесок. Ой! (встаем на одну ногу, вторую подгибаем).

Потеряли сапожок (сохраняем равновесие),

Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

  1. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз).

Вот он, вот он, сапожок! (радостно крутим перед собой ножкой).

Действие повторяется 2 раза от слов «Маленькие ножки шли по дорожке» до слов «Вот он, вот он сапожок!».

  1. Быстрые ножки бежали по дорожке.

Второй фрагмент.

  1. Шли-шли-шли и в большой лес пришли (расходимся широким кругом, держась за руки).

Мы пришли в осенний лес,

Полный сказочных чудес.

Сколько листьев расписных,

Красных, желтых, золотых!

  1. Листик для Маши, листик для Саши и т.д. (каждый ребенок получает по листику; желательно, чтобы он мог его рассмотреть, провести пальцем по «дорожкам» - прожилкам, пятнышкам и др.)
  2.  Листиком помашем, листиком помашем (действия по тексту, под простую мелодию).

Красный, желтый, золотой,

Как красив ты, лист резной!

  1.  С листиком попляшем,

С листиком попляшем (кружимся).

Красный, желтый, золотой,

Вьется листик надо мной.

  1. Вот листочки высоко (вытягиваемся максимально).

Вот листочки низко (приседаем и листочками по полу шуршим, 2 раза).

Вот листочек далеко (откладываем листочек в сторону, подальше от центра круга).

Вот листочек близко (прижимаем листочек к груди, 2 раза).

  1. Но тут налетел ветерок и подул на листок: «Фф-фф, фф-фф» (выразительно дуем на листок, длительно выдыхая).
  2. Листочки полетели-полетели-полетели (кружимся вслед за листочками).

И на землю сели (приседаем, пауза, полная остановка, 1-2 раза).

  1. Листочки закружились-закружились (побежали вслед за листочками по кругу)

И остановились (приседаем, пауза, полная остановка).

  1. Пришел дворник, в кучу листики собрал (ведущий кладет свой листик в середину круга, туда же кладут свои листочки и дети. Затем все собранное перекладывается в корзину).

В дождливую погоду игру можно продолжить следующим фрагментом.

  1. Солнышко ясное по небу ходило (ведем хоровод, напевая несложный мотив).

Солнышко ясное все лето светило.

  1. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).
  2. Светить перестало (приседаем на корточки).
  3. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками).

Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на 10-20 секунд).

Пока дождик льет и льет.

Пункты 17-20 можно повторить.

  1. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки).

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость).

Ты не капай сильно так.

  1. Дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки),

В руки не дается.

  1. Дождик-дождик-дождик льет (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу)

И гулять нам не дает.

  1. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук).

Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань – это крыша. Под ней прячутся и ведущий и дети. «Слушаем» тишину).

Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки».

Игра «Как на тоненький ледок»

(для детей от 2,5 лет)

Значение игры: игра дает возможность концентрированно пережить границы тела (первая часть), богата сменой ритма и скорости движений, контрастом движения – от интенсивного до полного покоя, контрастом положения тела – от вертикального до горизонтального (вторая часть). Все это способствует развитию произвольного управления собственным движением.

Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).

Ход игры.

Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульях, затем разыгрывается подвижная часть.

  1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
  2. Подтянем штанишки, наденем пальтишки (подтягиваем одежду на поясе).
  3. Наденем штанишки, наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).
  4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).
  5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
  6. И застегнемся:

Вот так, вот так! (ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы).

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободные место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается «всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.

  1. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени на каждый слог)

Выпал беленький снежок.

  1. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем),

Ехал Ванечка-дружок.

  1. Ехал Ваня, поспешал (подскоки),

Ехал Ваня, поспешал (легкий галоп, с каждым движением интенсивнее),

Ехал Ваня, поспешал.

  1. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).
  2. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд).

Никто к Ване не бежит.

  1. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек),

Прямо к Ване подбежали.

  1. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»),

В путь-дорогу провожали.

Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза от слов «Как на тоненький ледок» до слов «В путь-дорогу провожали».

  1. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем в ритме песенки),

Не смотри по сторонам!

А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги),

На белые дорожки!

Примерные игры: «Зимняя», «Медведь в берлоге», «Навстречу весне», «От сосулек - звон, звон», «Ручеек», «Карусель», «Здравствуй, лето!» и др.(см.: Дошкольное воспитание №10, 2010г.)

Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микрожесты, мимика и спонтанные повторения. Поэтому наблюдение так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.

Рекомендуемая литература:

  1. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? СПб.: Деметра, 2003.
  2. Козырева М.В., Цой И.А. Игры с прикосновениями. Томск, 2006.
  3. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребнка. СПб.: Речь, 2004.
  4. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. СПб: Речь, 2008.
  5. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.
  6. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я как первой формы самосознания //Культурно-историческая психология. 2009. №3.
  7. Подвижные игры и забавы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста дома.

Рубрика: «Родителям на заметку»...

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Подвижные игры с детьми раннего возраста, как средство активизации двигательной активности».

-повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;-развивать основные движения средством  подвижной игры.- укреплять здоровье детей, спосо...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....