Доклад: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Доклад для педагогов на тему: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologiya.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»
Подготовил:
учитель-логопед Ключникова О.Е
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И. Соньер.
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей.
Всем нам известно, что головной мозг — это самый загадочный орган, его развитие начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а также интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.
Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.
Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.
Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении, такие как:
- Проблемы в письме.
- Проблемы в устной речи.
- Трудности в запоминании информации.
- Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
- Сложность в восприятии учебной информации.
На несформированность межполушарного взаимодействия указывают такие признаки, как:
- Зеркальное написание букв и цифр.
- Логопедические отклонения.
- Неловкость движений.
- Агрессия.
- Плохая память.
- Отсутствие познавательной мотивации.
- Инфантильность.
Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик. В настоящее время они динамично развиваются и очень востребованы в работе с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.
Что же такое нейропсихология? Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику. Нейропсихология относительно молодая область научного знания, официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен 2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый Александр Романович Лурия. Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга: 1. Энергетический блок. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля. Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий.
Поэтому, коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления: 1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций; 2. Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций; 3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, развивают речь.
Упражнения нужно выполнять утром, желательно ежедневно, но не реже 2-3 раз в неделю, в доброжелательной обстановке. Продолжительность занятия зависит от возраста. Упражнения можно выполнять в любом порядке.
Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют перекрестные движения. Например, упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос». Использование нейропсихологических прописей и линеек для рисования двумя руками позволяет научиться снимать гипер/гипотонус руки и контролировать пишущую руку, соблюдать границы строки, регулировать темп письма, развивать пространственную ориентацию в строке, усидчивость, тонкую дифференциацию пальцев рук, цветовое восприятие и воображение, т. е. правое полушарие мозга. Какие еще упражнения можно использовать в работе? Мешочки разного веса с крупой, которые ребенок должен поймать или подкидывать двумя руками, поочередно правой и левой рукой, соответственно можно наполнять эти упражнения речевым материалом на автоматизацию и дифференциацию звуков. Отбивать подвешенную мишень или отбивать мяч попрыгунчик от напольной мишени. Использование нейроскакалки. Для прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо вперед-назад. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. А если еще и на каждый круг скакалки произносить автоматизируемые ряды, будем развивать левое полушарие. Известно, что функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. У ребенка с нарушениями в развитии мозг работает как правило недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают плодотворное влияние на все области функционирования. В качестве предпосылок в развитии чувства ритма можно использовать камешки марблс, выкладывание камешков в определенной последовательности, по цвету форме размеру. Использовать игровые поля, так называемые «бродилки», для автоматизации и дифференциации звуков.
Итак, благодаря использованию на логопедических занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
А сейчас, Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам, да-да именно к вам!
Знаете ли Вы, что в стрессовой ситуации у многих из нас работает только одно полушарие мозга - если левое, мы педантично продолжаем работать в обычном режиме. А если правое - то мы вообще ничего не делаем. И то, и другое поведение разрушительно для "жизненной силы" (уровня энергии) - потому что проблема остается, и голова об этом помнит.
Существуют три способа активизации обоих полушарий. Упражнения очень
неожиданные.
Первое - это читать стихи вслух! Лучше брать стихи с простым четким ритмом. Чтение поэзии включает в себя, собственно, речевой аппарат, который регулируется левым полушарием, и ритмичность, за которую отвечает правое полушарие. Проза не дает такого эффекта, равно как и пение.
Второе - смотреть на красочные пейзажи и морские темы. Для этого подойдет альбом с репродукциями.
А третье - это ходьба с "размахиванием" рук - ну вроде как маршируешь. Когда шагает правая нога, поднимается левая рука, и наоборот.
И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите детям чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Исторический факт, секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Тренируйте мозг и оставайтесь молодыми и красивыми, как Клеопатра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка - как метод коррекции и развития детей
Ребенок не хочет идти спатьПодберите сказку, которая наиболее подходит вашему малышу и расскажите ему перед сном.Перед тем как рассказывать, убедитесь, что вашему ребёнку подходит именно это тема. Вед...
Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...
Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста
Метод замещающего онтогенеза как базовая нейропсихологическая технология преодоления проблем в развитии мозга человека. Способы применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста....
Презентация «Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушар...
Повалюхина Т.А. Презентация "Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми с нарушением речи"
Презентация для учителей-логопедов дошкольных учреждений...
«Использование инновационных методов и технологий коррекции нарушений у детей, как источник развития профессиональных компетенций учителя-логопеда ДОУ»
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...
Модель взаимодействия инструктора по физической культуре и специалистов по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ
Цель коррекционного взаимодействия – обеспечение психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению в соответствии с индивидуальными особенностями...