"Раз-словечко, два-словечко"
консультация (старшая группа) по теме

Михальченкова Елена Ивановна

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_slovechko.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

                      РАЗ СЛОВЕЧКО –

                                              ДВА СЛОВЕЧКА

Уже к четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм –играм в слова. Это естественное желание ребенка нужно всячески поощрять. Но не следует думать, что ребенок сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых. На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети более любознательны, самостоятельны и активны в освоении соцальной и природной действительности. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Они вступают в речевое общение с окружающими, делают это охотно. Учатся задавать вопросы, отвечать на вопросы. В разговорном общении пользуются разными типами предложений. Знают формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благоарностью, обидой. Замечают неточности и ошибки в своей речи и речи товарищей, доброжелательно исправляют их. Пяти годам. Как правило, чисто произносят все звуки. Четко воспроизводят фонетический и морфологический рисунок слова. Речь достаточно громкая, внятная, среднего темпа. Средней силы голоса. Дети учатся эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.  Игры в слова способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность. Обогащается словарный запас, стимулирует речевую активность ребенка. Организуя ту или иную игру, не следует стремиться к  тому, чтобы ответы ваших детей совпадали с ответами предполагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы вытягивать из ребенка нужный ответ или навязывать ребенку свое мнение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформулировать у него позицию: « Я могу!» Поэтому не торопитесь сказать ребенку: « Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь»,- а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно.

  Родители могут использовать следующие речевые игры и упражнения:

  • Подбор определений  и эпитетов:

Собака бывает какая? (большая, лохматая, добрая, злая, охотничья…)

  • Подбор дейсвия к предмету

Ветер что делает? ( воет, дует, листья срывает )

  • Подбор предмета к действию:

На небе сверкает, землю согревает. Что это? ( Солнце)

  • Подбирать действия к объекту:
  • Кто или что плавает? Летает? ( рыба, самолет, бабочка, листья…)
  • Находить пропущенные слова:

Пришел почтальон, он принес….

  • Распространять и дополнять предложение:

Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?

  • Называть составные части целого:

Дерево- ствол,ветки, сучья

  • Сделать длинными, ласковыми именами своих близких, а также клички животных
  • Подбирать слова:

Шить…( платье), завязывать (шнурки)….

  • Игра  « Бюро находок»

( Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы)

  • Про что можно сказать холодный….,холодное…,холодная…

« Кем я буду и каким?»

Самолетом правит…..( летчик)

Трактор водит………….( тракторист),

Электричку………………( машинист)

Стены выкрасил………( маляр),

Доску выстрогал……..( столяр),

В доме свет провел…( монтер),

В шахте трудится……..(шахтер),

В жаркой кузнице…….( кузнец),

За прилавком…………..( продавец),

Кто все знает…………….( молодец).

  • « Цепочка слов»

Суть игры заключается в подборе слов-существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холдный-ветер, мороженное, вода…). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова- вагончики соединены между собой:

 Кошка бывает какая?( пушистая,ласковая, разноцветная).

Что еще бывает разноцветным? (радуга, платье. Телевизор…)

Каким еще может быть платье? (шелковым, новым. Прямым…)

Что еще может быть прямым? ( линия, дорога, взгляд..)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...