Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников
консультация по теме

Чистякова Ольга Николаевна

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей 

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

  Часто воображение называют фантазией.

Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.

   С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем некоторую информацию. Так дошкольник, чтобы решить задачу по математике: «На ветке сидело 6 птиц, затем 1 улетела. Сколько птиц осталось сидеть на  ветке?», -  должен представить себе образ дерева, ветки и птиц.

 Или: «Повстречал в лесу Иван-царевич чудище невиданное». В этом случае воображение восполняет недостаток информации и рисует нам мысленный образ. Мышление почти бессильно без активной работы воображения.

  Причем, если каждый из нас возьмет бумагу и карандаш и воспроизведет это «чудище невиданное», то одинаковых не будет.

Это общее значение функции воображения и у детей и у взрослых.

    Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии дошкольника очень велико.

Однако фантазия, как любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление в развитии. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    Для развития воображения можно предложить следующие игры и упражнения, которые активизируют познавательную деятельность, развивают творческое, абстрактное мышление, внимание, память, речь детей:

1.     «Использование предметов»  (различное использование одного предмета)

2.     «Незаконченный рассказ» (начать рассказ и предложить ребенку закончить)

3.     «Дорисуй предмет»  

4.     «Что означает интонация?»

5.     «Волшебники» (предложить ребенку стать волшебником и изменить что – либо)

6.     «Превращения» (ребенок «превращает» любой предмет во что – то новое)

7.     «Натюрморт» (ребенок придумывает и рисует натюрморт)

8.     «Рассказ в картинках» (ребенок придумывает рассказ по картинке)

Мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения у детей. Мы увидели, как важна эта функция в развитии мыслительной деятельности у детей, для становления их личности, для формирования жизненного опыта и для общего развития ребенка.

 

Педагог – психолог ГБДОУ № 45 Чистякова О.Н.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie._rekomendatsii_dlya_roditeley.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей  

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

  Часто воображение называют фантазией.

Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.

   С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем некоторую информацию. Так дошкольник, чтобы решить задачу по математике: «На ветке сидело 6 птиц, затем 1 улетела. Сколько птиц осталось сидеть на  ветке?», -  должен представить себе образ дерева, ветки и птиц.

 Или: «Повстречал в лесу Иван-царевич чудище невиданное». В этом случае воображение восполняет недостаток информации и рисует нам мысленный образ. Мышление почти бессильно без активной работы воображения.

  Причем, если каждый из нас возьмет бумагу и карандаш и воспроизведет это «чудище невиданное», то одинаковых не будет.

Это общее значение функции воображения и у детей и у взрослых.

    Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии дошкольника очень велико.

Однако фантазия, как любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление в развитии. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    Для развития воображения можно предложить следующие игры и упражнения, которые активизируют познавательную деятельность, развивают творческое, абстрактное мышление, внимание, память, речь детей:

  1. «Использование предметов»  (различное использование одного предмета)
  2. «Незаконченный рассказ» (начать рассказ и предложить ребенку закончить)
  3. «Дорисуй предмет»  
  4. «Что означает интонация?»
  5. «Волшебники» (предложить ребенку стать волшебником и изменить что – либо)
  6. «Превращения» (ребенок «превращает» любой предмет во что – то новое)
  7. «Натюрморт» (ребенок придумывает и рисует натюрморт)
  8. «Рассказ в картинках» (ребенок придумывает рассказ по картинке)

Мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения у детей. Мы увидели, как важна эта функция в развитии мыслительной деятельности у детей, для становления их личности, для формирования жизненного опыта и для общего развития ребенка.

Педагог – психолог ГБДОУ № 45 Чистякова О.Н.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников

Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...

Консультация для родителей "Значение дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников"

Игра – это жизненная лаборатория детства,дающая тот аромат, ту атмосферу молодойжизни, без которой, эта пора ее была быбесполезна для человечества.В игре, этой специальной обработкежизненного ма...

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...