Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
материал (старшая группа) по теме

Казанкова Вера Викторовна

 

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский)

 

Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое развитие

находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает , то задерживается и речевое развитие  , хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук , развиваются в речевом отношении быстрее других .

 

Развивая мелкую моторику вы развиваете речь , работоспособность головного мозга , мышление , внимание , память , воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorit.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное

учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Родительское собрание

« Пальцы помогают говорить»

( нетрадиционная форма проведения-

семинар-практикум)  

                                         Подготовили

воспитатели:

Казанкова

Вера Викторовна

Сомина

Валентина Валентиновна

г. о. Новокуйбышевск

2013 г

Цель:показать важность работы по развитию мелкой моторики;

обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

План проведения:

1.Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.

2.Практическая часть:игры и упражнения.

3.Принятие решения собрания.

Подготовительный этап:

1.Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский)

«Рука-это своего рода внешний мозг»(Э. Кант)

«Рука -это инструмент всех инструментов»(Аристотель)».

2.Подготовить приглашение на собрание.

3.Атрибуты:мяч,

бумажные круги с цифрами и надписями «Развитие речи

и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки

как орган речи»,

тазик с горохом;

зубные щетки, мячи- ежики, грецкие орехи;

атрибуты для пальчикового театра к сказке «Репка»;

квадратный лист , зубочистка;

листы бумаги с надписями:

«Удачным сегодня было...»

«Я задумалась....»

«Мне бы хотелось в следующий раз....»

«Мои предложения и рекомендации....»

Форма проведения : семинар-практикум

                                                                            

                                                 

                                               

                                                                               

 

 

Ведущий 1 : Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают , а играют

Вместе все в одни игрушки .

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие « пять « да « пять « ,

Угадайте , как их звать ?

Ответ родителей и детей : Пальцы .

Ведущий 1 : Правильно .Речь идет о пальцах. Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им , а точнее- развитию мелкой моторике рук у ребенка. Почему именно этому ? Вы узнаете. Сейчас дети поиграют в игру :

« Собери пословицу «На столе лежат бумажные круги с номерами .Нужно взять круг , определиться с цифрой и выстроиться по порядку.

( дети выполняют задание )

Родители читают : « Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи » .

Ведущий 2 : Но прежде чем  начать работу практикума , давайте поприветствуем друг друга . Взрослые бросают мяч друг другу и говорят

комплимент.

Игра-приветствие.

Ведущий 2: На примере игры можно увидеть , как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы , это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу -  задействовалось мышление.

Ведущий 1 : Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое развитие

находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает , то задерживается и речевое развитие  , хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук , развиваются в речевом отношении быстрее других . Если специально тренировать кисть , развитие речи ускоряется. Разрешите задать вам вопросы :

1 . Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев ?

Ответ родителей  

2 . Как?

Ответ родителей....

3 . Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей ?

Ответ родителей....

4 . Для чего вы это делаете ?

Ответ родителей.....

5 . Что дает занятие с пальчиками детям ?

Ответ родителей.....

Ведущий  1 :Развивая мелкую моторику вы развиваете речь , работоспособность головного мозга , мышление , внимание , память , воображение.

Ведущий 2 : Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме .Сейчас мы будем   играть и  и пальчики развивать .

Ведущий 2 : Каждый день мы играем в пальчиковые игры .Ребята давайте покажем вашим родителям игру « Матрешка «.

Дуйте в дудки , бейте в ложки ,

( Дети имитируют движения . Хлопают в ладоши )

В гости к нам пришли матрешки.

( Выполняют ходьбу пальцами указательным и средним на столе)

Ложки деревянные ,

( Вытягивают руки , сложенные « Ковшиком «)

Матрешечки румяные .

( Качают головой , поднеся руки к щекам )  

Ведущий 2 : Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга , а значит , стимулирует развитие речи . Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми , а также взрослым и ребенком . Пальчиковые игры увлекательные , эмоциональные . Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.

Ведущий 1 : Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в « сухом бассейне» .

Ребята опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).

Одновременно сжимайте и расжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной :

« В миску насыпали горох

И пальцы запустили ,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.»

Ведущий  1: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка , начиная с большого и до мизинца .Растирайте сначала подушечку пальца , затем медленно опускайтесь к его основанию.

« Я возьму зубную щетку ,

Чтоб погладить пальчики .

Станьте ловкими скорее ,

Пальчики- удальчики .»

Ведущий 1 : Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Помассируйте ладони детям

« Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад- вперед его качу.

Вправо-влево-как хочу.

Сверху -левой , снизу — правой

Я его катаю , браво .»

Ведущий 1 : А сейчас дети сами будут массировать себе ладошки грецкими орехами ( каштанами ).Катайте два  ореха между ладонями.

« Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать .»

Ведущий 2 :Для развития мелкой моторики успешно используется пальчиковый театр  .Кистью или  пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей . Вашему вниманию предоставляется сказка « Репка» , в исполнении ваших детей.

Ведущий 2  : Посадил дед репку . Выросла репка большая , пребольшая .Пошел дед репку тянуть. Тянет , потянет — вытянуть не может. Позвал дед бабку, Бабка за дедку , дедка за репку , тянут , потянут — вытянуть не могут, Позвала бабка внучку . Внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку ,тянут , потянут — вытянуть не могут . Позвала внучка Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут , потянут — вытянуть не могут . Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за детку , дедка за репку ,тянут , потянут — вытянуть не могут. Позвала кошка мышку . Мышка за кошку , кошка за Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку -и вытянули репку .

Ведущий 2 : Молодцы ребята !

 

Ведущий 1 :Очень  хорошо развивает мелкую моторику японское искусство складывания бумаги — оригами . Оригами привлекает детей . Сегодня мы вместе  техникой оригами создадим вертушку .

1 . Сложить квадрат два раза пополам , развернуть .

2 . Все четыре угла сгибаем в центр листа .

3 . Перевернуть заготовку изнанкой вверх .

4 . Лист сложить пополам по вертикали .

5 . Противоположные вертикальные  стороны квадрата отгибаем к средней линии .

6 .Верхнюю точку поместить в центр квадрата  и разгладить сгибы и уголки .

7 . Тоже самое с другой стороны .

8 . Согнуть заготовку пополам .

9 . Отогнуть два угла .

10 . В середину вставить зубочистку .

Ведущий 1 : Развитие мелкой моторики , речи — важнее  перед школой , чем умение писать и читать , а систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга , что способствует развитию психических функций .

Ведущий 1  : А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру « Закончи предложение « ( Родителям раздаются листочки с началом предложения :

« Удачным сегодня было …..

« Я задумалась …..

« Мне бы хотелось в следующий раз …

«Мои предложения и рекомендации....

Ведущий 2 : Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова : « Движения  руки человека наследственно не определены , а возникают в процессе воспитания и обучения ..»

Подведение итогов . Решение родительского собрания: 

1 .Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях , используя рекомендации , материал собрания .

2 . Заботиться , чтобы деятельность детей была успешной- это будет подкреплять их интерес  к играм и занятиям по развитию мелкой моторики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Играем все вместе" (форма проведения: семинар - практикум).

Тема: «Игра –  как верный друг и помощник в работе с детьми».Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности использования познавательных игр в повседневной жизни дошкольника....

Сценарий родительского собрания" Пальцы помогают говорить"

Родительское собрание на тему "Пальцы помогают говорить"...

Родительское собрание Форма проведения: семинар – практикум

Родительское собраниеФорма проведения: семинар – практикумРодительское собраниеФорма проведения: семинар – практикум...

Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.

Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и кор...

Презентация к родительскому собранию "Пиктограммы помогают говорить"

Презентация к родительскому собранию на котором мы знакомим родителей с работой по развитию речи с использованием пиктограмм. Рассказывается что такое пиктограммы, какие виды бывают, какие задачи реша...

Родительское собрание "Пальцы помогают говорить"

Родительское собрание "Пальцы помогают говорить"...

Родительское собрание "Пальчики помогают говорить"

Взаимосвязь моторики рук и речи детей...