Главные вкладки

    Игры для детей раннего возраста.
    занимательные факты (младшая группа) на тему

    Носова Наталья Викторовна

    Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_ranneego_vozrasta.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры для детей раннего возраста

    Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

    С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

         Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

    Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

    Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

    Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

    КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

    Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

    Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

    Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

    УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

    Оборудование: Бубен, два флажка.

    Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

    Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

    КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

    Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

    Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

    Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

    - Возьми мишку и посади в машину.

    - Возьми мишку из машины.

    - Посади в машину куклу.

    - Покатай куклу машине.

    Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

    СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

    Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

    Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

    Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

    ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

    Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

    Оборудование: Колокольчик.

    Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

    УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ ?

    Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

    Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

    Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

    Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

    Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.

    Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.

    Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.

    Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

    Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

    Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

    ГРОМКО – ТИХО

    Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

    Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

    Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

     

    ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ!

    Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

    Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

    Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

    НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ!

    Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

    Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

    Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

    ДУЕТ ВЕТЕР

    Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

    Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

    Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

     

    Игры, развивающие речевое дыхание.

    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

    Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

    ОДУВАНЧИК

    Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

    Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

    Одуванчик, до чего ж

    Ты на облачко похож.

    Страшно даже и взглянуть:

    Как бы облачко не сдуть.

    ПУЗЫРЬ

    Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

    Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

     «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    Оставайся такой, да не лопайся!»

    Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

    СНЕЖИНКИ

    Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

    Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

    Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

    Собралися мы в кружок,

    Завертелись, как снежок.

    ЛИСТОПАД

    Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

    Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

    Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека-творческие игры для детей раннего возраста

    Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представлен...

    Комплексное занятие-игра для детей раннего возраста "Льдинки-холодинки"

    комплексное занятие-игра по физическому развитию детей раннего возраста...

    Дидактические игры для детей раннего возраста

    В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его ...

    Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет Группа раннего возраста №1 на 2017-2018 учебный год. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»

    Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, о...

    Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»

        Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...

    «Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

    Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...