Главные вкладки

    Капризы и упрямства детей раннего возраста
    статья (младшая группа) на тему

    Бурлакина Елена Михайловна

                  Даже  самый  спокойный  и  послушный  ребенок  может  быть капризным  и  упрямым.  Такое  случается  в  любом  возрасте.

    Сталкиваясь  с  проблемами  проявления  капризов  и  упрямства  у  детей дошкольного  возраста,   взрослые  по-разному  реагируют  на эти необоснованные  требования  детей.   Одни  пытаются   подавить  вспышки  упрямства;  другие  игнорируют  их,  надеясь,  что  с  возрастом  это  пройдет; третьи  считают,  что  упрямство – выражение  силы  воли,  твердости  характера.   Тем  не  менее,  дети  проявляют  упрямство  в  любом  возрасте,  и,  по  мнению  психологов ,  это  часто  приводит к  формированию  устойчивых  негативных  черт  характера.

               Раннее  детство – критическая  пора.  В  этом плане  возраст  от 1 до 4 лет,  пожалуй,  может  конкурировать  только  с  подростковым.  Его  границы  совпадают  с  двумя  возрастными  кризисами,  главные  мотивы  которых -  обретение  малышом  независимости  и  самостоятельности,  кризисами  1 года  и  3  лет.  Капризность  и  упрямство  -  спутники  любого  возрастного  кризиса  в  детстве.   В  наибольшей  степени  это  относится  к  детям  раннего  возраста.

                 Описываемую  пору  весьма  точно  называют  «периодом упрямства».  Обычно он  длится  лет   до  четырех,  но  у  некото­рых  детей  продолжается  и  в дошкольном  возрасте.  Внеш­не  упрямство  выражается  в  «приступах злобы», например,  ребенок  упадет  на  землю   и  кричит  до  посинения,  топает ногами,  становится  диким  и  непослушным.  Или  же оби­женно  упрямится, мрачнеет,  агрессивно  сжимает кулаки,  кого-нибудь ударит,  по  правде ударит,  по  правде!  У  некоторых  детей  в  описываемом  возрасте  такие приступы   упрямства  идут  целыми  сериями,  только  окончится  один,  он  тут  же  впадает  в  другой.  И  многие родители   мучаются   из-за этого. Разумеется,  они  хотели   бы,  чтобы  сын  (или!  дочь)   был  послушным,  дисциплинированным,    приветливым — и  вдруг  такой  позор,  ребенок  будто взбесился,  твердит   свое  и  требует   во что  бы  то ни  стало!  А  если  такое! случается  перед  людьми,  в  общественном   месте,  так  он   особенно старается,  чтобы  его «выступление»  было  драматичным  и  действенным.

             Кроха  стал  настоящим  упрямым  осли­ком.  Почему  это  произошло?

     Первая причина  детского  упрямства   и  „вредности" —  личностные  особен­ности родителей.  Чрезмерная  требовательность  и  нетерпеливость,  а также властность  приводят  к  тому,   что    у  ребенка  подавляется,  „Как  это — уступить  кро­хе?  Что  же  дальше-то  будет?  А  потом  он  на  шею  сядет?" — рассуждают  такие  родители.  Им  надо  обязательно  пока­зать  свою  силу  и твердость.  Чрезмерная  требовательность  родите­лей  тесно  соседствует  с такой - же  настырностью  по  отношению  к  малышу.  Они  пристают  к  нему  по  любому   поводу,  пытаясь  контролировать  каждый  шаг.  Его  жизнь расписана  предписаниями  и  инструкциями.  Такие  родители  бурно реагируют,  если  их  просьбы   оказыва­ются  без  внимания,  читают  нотации, угрожают,  наказывают. 

           Вторая причина — незнание  психологи­ческих  особенностей  развития ребенка.  В  раннем  возрасте  малыш  еще  не  спо­собен  планировать  свою деятельность,  оценивать  ее,  быть  исполнительным.  Так  что  призывы  к аккуратности,  к  тому,  чтобы  все  вовремя  разложить  по  мес­там,  выполнять просьбы  по  первому  вашему  зову  для  него  не  под  силу.  Не  торопите время,  и  кроха  научится  собирать  игрушки,  одеваться  без  при­нуждения. Иначе  у  ребенка  разовьется  комплекс  вины,  а  его  самооценка  при  этом серьезно  пострадает.

          Третья  причина — природный  темпера­мент  малыша.  Известно,  что  в чистом  виде  основных  типов   темперамента — холерики,  сангвиники, флегматики,  меланхолики — не  бывает.  Но   дети  склонны  к  быстрому  темпу  де­ятельности,  подвижны,  торопливы,  эмоциональны,  а  другие, наоборот,  медлительны,  обстоятельны  и  нето­ропливы.

           Малышей  из  первой группы  бесполезно  торопить,  а  уж  тем  более  нельзя  замедлять  их активность,  осо­бенно  двигательную.  Если  подходить  к  ним  с  излишними требованиями,  это  приведет  к  вспышкам  раздражения.

     Принципиальность  и  негибкость  сослужат  вам  плохую службу — просьбы останутся   безрезультатными.

          У детей  второй  группы  психические  процессы  протекают  в  более медленном   и  покойном  темпе,  поэтому  их  тоже  не­льзя  подгонять.  Таким образом,  у  детей  „быстрых"  и  „медленных"  результатом  неумелого родительского  подхода  с  по­вышенной  требовательностью  и  прин­ципиальностью  могут  быть нервные  расстройства.  Ребенок   перевозбуждается,  делая  сразу  несколько  дел,  или  стано­вится

    заторможенным  и  вялым,  потому,  что  у  него   просто  нет  сил,  выполнить  все  сразу.  А  родители  называют  это  упрям­ством  и  нежеланием  уступить.

          Четвертая причина — физиологиче­ская.  Правое  полушарие  головного  моз­га  отвечает  за  образное  мышление,  эмо­ции,  страхи,  возбуждение, процессы,  происходящие  в  подсознании.  А  левое  полушарие  выполняет функции  аналити­ческого  мышления.  Деятельность  обоих  полушарий дополняет  друг  друга.  Малыш  рождается  как  бы  „правополушарным",  и только  к  3 годам  (периоду  овладения  фразовой  речью)  левое  по­лушарие активно  развивается. Э то зна­чит,  что  развиваются  функции  контро­ля, появляется  чувство  „Я",  осознание  себя  как  личности.  Вот  тут-то  родители  и  начинают  делать  ошибки,  подавляя  развитие  этих  чувств.  Ограничивают свободу,  вводят  неоправданные  запре­ты,  предупреждают  каждое  действие крохи,  затормаживая  развитие  функций  левого  полушария.  И  в  то  же время  за­бывают  о  том,  что  ребенку  необходимо  выражать  свои  чувства, эмоции,  потреб­ность  в  признании.

    Конечно,  учить  и  объяснять  надо.  Но  как  часто  мы  перегибаем  палку, пытаясь  направлять,  ограничивать  деятельность  и  свободу  малыша! Упрямство — своеобразный  сигнал,  спо­соб  защиты.  Ребенок  ведет  себя  так не  потому,  что  он  плохой,  вредный,  а  потому,  что  он — РЕБЕНОК!   Для него  неестественно  сидеть  неподвиж­но  и  внимать   тому,  что  вещают  взрос­лые,  быстро  одеваться   и  собирать  иг­рушки,  выполнять  просьбы  по первому  требованию...

          Чтобы  поладить  с  упрямцем,  придет­ся  изменить  себя.  Постараемся  осоз­нать,  что  кроется  в  нас  самих,  какие  свои  качества  и  установки  необходимо  пересмотреть,  чтобы  не  наделать  оши­бок  и  не  навредить собственному  чаду.  Ведь  какой  родитель  не  мечтает  сделать  своего ребенка  счастливым?

               Как  предотвратить  приступы  истерики  у  детей?  Научитесь предупреждать  вспышки. Дети  скорее  разражаются  плачем  и  криком, когда  они  устали,  проголодались  или  чувствуют,  что  их  торопят. Постарайтесь  предвидеть  такие  моменты:  не  отправляйтесь  в  магазин  за покупками,  когда  ваш  ребенок  проголодался.  Собираясь  в  сад,  не предлагайте  надеть  одежду,  которую  ребенок  не  может  терпеть.

    Переключайте  детей  на  действия.  Маленькие  дети  более  склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу. Конечно, для понимания того, что скрывается за дан­ным капризом, родителю необходима не только определенная психологическая культура, но подчас и интуиция. А для вы­работки оптимальной тактики действий - педагогическая проницательность.  Самые  эффектные  способы  лечения капризов – те, которые « разоружают»  ребенка,  вынуждают  понять,  что  вы  никогда  не  отнесетесь  всерьез к  его  причудам.

    Попробуйте отнестись к реакции вашего   ребенка «нестандартно». Нужно попытаться разрушить стереотипный ритуал вашего  общения, внеся в него элемент новизны. Н вступайте в «дебаты», не ругайте и не  наказывайте,  а, например,  просто  молча,  проигнорируйте  каприз. Ждать, что это сразу возымеет действие,  не  стоит. Поначалу будут те же бурные  реакции. Но со временем, если это станет привычным, ребенок начнет эмоционально оценивать ситуацию более адекватно. Маленьким   деткам  тоже  хочется  немного  самосто­ятельности.  Потому они  часто  не  желают  надевать  предложенное  мамой.  Вы­ход  из  этой ситуации  прост.  Выложите  на  видное  место  несколько  свитеров,  колго­ток,  маек.  Пусть  ребенок  сам  выберет,  что  именно  на­деть.  Уборка  вещей  обратно  в  шкаф  не  займет   много  вре­мени,  гораздо  дольше  вы бу­дете  его  упрашивать  сделать  по-вашему.  Спросите,  какие  колготки  он сегодня  наденет: синие  или  зеленые.  Предо­ставьте  малышу  сделать  са­мостоятельный  выбор,  и  вам  будет  проще  направить  его  в  более сложной  ситуации. А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них

          Познакомившись  с  данной  проблемой,   я  пришла  к  выводу,  что непросто  найти  ответ на  эти  вопросы. Анализ  каждого  определенного  случая  капризов  и  упрямства  требует  индивидуального  подхода.  За  любым  капризом  или  упрямством  стоит  мотив самореализации,  самоутверждения,  признание  собственной  значимости.  И  чтобы они  в  ребенке  закрепились   как  положительные  качества,  а  не  как  отрицательные (избалованность), нам  взрослым  следует  приложить  немало  усилий,  и  в  первую  очередь  над  самими  собой.

            Ограждать  детей,  от  какого- либо  напряжения,  не  проявлять  должной  твердости – это  значит  не  заглядывать  в  их  будущее. Только  благодаря  правильному  воспитанию  происходит  закладка  положительных  качеств  личности   ребенка,  только  при  этом  условии   можно  говорить  о  формировании  готовности  его  к  активному,  осознанному  послушанию.

    Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди,  надолго   остается  в  нем, чтобы  самостоятельно  решить  волнующие его  вопросы. Ребенок, у  которого  было  детство,  смело  вступает  во взрослую  жизнь, унося  с  собой  из  детства  самое  главное  для  каждого человека - веру в себя, надежду на понимание  и  любовь  к  окружающему миру.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

          Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

    "УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    «Упрямство и капризы   детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОМОЖЕТ КАК ПРАВИЛЬНО ОТРЕАГИРОВАТЬ НА УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ РЕБЕНКА...

    Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Капризы и упрямство»

    . Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить...

    Капризы и истерики у детей раннего возраста

    Одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться является волнение родителей двух - трехлетних малышей по поводу детских капризов и истерик.Многих родителей беспокоят капризы и ист...

    Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста: «В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»

    Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педаго...