Пальцы помогают говорить
консультация (младшая группа) по теме

Элькина Светлана Михайловна

Влияние развития пальчиковой моторики на развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_paltsev.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» 

 У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются  – коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большее стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


На основе проведенных опытов и обследования большего количества детей была выявлена следующая закономерность: ЕСЛИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ, ТО И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ. ЕСЛИ ЖЕ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ ОТСТАЕТ, ТО ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ХОТЯ ОБЩАЯ МОТОРИКА ПРИ ЭТОМ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНОЙ И ДАЖЕ ВЫШЕ НОРМЫ.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной системы речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входить массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут. Так же подбираются упражнения с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, счетные палочки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют то или иное задание, например:
«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - кончики большего пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«ЧЕЛОВЕЧЕК» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«СЛОНЕНОК» - средний палец выставлен вперед «хобот», а указательный и безымянный – «ноги». Слоненок «идет» по столу.
«КОРНИ ДЕРЕВЬЕВ» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
(показываю два вида заданий: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными палочками).
В первом виде подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшими стихотворными сопровождениями. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнение выполнять как правой, так и левой рукой.
Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигурок из кисти и пальцев рук.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

 

НАПРИМЕР:
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Детишек кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе ничего нет!»
При этом, большей палец не загибается.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачек пальчики, как левой, так и правой руки.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Во втором виде – со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек. В начале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные.
Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.д.).

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводиться в течении нескольких минут,
2-3 раза в день.

ЗНАКОМСТВО  СО  СЧЕТОМ  И  ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ  ФИГУРКАМИ.


При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:
1.    Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
2.    Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
3.    Сосчитать геометрические фигуры изображающие предмет (сколько треугольников, квадратов).
4.    Сосчитать уголки (острые и крупные), входящие в фигурку.
5.    Самому придумать и сложить фигурку.

Конструктор из геометрических фигур сопровождается чтением стихов. Это поможет детям расширить и обогатить словарный запас. Стихи написаны в доступной форме, героями многих из них являются дети, животные, птицы. Это привлекает внимание малышей к речевому материалу, способствует развитию навыков словообразования и подготовят к усвоению школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...