Консультация на тему: "Психологическая готовность к школе"
консультация по теме

Урсуленко Татьяна Юрьевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида №29 «Солнышко»

г. Туапсе муниципального образования

                  Туапсинский район.

   Консультация педагога-психолога Урсуленко Т.Ю. на тему:

      «Психологическая готовность к школе»

1.  Mотивационная готовность – не только пойти в школу, но

     учиться, выполнять определённые обязанности.

2.  Интеллектуальная готовность – не обязательно уметь читать,

     главное – наличие высокого уровня психологического

     развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию

     внимания, памяти, мышления.

3.  Волевая готовность – необходима для нормальной адаптации

               детей к школьным условиям: выполнять определённые

               правила школьного распорядка, уметь слушать и вникать о

     чём говорит взрослый.

                   Главным показателем готовности ребёнка к школе является

его отношение к школьному учению. Если он сумел безболезненно

приспособиться к новым требованиям, если учение даётся ему

относительно легко, если, начав учиться, он не только не потерял

интерес к учению в школе, а наоборот, этот интерес упрочился и

развился, то в этом случае можно с уверенностью сказать о

полноценной психологической подготовленности ребёнка к школе.

                   Первая группа трудностей связана с непониманием

школьниками самой ситуации урока, истинного смысла вопросов

учителя, его профессиональной роли.

                   Вторая группа трудностей связана с недостаточным

развитием у детей общения и способности взаимодействовать с

другими детьми.

                   Третья группа трудностей связана со специфическим

отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и

способностям, к своей деятельности и её результатам.

                   Выделенные три группы трудностей являются наиболее

важными и первичными для детей, психологически неготовых к

школе. На их базе могут появиться и другие, производные от них,

однако имеющие в своём основании одну, две или три выделенные

выше причины.

Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины,

их порождающие, лежат либо в сфере общения ребёнка с взрослым (понимание условности вопросов учителя, его особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия и т д.), либо причины затруднений

связаны с особенностями самосознания детей (завышенная оценка своих

возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам

своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя). Эти три

группы трудностей соотносятся с основными сторонами психологической

готовности детей к школе.

                     Психологическая подготовка к школе – это не

узкоспециализированная задача, направленная на приспособление детей

к школьным требованиям, а органическая часть в системе учебно-

воспитательной работы с дошкольниками. Следует особо подчеркнуть, что

детство – не только подготовка к школе, да и ко всей последующей взрослой

жизни, но уже сама жизнь ребёнка. Детство самоценно само по себе, а не

только как подготовка к чему-нибудь более «серьёзному». От того, насколько

счастливым и радостным было детство, зависит судьба, характер и весь склад

личности взрослого человека.

                      Подготовка к школе проходит благополучно, если учитываются

особенности личности ребёнка-дошкольника, если воспитатели и родители

помнят, что ведущая деятельность этого периода – игра. Однако содержание

и направленность этой работы связанны с ведущей деятельностью уже не

дошкольного, а младшего школьного возраста, т.с. с учебной деятельностью.

Магистральную линию в подготовке к школе составляет подготовка детей

к учебной деятельности. Формирование психологических предпосылок и

основ этой деятельности происходит в дошкольном возрасте, хотя сама

учебная деятельность складывается только на учебных занятиях.

У дошкольников этой деятельности нет и быть не может, так как только

к концу дошкольного детства возникают её психологические предпосылки.

Их формирование составляет содержание и суть психологической

подготовки детей к школе.

                        Психологическая готовность к школе должна сложиться

как естественный результат общего психологического развития ребенка.

К этому времени ведущая деятельность дошкольного возраста – игра

уступает место ведущей учебной деятельности.

                        Учебные действия – это второй компонент учебной

деятельности. Среди самих учебных действий выделяется особый класс,

который может быть назван третьим компонентом учебной деятельности,

-это действия самоконтроля и самооценки.

                        Третья сторона, или третий аспект, психологической

готовности детей к школе относится к сфере самосознания личности.

Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные

изменения в отношении ребенка к самому себе.

                        Таким образом, выделенные три сферы – отношение к

взрослому, к сверстнику и самому себе – являются основными сторонами

психологической готовности детей к школе. С нами связана сама

возможность перехода к новой ведущей деятельности, они составляют

психологические условия перехода от игры к учению.

                               Литература

1.  Ю.В. Давыдова. «Как подготовить ребенка к школе?»

                      (Москва. Эксмо. 2008 г.)

2.  Е.Г. Демидова. «Ребенок идет в школу»

                     (Москва. Росмон. 2006 г.)

3.  М.Н. Ильина.   Л.Г. Парамонова.   Н.Я. Головнёва.

     Тесты для детей.

     «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

                     (Дельта. 1997 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для консультации по теме "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения".

В приложенном файле находится презентация для проведения консультации для родителей детей подготовительной группы на тему "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения". Презентация состо...

Консультация на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Консультация на тему: "Психологическая готовность детей к школе"...

консультация на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"

         Переход ребёнка из детского сада в школу — всегда важное событие в жизни семьи.Что понимается под «готовностью ребёнка к школе»?Под готовност...

Консультация для родителей по теме психологическая подготовка детей к школе

Цель: помочь родителям подготовить своего ребёнка к школе....

«Библиотека коррекционной помощи для педагогов» Консультация по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе»

laquo;Библиотека коррекционной помощи для педагогов»Консультация по теме:«Психологическая готовность ребёнка к школе»Ребенок очень быстро растёт. Неизбежно приближается то время, ко...

Консультация на тему: « Психологическая готовность ребенка к школе»

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс ...