Сказка - как метод коррекции и развития детей
творческая работа учащихся

Ребенок не хочет идти спать

Подберите сказку, которая наиболее подходит вашему малышу и расскажите ему перед сном.

Перед тем как рассказывать, убедитесь, что вашему ребёнку подходит именно это тема. Ведь малыш может отказываться идти в свою постель из-за страха темноты, тогда ему нужна совсем другая сказка. А, может, он слишком редко видит вас и ему хочется больше вашего внимания, тогда постарайтесь каждый вечер выделять ребёнку хотя бы полчаса своего времени и заниматься с ним, играть или просто разговаривать. Заранее договоритесь, что после этого он пойдёт спать. Ребёнок с нетерпением будет ожидать этого времени каждый день. И отход ко сну у него будет ассоциироваться с приятным для него событием.

Детская комната должна вызывать у малыша приятные светлые чувства. Она не должна быть местом, где ребёнок «отбывает наказание», и в которой он чувствует себя одиноким и не нужным.

Пусть эта комната станет сказочной для малыша, где ему каждый вечер мама или папа рассказывают волшебную добрую сказку.

 

"Тема и сон"(Ольга Быкова)

В одном городе жил-был мальчик. Звали его Тема. Он был самым обыкновенным мальчиком, таким же, как другие дети. У него были мама и папа, бабушка и дедушка. Одна только особенность отличала его от других мальчиков и девочек - он очень плохо засыпал по вечерам. И Фея снов всегда очень долго ждала, когда можно будет послать Теме сказочный сон.

Надо сказать, что в каждом городе есть своя Фея снов. В её маленьком домике полным-полно серебряных колокольчиков - столько, сколько в городе детей. И, как только какой-нибудь малыш засыпает в своей кроватке, его колокольчик начинает звенеть, выводя особую мелодию. Фея достаёт из огромного кувшина мерцающий шарик и дует на него. Шарик быстро и плавно летит к адресату, неся ему сладкий сказочный детский сон. И тогда все дети города спят спокойно и растут. Ведь давно известно, что дети растут во сне, когда летают под облаками вместе с героями своих сказок.

Так было из ночи в ночь. Дети сладко спали, спали и их родители, набираясь сил для нового дня. Но вот однажды, в один прекрасный вечер, наш Тема отказался засыпать. Его папа и мама валились с ног от усталости, но никак не могли уложить спать своего сынишку. А бедная Фея всю ночь прислушивалась к колокольчику Темы, но так и не дождалась его призывного звона.

Это продолжалось и неделю, и две, и три. Однажды измученная Фея снов не смогла бодрствовать ночью, ведь Феям тоже надо когда-то спать. И она уснула как раз тогда, когда должна была посылать свои сны. А дети, не получив сказочные сны, перестали спать сами и не дали отдыхать своим родителям.

Все перепуталось в городе. Невыспавшиеся родители не могли нормально работать, они просто засыпали на ходу. Дети спали украдкой и понемножку днём. Бедная Фея сна уже ничего не понимала. От волнений и неразберихи она сама впала в глубокий сон и уже не просыпалась ни днем, ни ночью. Утомленные бессонницей взрослые не могли больше даже покупать продукты и готовить из них еду. В домах исчезли молоко и хлеб, не говоря уже о сладостях. А как же дети могут обойтись без молока?! В общем, в городе творился полный беспорядок.

А наш Тема тихо слонялся по своей комнате, уставший и голодный. От нечего делать он решил собрать свои игрушки. Тема стал медленно складывать из кубиков башню. Ку-бик на кубик, кубик на кубик... Мальчик не заметил, что начал строить эту башню с самого маленького и неустойчивого кубика. И когда все кубики уже стояли, выстроившись высоко-превысоко, башня вдруг наклонилась - кубики рассыпались, больно ударив Тему.

На крик своего малыша в комнату вбежали испуганные родители. Но они увидели счастливые глаза своего ребёнка.

«Мама, папа, я всё понял! - кричал радостный малыш. - Я понял, как нарушился порядок в нашем городе! Я - это маленький кубик, который всё сломал!»

И они ещё долго-долго говорили втроём о понятном и непонятном. О том, что ещё предстоит узнать Теме, когда он станет взрослым. А потом наступил вечер. Тема лег в свою кроватку, закрыл глаза и стал мечтать, каким он будет, когда вырастет. И... незаметно уснул.

В своём маленьком домике Фея проснулась от громкого и настойчивого звона колокольчика, которого она давно не слышала. Обрадованная, она отправила Теме самый прекрасный сон - сон о будущем. Этот сон был о звездочёте, который умел разговаривать со звёздами по ночам, и который когда-то был мальчиком, никак не желающим засыпать вечером в своей маленькой кроватке.

Постепенно гасли огни в засыпающем городе. А из окна домика Феи все летели и летели, переливаясь волшебным светом, прекрасные детские сны.

 

 

"Смелый мальчик и Тётушка Ночь" (Дмитрий Соколов)

Мальчик Серёжа был сильным и умным, и ему было так интересно жить, что он даже не хотел ложиться спать. Днем, наяву, с открытыми глазами ему было так интересно! Он всюду бегал, все узнавал и даже помогал своим родителям узнавать что-то новое!

И вот однажды пришёл вечер, и подошла ночь, и мальчику настала пора ложиться спать. А он говорит: «Не хочу ложиться спать! Мне здесь интересно, зачем я буду куда-то засыпать?» Все его уговаривали, но он никого не послушался. Вместо того чтобы лечь спать, он взял саблю и вышел во двор. Туда уже пришла Тетушка Ночь со своей дочкой, которую звали Темнота. Мальчик ни капельки их не испугался. Он сказал им: «А ну-ка, живо уходите прочь! И больше не приходите! Здесь теперь будет всегда жить Солнышко! И никаких тетушек!»

И Серёжа прогнал Ночь со двора, и её дочь Темнота ушла вместе с ней. На двор вернулось Солнышко, которое очень дружило с Сережей. Они принялись вместе играть, и им было очень весело. А потом мальчик заметил, что Солнышко устало. Он спросил: «Ты чего?» «Понимаешь, - сказало Солнышко, - мне же приходится светить не только в этом дворе, но и на всей улице, и во все городе, и во всем мире! Знаешь, как это трудно? Обычно я свечу днем, а потом отдыхаю, когда приходит моя сестра Ночь. А сегодня она куда-то исчезла, и теперь я должно все время светить, а я уже так устало и хочу спать!..»

Серёжа не стал говорить Солнышку, что это он прогнал Ночь, но решил помочь ему, потому что Солнышко было ему настоящим верным другом. Он сказал: «Подожди, я скоро вернусь! Я сбегаю за тетушкой Ночью!» И побежал.

А куда бежать - Сережа и не знал. На всякий случай он побежал на юг, потом на восток, потом ещё немножечко на север - и очутился в странном лесу. Лес становился все темнее и темнее, но Сережа ни капельки не боялся, потому что в руке у него была сабля, а за спиной - Солнышко. Когда он зашёл в самую темную часть этой чащи, он принялся звать: «Тетушка Ночь! Тетушка Ночь!» Вначале ему никто не отзывался, а потом ухнула сова, заскрипели ветки, зашуршали листья, и перед ним явилась тетушка Ночь. Там было так темно, что Сережа её почти не видел. «Тетушка Ночь, - сказал Сережа, - я хотел попросить у вас прощения. Как-то неправильно получилось. Вы, в общем, приходите к нам, пожалуйста, а то без вас Солнышку плохо». Ночь улыбнулась и ничего не сказала, просто кивнула.

И мальчик стал выбираться из леса. Шёл-шёл, а куда идти - он не знал, и уже очень сильно устал. Тогда тетушка Ночь взяла мальчика на руки и понесла. И уже очень скоро они оказались на родном дворе, а потом в родной кроватке. Мальчик заснул и видел сны, и это было так же интересно, как бегать днем.

Засыпай и ты, дружок!

 

 

"Сказка про кроватку" (Татьяна Холкина)

Жила-была кроватка. У неё было розовое в цветочек одеяльце, мягкая белая перинка и жёлтая в горошек подушечка. А ещё у кроватки была очень капризная девочка. Девочку звали Анечка. Каждое утро Анечка просыпалась, сладко потягивалась и, отбросив розовое одеяльце, выскакивала из кроватки, как пружинка. Анечка торопилась позавтракать и начать какую-нибудь новую интересную игру. И, конечно, ей и в голову не приходило поправить подушку и одеяло, заправить свою кроватку так, чтобы она выглядела опрятной, а не стояла распустехой до прихода Аничкиной бабушки.

Кроватка очень расстраивалась из-за этого, но утешала себя: «Анечка ещё маленькая, вот подрастет, научится всё делать сама и не будет про меня забывать». С этими мыслями кроватка, повздыхав, засыпала. А вы разве не знали, что кроватки днем спят? Ведь они всю ночь показывают детям интересные сны, баюкают и согревают своих малышей, вот и устают. Поэтому днем они отдыхают. А когда наступает вечер, они просыпаются, полные сил...

Вот только нашей кроватке совсем не хотелось просыпаться. Но не подумайте, что она не любила свою девочку.

 

Нет, что вы! Всё дело в капризах. Помните, что девочка у кроватки была очень капризная? Так вот, как только приходило время ложиться спать, Анечка начинала твердить: «Не хочу в кроватку! Не пойду спать!» Принималась плакать и даже топала ножками. А кому же понравится такое отношение? И с каждым вечером кроватка грустила всё больше и больше. И однажды решила окончательно: «Не нужна я Анечке! Уйду, куда глаза глядят, вернее, куда ножки идут!» Ведь это так печально, когда тебя не любят...

Сказано - сделано. Дождалась кроватка, пока бабушка её заправит и выйдет из комнаты, а потом - шмыг, и сама за порог. Ножки одну за другой переставляет, торопится. Вышла кроватка на улицу, а куда идти - не знает. Но это не беда, ножки её сами по тропинке повели. Им с непривычки по утоптанной земле легче ходить, чем по травке. Привела тропинка кроватку в лес. А там... Деревья стоят высоченные, шумят. Птицы с ветки на ветку порхают, поют. По земле звери всякие бегают, каждый своим делом занят. «Ох, - вздохнула кроватка, - а мне- го как быть? Может, попробовать найти себе нового хозяина в лесу?»

Не успела кроватка подумать об этом, смотрит - навстречу ей по тропинке муравей ползёт, соломинку тащит.

- Муравей, послушай, тебе кроватка не нужна?

Тот даже свою ношу от удивления выронил, да как рассмеётся!

- Что ты! Я ведь в муравейнике живу. У меня там прекрасная постель из еловой хвои. А к кроватям мы, муравьи, непривычные. Да ты для меня велика слишком. Поищи себе другого хозяина.

Вздохнула кроватка, потопала дальше. Слышит: кто-то вкустах сопит и пыхтит. Подошла поближе - надо же, медведь в малиннике сидит, ягоды ест. - Миш, а Миш, тебе случайно кроватка не нужна?

- Без надобности, - отрезал медведь. Погладил себя по толстым бокам и покачал головой.

- Я же тебя раздавлю. Мне сподручней в берлоге, на ветках и мхе. Может, кому другому сгодишься...

Кроватка расстроилась и побрела по тропинке дальше. Задумавшись, она чуть не наступила на бельчонка.

- Эй, осторожней! - возмутился тот.

- Прости, пожалуйста. Я просто никак не могу найти себе хозяина. Может, тебе пригожусь?

- Ух, ты! - бельчонок с удовольствием запрыгнул на спинку кроватки, пробежался по одеялу и свернулся клубочком на подушке. - Мягко-то как! И просторно - не то, что у нас в дупле!

- Рыжик! - вдруг послышалось откуда-то сверху. - Хватит баловаться. Марш домой!

- Извини, - сказал бельчонок. - Мне пора, мама зовет. Ты просто замечательная, но на дерево тебе не залезть, да и в дупле ты не поместишься.

Бельчонок молнией взлетел на сосну и пропал в густых ветвях. Кроватка растерянно остановилась посреди лужайки. Тропинка закончилась. Вокруг плотной стеной стояли деревья. Кроватка вдруг почувствовала, как сильно устали её не привычные к ходьбе ножки. Вспомнила, как долго она уже бродит по лесу, что скоро наступит вечер, а за ним и ночь, и горько-горько заплакала.

А в это время девочка Анечка, напившись душистого чаю с вкусным печеньем, вошла к себе в комнату. На ходу Анечка уже начала было капризничать: «Не хочу спать, не пойду в крова...» Но вдруг остановилась, замерев на полуслове. Кроватки не было. Анечка внимательно осмотрела каждый уголок комнаты. Заглянула под шкаф, в ящик для игрушек и даже, задрав голову, задумчиво изучила потолок. Все напрасно! Кроватка пропала, а вместе с ней исчезли розовое одеяльце, белая перинка и желтая подушечка. «Как же я спать буду?» - воскликнула Анечка. Внезапно она поняла, что ей до ужаса хочется спать, прямо глаза слипаются. Больше всего на свете желала бы она сейчас очутиться в своей уютной маленькой кроватке. Но где же её отыскать?

Анечка выглянула во двор. На тропинке отпечатались необычные квадратные следы. Они вели в лес. Забыв про сон, девочка поспешила туда. Ветки цеплялись за её одежду. Корни то и дело норовили подставить подножку - нельзя гулять маленькой девочке вечером одной так далеко от дома! Но Анечка всё шла и шла, озираясь вокруг, и звала: «Кроватка, милая, где ты?»

Вдруг она услышала чьи-то всхлипывания. Анечка заспешила вперёд и выбежала на лужайку. Там одна-одинешенька стояла её маленькая кроватка и горько плакала. Девочка запрыгнула на перинку, обняла подушечку и сказала: «Милая кроватка, наконец-то я тебя нашла! Пойдем домой, пожалуйста!» Кроватка всполошилась: Анечка одна, в лесу, так поздно! Нужно сейчас же отвезти домой маленькую девочку! И, конечно же, кроватка перестала плакать и даже улыбнулась. Ведь это так приятно, когда есть о ком заботиться.

Полуночница-сова сидела на высокой ветке и изумлённо крутила головой. Не каждый день увидишь такое в лесу! По тропинке, осторожно переступая четырьмя ножками, шагала маленькая кроватка. А на ней, укрывшись розовым одеяльцем, прижавшись щекой к жёлтой подушечке, крепко спала маленькая девочка. Ей снился удивительный сон про торопливого муравья, ленивого медведя и непоседливого бельчонка. Вы же знаете: самые интересные сны снятся, когда спишь в своей любимой кроватке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду

Помочь своему ребенку адаптироваться к детскому саду проще, чем может показаться на первый взгляд. Особенно, если подойти к подготовке заблаговременно. Описанная в статье игра является простым и действенным способом такой помощи. Ребенку очень важно составить свое представление о том месте, куда он вскоре отправиться. Играя с ним, вы поможете ему это сделать, а, следовательно, уменьшить тревогу и сделать поступление в детский сад более комфортным для всех членов семьи.

Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду

«Детский сад для зверят». Основная цель этой игры – формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно, до реального поступления. В идеале, в процессе подготовки, у ребенка должно формироваться ощущение значимости поступления в детский сад. Такое ощущение подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а, следовательно, стремлением ребенка попасть туда.

Необходимое для проведения игры

  1. Конструктор/кубики
  2. Игрушечная мебель/предметы, ее замещающие
  3. Фигурки животных с детенышами (любые другие фигурки, в которых будет понятно, кто взрослый, а кто ребенок)
  4. Маленькие игрушки, книжки для «группы»

Проведение игры.

Из конструктора или кубиков строится «периметр» детского сада (раздевалка, группа, спальня, туалет). В «помещении» есть мебель или предметы ее замещающие. В группе есть воспитательница (фигурка животного).

Сюжет: каждый день животные приводят своих детенышей в детский сад, их встречает воспитательница, зверята моют копытца и лапки, едят, играют, гуляют, спят и т.д. А дальше разыгрываются различные сюжеты «садовской» жизни. Все, вплоть до конфликтов и шаловливого поведения.

Задачи:

  1. Ознакомительная: рассказать и показать ребенку в игре, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.
  2. Формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а также формировать у ребенка навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста.
  3. Диагностическая. Ее использование целесообразно тогда, когда ребенок поступил в детский сад и появились негативные эмоции, для выявления и коррекции зон проблем ребенка (они могут быть бытовыми: сон, еда, туалет, одевание, либо коммуникативными – проблемы при взаимодействии с воспитателем и сверстниками).

Исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, подбирается набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры. Так же сюжеты подбираются исходя из тех задач, которые стоят данной ситуации (формирующая, ознакомительная, диагностическая). Кроме того, необходима эмоциональная вовлеченность ведущего взрослого для формирования ответной реакции у ребенка на все проигрываемые события, получения эмпатического переживания.

Количество пар «мама – ребенок» не должно быть меньше 5, но и не больше 10. Для роли воспитателя выбирается наиболее крупная игрушка, в зависимости от предпочтений ребенка.

Игру можно предварить таким рассказом: «Это «Детский сад». Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. И с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают книжки, водят хороводы. Когда ребенок утром приходит в садик, воспитатели его встречают».

Можно разыгрывать абсолютно любые сюжеты. Но, логичнее сфокусироваться на эмоционально напряженных ситуациях.

Сюжет 1. Приход в сад, расставание с мамой

Основные задачи: знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет на время расстаться. Ознакомление с рядом правил этикета и быта в детском саду.

Сюжет должен быть разыгран исключительно в радостных тонах. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.

Если в дальнейшем, при посещении детского сада ребенка появились слезы или он стал свидетелем чужих слез, то этот эмоционально напряженный сюжет будет полезно ввести в игру.

Проигрывание доброжелательного подведения родителя, воспитателя и других детей (сперва с участием взрослого, а затем проигрывание ребенком самостоятельно) станут уже личным опытом с благополучным исходом пережитым ребенком.

Фигурки «мам» не должны исчезать из поля зрения ребенка. Лучше, чтобы краем глаза ребенок мог их видеть. Это будет демонстрировать ребенку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко.

Сюжет 2. Свободная игра детей

В игре стоит демонстрировать, что общением в группе управляет не только воспитатель, но и сами дети являются его активными участниками. Дети могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой.

Основные задачи: показать ребенку, что в детском саду будет много игрушек, и таких, каких нет дома, и с ними тоже можно играть. Наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный опыт общения.

 

Сюжет 3. Конфликты

 Конфликты между детьми происходят часто, особенно пока они еще не привыкли и не познакомились друг с другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социально взаимодействия, обладают разным опытом общения со сверстниками.

Основная задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумном и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия. 

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (другую вещь) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого.

Объясняется это наличием детского эгоцентризма (особенно в младшим дошкольном возрасте), неумением вставать на точку зрения другого, шаткостью понятия «чужое».

Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослыми на глазах ребенка как можно натуральнее -  с писками, возмущениями. На помощь потерпевшему должна прийти воспитательница.

- Отнимать нельзя! – может сказать «воспитательница». – Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Закрепление понятий «занято» и «свободно» будет полезно ребенку, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть. Эти понятия сопутствуют человеку всю жизнь. Надо учиться уважать «занятость» также времени и мыслей других людей.

Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т.к. запреты на ограничение свободы и пространства других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях ближнего (не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин). При чем и в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатичными, чтобы вызывать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией.

Сценарий с ребенком – драчуном. В разыгрывании подобного сюжета ребенку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является воспитатель. Если же у самого ребенка возникает желание нападать на других, то в игре есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям.

 

Сюжет 4. Возвращения родителей

Игра всегда завершается приходом родителей за своими малышами. Этот сюжет призван выработать в ребенке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребенка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.

Диалог между «мамой» и «малышом», доброжелательные замечания «воспитательницы» должны подвести итог этого интересного дня. Вообще роль воспитателя в игре в основном должна быть правило устанавливающей и подытоживающей все элементы сюжетов. «Воспитатель» хвалит детей за совместную игру, послушание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...

Доклад: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»

Доклад для педагогов на тему: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»...

«Кинезиологические сказки как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»

Перед педагогами сегодня как никогда стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним...

«Кинезиологические сказки как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ».

Главной проблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. У детей c ОВЗ отмечается снижение вербальной памят...

«Кинезиологические сказки - как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками....