Развитие ребенка от 5 лет и старше
статья по теме

Гарат Екатерина Алексеевна

В этой статье родители могут ознакомится с критериями, которые могут определить готовность ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ребенка от 5 лет и старше

В 5-7 лет идет бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие ребенка. Он просто меняется на глазах!   Что касается речи, то в этот период наиболее успешно ставятся и закрепляются звуки, идет качественное и количественное обогащение словаря, формируются правильные лексико-грамматические конструкции. Но и одновременно выявляются и явные пробелы в дошкольном обучении и воспитании.      

Большинство родителей надеются, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма и чтения сформируются без вмешательства извне. Но когда родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование в школу, то им приходится слышать правдивую, но не очень приятную оценку умений и навыков будущего первоклассника.   Попробуем перечислить критерии, которые помогут определить готовность вашего ребенка к школе.   Подумайте, сформировался ли ваш ребенок как личность? Это очень важно, ведь в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определенные цели и делать что-то для их достижения. А для этого необходимо общаться не только с компьютером, но и с множеством людей.   Выросший в домашних условиях малыш чувствует себя неуютно в шумной компании сверстников. Он не сразу находит верный тон в общении. В школе он оказывается «слабаком» и чувствует себя изгоем. И это при том, что в речевом и интеллектуальном плане он может превосходить сверстников. Как известно, человек существо общественное и развивается в коллективе. Ему необходимо общение! Без этого нет новой информации и нет развития. Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни выпускники детсада. Они без труда находят общий язык с одноклассниками и учителями, уверены в себе, могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. Такие дети приучены работать в коллективе, идут на компромисс, умеют уступать и считаться с чужим мнением. «Домашним» детям освоить эти навыки в семь лет сложнее. Они, как правило, капризны и эгоцентричны. Для них целая проблема принять участие в общей игре, приспособиться к новым условиям.

Теперь надо определить есть ли пробелы в речевом развитии малыша. Необходимо учесть несколько моментов: 1. умение правильно (без искажения) произносить звуки; 2. достаточный объем активного и пассивного словаря; 3. грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу); 4. способность вести диалог; 5. умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти. Если у ребенка выявились пробелы, то нужно незамедлительно начинать работу над звукопроизношением и составлением устных рассказов на любую тему.   Теперь поговорим о словаре. Многие родители сразу представляют школьный словарь под редакцией В.И.Ожегова, а знакомство с ним сводят к нахождению слов на определенную букву. Но, на самом деле, определение словарного запаса ребенка – занятие трудоемкое. Начинать нужно с существительных. К любому предмету (чайник, стул, машина, собака) ребенок должен назвать его части (детали) – и чем больше, тем лучше. Если случилось так, что ребенок называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой, то придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Для этого существуют специальные картинные словари для дошкольников. Рассматривая такие словари, ребенок легко запомнит названия различных предметов, их деталей и частей. Картинки в таких словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. После проработки словаря ребенок не только запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу.   Помимо предметного словаря обследовать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос «Цветок какой?» начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий….». А что делать, если он не смог вспомнить. Придется снова брать картинный словарь и прорабатывать темы уже на предмет признаков. Здесь следует вспомнить о материалах, из которых сделаны разные предметы: кубик – пластмассовый, деревянный, стеклянный; ручка – деревянная, металлическая, пластиковая; варенье – клубничное, вишневое. Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Поиграйте с ребенком в игру «Чей хвост, ухо, глаз?». С помощью такой игры у ребенка не только закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных, но и еще ребенок вспомнит названия зверей, птиц и насекомых. После этого проверьте глагольные формы на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Обратите внимание на различие временных форм. Придется вспомнить и слова-предметы, а точнее, связанные с ними слова-действия: карандашом рисуют, чертят, раскрашивают; кошка мяукает, сидит, лежит, царапается и т.д. Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессия». Например, повар (что делает?): варит, режет, чистит, готовит; продавец: взвешивает, фасует, торгует, продает. Если в семье два школьника, то все эти словесные проверки можно проводить как соревнование.   Следует также проверить способность ребенка поддерживать разговор с другими взрослыми или со сверстниками. Умение вести диалог – весьма полезный навык. Если это дается с трудом, то обсуждайте с ребенком буквально все – увиденный фильм, прочитанную книгу, житейские дела. Пусть учится правильно строить фразы, задавать вопрос, а также слушать и понимать собеседника.   От диалога переходите к монологу, а точнее – к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком сюжетную картинку или фото. И послушайте, что он расскажет. Проследите, рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, у него должен быть сюжет. Смысл изображенного должен быть раскрыт так, чтобы, не видя картинку, можно было представить ее содержание. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Для этого вполне подойдут комиксы. Таким образом, мы проанализировали критерии оценки готовности ребенка к школе.

Resource id #4758


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2–3 ЛЕТ СВОИМИ РУКАМИ

Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать у детей 2-3 лет богатый разнообразный чувственный опыт зрительных ощущений свойств окружающих предметов, развивать интерес к их использованию в практических действиях. Решению этой задачи нам помогают дидактические игры.

1. Дидактическая игра «Собери яблоки (осенние листья) ».

Цель: учить группировать предметы по цвету.
Ход игры:
Пример: Трудно ежику одному собрать так много яблок. Давайте поможем ёжику! Только будьте внимательны: красные яблоки нужно сложить в красную корзинку, зеленые – в зеленую, а желтые – в желтую.

Взрослый выставляет три корзинки – красную, зелёную и жёлтую. Дети должны собрать и разложить яблоки (листья) по корзинкам соответствующего цвета.

2. Дидактическая игра «Собери урожай».

Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.
Задача: необходимо собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.

3. Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».

Цель: учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.
Задача: необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.

https://pp.vk.me/c7002/v7002067/279ed/7DsMO7x1c_4.jpg https://pp.vk.me/c7002/v7002435/27810/lsLE2vDPaPg.jpghttps://pp.vk.me/c7002/v7002501/27877/JBzZ6eA71Vc.jpg https://pp.vk.me/c7002/v7002623/27a16/JYtBEm1-Ue0.jpg https://pp.vk.me/c7002/v7002430/27781/8suLkodCzEw.jpg https://pp.vk.me/c7002/v7002611/28954/t3EwFJvNZjA.jpg https://pp.vk.me/c7002/v7002016/2774a/o6r8xq2_CDk.jpg



Предварительный просмотр:

Как долго и как часто ходить к логопеду? 
Постановка любого из звуков проводится в несколько этапов: 
• подготовительный; 
• постановка звука; 
• автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; 
• этап дифференциации (проводится в случаях замены или смешения звуков). 

Помимо того что каждый из этих этапов занимает определенное время и имеет свое содержание, все занятия с логопедом на любом этапе работы с тем или иным звуком будут сопровождаться упражнениями, направленными на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия и слуха, внимания, мышления, памяти. 
В обязательном порядке логопед будет дополнительно работать над грамматической стороной речи и над эмоционально-волевыми качествами малыша, то есть развивать усидчивость, умение доводить дело до конца, объективно оценивать результаты своего занятия и т. д. 
Конечно, в идеале занятия с логопедом должны проводиться каждый день, подкрепляясь ежедневными «домашними» упражнениями, но на практике, к сожалению, чаще всего занятия проводятся два раза в неделю. Так что в ваших интересах, дорогие родители, заниматься с малышом дома практически каждый день. 
Все, что вам будет необходимо для занятий, посоветует ваш логопед. Кроме того, в продаже имеется масса дидактических пособий, логопедических игр, лото и пр. 
Как долго предстоит работать с логопедом, зависит от множества разных факторов. 
Основной из них – «исходные данные ребенка», то есть какое именно нарушение произношения у малыша, насколько оно сложное, каков возраст ребенка при обращении к логопеду, каков общий уровень его развития. Большую роль играет регулярность занятий и домашняя работа родителей с ребенком. Разные этапы коррекции звукопроизношения могут иметь различную протяженность во времени у каждого конкретного ребенка – это вполне нормально. Тем не менее возникает вполне резонный вопрос: когда же конец? 
Ориентировочный срок для получения значимого результата – 2–3 месяца. 
Но если вы и ваш логопед усиленно и добросовестно занимаетесь с ребенком 2–3 месяца, а сколько-нибудь значительных результатов так и нет, очень советуем вам пройти альтернативную консультацию у другого специалиста. Возможно, вашему ребенку требуется более глубокая помощь или нужно несколько изменить направление приложения своих сил, а может быть, и сегодня это, к сожалению, не редкость, логопед, работающий с ребенком, не столь добросовестен, как кажется на первый взгляд. 
Этапы постановки звука 
Подготовительный этап 
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. 
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: 
• формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; 
• формирование направленной воздушной струи; 
• развитие мелкой моторики рук; 
• развитие фонематического слуха; 
• отработка опорных звуков. 
На этом этапе вам и вашему малышу будет предложен определенный комплекс артикуляционных упражнений, которые будут направлены на увеличение подвижности и переключаемости с одного движения на другое органов артикуляционного аппарата, то есть губ, языка, щек. Этот комплекс будет разработан для ребенка индивидуально, в него войдут те движения, которые необходимы именно для того звука, который у ребенка нарушен. 
Этот этап является ключевым для всей дальнейшей работы, и именно от него в основном зависит успешная и правильная постановка звука. 
На начальном этапе все упражнения будут проводиться в достаточно медленном темпе и с обязательным зрительным контролем. То есть у логопеда в кабинете всегда есть зеркало, с помощью которого ребенок может проверить качество выполнения упражнения. Таким же зеркалом придется обзавестись и вам. 
В дальнейшем, когда то или иное движение будет освоено уже достаточно хорошо, необходимость в зрительном подкреплении отпадет, и ребенок начнет опираться на собственные ощущения. 
В некоторых случаях то или иное упражнение может у ребенка вообще не получаться. Попробуйте, например, сами свернуть язык в трубочку! Поэтому со стороны логопеда вполне правомерно оказать ребенку механическую помощь, то есть руками или специальными инструментами придать языку нужное положение. Естественно, инструменты должны быть стерильными, а руки логопеда – в одноразовых перчатках. 
Когда вы будете отрабатывать упражнение дома, пользуйтесь одноразовыми трубочками или шпателями и, конечно, тщательно мойте руки. Если малыш активно сопротивляется «вторжению» в свой рот, что бывает достаточно часто, придется приложить дополнительные усилия: продемонстрировать упражнение самостоятельно, подключить игрушки и других членов семьи. Ни в коем случае не допускайте насилия: толку от такой «работы» будет чуть, а настроение испортится надолго. 
Помимо работы над различными позициями артикуляционных органов подготовительный этап постановки звуков содержит в себе комплексы упражнений, нацеленных на выработку направленной воздушной струи. 
Поскольку наша речь устроена так, что все мы говорим на выдохе, любое нарушение этого принципа неизбежно приводит к тому или иному искажению речи. К тому же русский язык таков, что воздушная струя для произнесения звуков требуется достаточно «жесткая» и направленная. У детей чаще всего работа над речевым дыханием не вызывает никаких сложностей, проблем или противоречий, потому что все упражнения этой серии достаточно забавные, их легко обыграть и преподнести ребенку как нечто действительно интересное. 
Работа по развитию и коррекции фонематического восприятия и слуха может доставить малышу немало неприятных минут, особенно если эта функция изначально серьезно нарушена. Основные приемы работы покажет логопед, но и вам самим придется призвать на помощь всю свою фантазию, чтобы ребенку эти упражнения стали интересны, и появился стимул продолжать их выполнять. 
На первых порах у малыша может не получаться различать те или иные звуки, и ваша задача в этот период – ни в коем случае не ругать ребенка и не смеяться над ним. Ничего, кроме «комплекса неудачника», такое «воспитательное» воздействие не принесет. Поддержите малыша, помогите ему, разбирайте упражнения вместе, не оставляйте ребенка один на один с трудными упражнениями, и все обязательно получится. 
В некоторых случаях допустимо время от времени предлагать ребенку образцы «идеальной» речи и давать ему возможность сравнить образец со своим собственным произношением. Прибегая к этому приему, вы должны очень хорошо знать индивидуальные особенности вашего ребенка и быть уверенными, что он отреагирует правильно. Задача такого невольного сравнения – выработать у малыша стимул для исправления звукопроизношения, но ни в коем случае не нажить себе комплекс. Поэтому мы призываем вас никак не комментировать эту «идеальную» речь. Ни в коем случае не говорите ребенку, что «дядя говорит хорошо, а вот у тебя…» Вообще никогда ни с кем и ни по какому поводу не сравнивайте вашего малыша, во всяком случае, очень постарайтесь этого не делать. Просто речь вокруг ребенка должна быть красивой и правильной, а свои выводы он сделает самостоятельно. 
Дополнительно, как мы уже говорили, логопед будет проводить работу по развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, общей и мелкой моторики и пр. Это, безусловно, очень важно, и вам обязательно понадобится интенсивная «домашняя работа» в этом направлении. Об отдельных упражнениях мы поговорим в дальнейшем, а пока только заметим, что различные конструкторы и мозаики обязательно должны быть в «арсенале» любого ребенка. Рисование, аппликация и лепка – прекрасная стимуляция для пальцев, а значит, и для развития речи. 
Постановка звука 
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. 
Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимый результат. 
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому способов постановки звука существует несколько. Если какой-то из них категорически «не пошел» именно у вашего ребенка, не нужно отчаиваться, попробуйте следующий. 
Первый способ, который предложит вам логопед, вероятнее всего, будет игровым. 
Никак не упоминая о том, что вот сейчас-то и начинается работа по постановке звука, после комплекса обычных упражнений логопед предложит малышу определенную игровую или же «проблемную» ситуацию, где ребенку необходимо будет «озвучить» определенное событие. Например, «посвистеть» за Соловья-Разбойника, «пошуршать» вместо листьев, «пошуметь» речкой и пр. 
Второй способ постановки звука основан на подражании и проводится уже на сознательном уровне. 
Ребенка в этом случае предупреждают о том, что начинается «постановочная» работа и он должен уделить все свое внимание речи специалиста. Малыш смотрит на положение артикуляционных органов логопеда, слышит звук, который в результате получается, и пытается его повторить. 
База для такого повторения в достаточной степени сформирована предшествующей артикуляционной гимнастикой. Очень часто можно наблюдать, как специалисты используют и тактильные ощущения малыша для лучшего восприятия звука в целом. Ладонь ребенка подносится ко рту или кладется на шею, для того чтобы малыш почувствовал силу воздушной струи или вибрацию голосовых связок. Вторую ладонь ребенок использует для самоконтроля, проверяя свою собственную воздушную струю. Обычно подготовительный этап позволяет довольно быстро освоить артикуляционный уклад того или иного звука, но если в вашем случае этого не произошло – не отчаивайтесь и продолжайте артикуляционную гимнастику. Вполне допустимо также попробовать сочетать второй и третий способы постановки звука. 
Третий способ предполагает механическую помощь специалиста и используется в тех случаях, когда самоконтроль ребенка еще не достаточно развит, чтобы полностью правильно провести подражание. В этих случаях логопед с помощью специальных инструментов придает органам артикуляционного аппарата необходимое положение. На вся кий случай еще раз напомним: проследите, пожалуй ста, чтобы инструмент был одноразовым или стерильным, а руки логопеда – чистыми. 
Маленькая хитрость: практически все логопеды в момент постановки звука избегают прямо называть звук, над которым идет работа. Это объясняется тем, что в том случае, если звук не совсем получился, в сознании малыша продолжает закрепляться неверный стереотип. Чтобы этого избежать, производится опора на звукоподражание. Малышу предлагается «пожужжать», «позвенеть», «посвистеть» и пр. Впоследствии такое звукоподражание уже будет названо определенным звуком («Жук жужжит так, как я произношу звук “Ж”, теперь и ты скажи “Ж”» – и малыш, который уже давно и успешно «жужжал», правильно и с удовольствием назовет нужный звук). 
Когда можно считать, что звук поставлен? Тогда, когда ребенок легко, без подготовки и не задумываясь сможет произнести нужный звук изолированно, не прибегая к звукоподражанию. В этом случае самое время переходить к следующему этапу, то есть автоматизации звука. 
Автоматизация звука 
Отработав правильную постановку звука на занятиях, в повседневной речи малыш может продолжать допускать ошибки в уже отработанном звуке. 
Поэтому цель второго этапа – автоматизировать правильное произношение. Начинать работу придется с коротких слогов. Следующим этапом станут слова, словосочетания – и лишь затем предложения, от простых к сложным. 
Специалист вначале предложит ребенку слоги, в которых требуемый звук сочетается с гласной («А», «Ы», «О» или «У» – такой «набор» гласных необходим для того, чтобы звук при произнесении получился твердым). Сначала отрабатываются прямые слоги, затем переходят к обратным (от «ЖА» к «АЖ»). После этого логопед подбирает такие слоги, в которых необходимый звук находится между двумя согласными. Венцом этого этапа становится произнесение слогов с нужным звуком в стечении согласных (второй согласный звук должен быть у ребенка не нарушен). 
Когда в словах звук автоматизирован, можно переходить к словам. Этот этап занимает достаточно длительное время, поскольку звук в слове должен быть отработан во всех позициях, то есть в начале, середине и конце слова. На каждую из этих позиций логопед подбирает определенный дидактический материал, причем, что немаловажно, помимо положения звука в слове этот материал еще должен содержать в себе предварительно отработанные слоги и вводиться в той же последовательности. 
То есть, например, если логопед предлагает ребенку назвать, что изображено на картинке, название предмета на первых порах должно содержать в себе прямой слог с нужным звуком в начале слова. Обычно за занятие ребенку предлагается 10—15 слов, каждое из которых проговаривается около пяти раз. На начальном этапе автоматизации звука этот звук обычно выделяется в речи, то есть произносится более длительно и немного громче, чем все остальные. Ничего страшного. Впоследствии, когда автоматизация будет завершена, разница сгладится. 
Для автоматизации звука в словосочетаниях и предложениях используют уже «наработанную» базу слов в той же последовательности. 
Этап дифференциации звуков 
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. 
На этом этапе нам предстоит научить ребенка различать те звуки, которые он смешивает, по различным признакам. Эти признаки принято обозначать как двигательные и акустические. То есть на этом этапе малыш научится чувствовать разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, а также четко отличать один звук от другого на слух. В процессе этой работы, как и всегда, крайне важна последовательность, то есть сначала ребенка учат дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

https://pp.vk.me/c836629/v836629741/16b97/79oW6UlhdJw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ (ТНР) старшая группа.

Сопровождение каждого ребёнка с ОВЗ в современных педагогических реалиях начинается с создания адаптированной образовательной программы. Каждый педагог, сопровождающий такого ребёнка, пишет свою часть...

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию (музыка) для детей старшего возраста "Классическая музыка, как средство повышения нравственного и культурного уровня развития ребенка"

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям;  на  умственное, познавательное, трудов...