Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Салдаева Евгения Николаевна

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).

Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.

Содержание:

  1. Цель, задачи, оборудование
  2. Актуализация.
  3. Постановка проблемы.
  4. Информационный блок 1.
  5. Привлечение родителей к ходу мастер-класса.
  6. Информационный блок 2.
  7. Памятка.
  8. Рефлексия.
  9. Приложение 1.
  10. Приложение 2.
  11. Список информационных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx324.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года)

Содержание:

  1. Цель, задачи, оборудование
  2. Актуализация.
  3. Постановка проблемы.
  4. Информационный блок 1.
  5. Привлечение родителей к ходу мастер-класса.
  6. Информационный блок 2.
  7. Памятка.
  8. Рефлексия.
  9. Приложение 1.
  10. Приложение 2.
  11. Список информационных источников.

Цель: в форме мастер-класса познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.

Оборудование: плакат с высказываниями о речи и словах, презентация.

Актуализация.

Добрый вечер, уважаемые родители! Если вы обратили внимание на оформление нашей группы (Прил.1), то сможете сказать, какую проблему мы будем обсуждать. Совершенно верно, проблему развития речи наших детей. А легко ли вам в детстве было начать говорить? Конечно, мы этого не помним, а поэтому и не понимаем, как трудно приходится нашим детям. Сейчас я предлагаю поставить себя на место детей.

Постановка проблемы.

Послушайте лингвистическую сказку Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Интересная сказка? Поняли вы что-нибудь? Почему этот текст оказался для вас непонятным? Этот текст состоит из слов, которые не входят в наш пассивный словарь, т.е. эти слова мы просто не понимаем.

Информативный блок 1.

Так же и ребенок, который только начинает говорить или имеет задержку речевого развития часто просто не понимает обращенной к нему речи взрослого, потому что его словарный запас ограничен.

Что же делать? Совершенно верно, обогащать словарный запас. Обогащение словаря способствует количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями.

Привлечение родителей к ходу мастер-класса.

Вернемся к нашей сказке. Прочитаем ее еще раз, только теперь посмотрим на иллюстрации (показ слайдовой презентации Прил. 2). Теперь смысл этого текста стал нам немного понятен. После первого прочтения в пассивный словарь вошли слова калуша, калушата, бутявка. Мы сопоставили слово и зрительный образ. Если мы еще поработаем с этим текстом, то обогатим наш словарь действиями этих существ, их качествами и свойствами.

Кто сможет теперь пересказать эту сказку? Никто! То, что слова стали нам понятны, еще не значит, что мы способны использовать их в свободной речи. Для этого необходимо активизировать их, т.е. перевести их в активный словарный запас. По мнению К.Д.Ушинского, «у ребенка запас слов обыкновенно не мал, но быстро отыскать в памяти слов требуемую форму и составляет дар его речи». Значит, нужна тренировка активного словаря детей.

Давайте, опираясь на иллюстрации, перескажем сказку вместе - я буду начинать фразы, а вы договаривать те слова, которые сможете.

Вот и все, можно сказать, что мы с вами заговорили на сказочном языке Людмилы Петрушевской, проделав для этого достаточно сложные действия. Так и дети день за днем, словечко за словечком учатся говорить. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

Информативный блок 2.

С течением времени ребенок шире понимает значения слов, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, действия, пространственные и временные понятия.

Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Возможно, кто-то скажет, что нам до школы еще далеко, но работу по накоплению и активизации словарного запаса нужно начинать как можно раньше. В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение  с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении и активизации словарного запаса.

В детском саду ведется постоянная работа воспитателей и учителя-логопеда по решению данной проблемы. А что можете делать вы, родители, дома, чтобы помочь своему ребенку овладеть чудесным даром слова. Да просто играть!

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Предлагаю вам памятку с играми, которые помогут заложить фундамент для речевого развития вашего ребенка.

Памятка.

Игры для формирования лексики у детей с ОНР.

  1. Обогащение словарного запаса
  1. «Поручения».

Цель: обогатить словарный запас названиями нескольких предметов, действий, имен окружающих при выполнении отдельных поручений.

Ход игры: Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет. Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п. Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

  1. «Слушай и выполняй»

Цель: закреплять в пассивном словаре ребенка слова, обозначающих действия.

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

  1. «Игрушки-шалуны».

Цель: развивать умение понимать значения предлогов.

Ход игры: Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где кошка?»,  «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где кошка?», «На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

  1. Активизация словарного запаса
  1. Диалог.

Цель: активизировать в речи названия предметов.

Ход игры:  Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, мячик. Что ты принес?

Ребенок: Мячик.

Взрослый: Дай мячик. Что ты дал?

Ребенок: Мячик.

Взрослый: Лови мячик! Что ты поймал?

Ребенок: Мячик.

Взрослый: Молодец!

  1. Звукоподражания.

Цель: стимулировать к повторению звукоподражаний.

Ход игры: Например, возьмите для себя и для ребенка по кольцу от большой пирамиды или игры «Серсо» – это будут рули ваших автомобилей.

«Поезжайте» по кругу, вращая в руках руль. При этом читайте стишок:

У нас машины разные —

Би-би, би-би, би-би,

И желтые и красные —

Би-би, би-би, би-би!

Машины за машинами —

Би-би, би-би, би-би!

Шуршат машины шинами —

Би-би, би-би, би-би!

В ходе игры учите ребенка повторять звукоподражание.

  1. Я начну, а ты закончи.

Цель: расширить активный словарь ребенка, вызвать желание договаривать в знакомой потешке отдельные слова.

Ход игры: Попросите ребенка помочь вам вспомнить знакомый стишок. При этом показывайте малышу соответствующую картинку в книжке. Произносите строчки стихотворения, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифму малышу предлагается вспомнить и произнести самому. Примеры двустиший:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в… (окошечко)!

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на ... (дубу).

Рефлексия.

И завершить нашу встречу хочу емким высказыванием К.С. Аксакова: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни». Я думаю, вы все с этим согласны!

Оцените, пожалуйста, нашу встречу с помощью трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета. Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»; синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»; зеленый цвет – «мне было не интересно».

Всех благодарю за активное участие в воспитании детей! Успехов в дальнейшем!

Приложение1.


Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.



Толстой Л. Н.





Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.



Конфуций





Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия.



Эразм Роттердамский





Заговори, чтобы я тебя увидел.



Сократ


 

Приложение2.

Сяпала Калуша по напушке.
И увазила Бутявку


И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали...


и Бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит: Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам: Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Список информационных источников.

  1. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.
  2. О.А. Новиковская, 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи Изд. АСТ, 2008.
  3. http://voilok-ru.livejournal.com/2398904.html - иллюстрации к сказке      Л. Петрушевской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

Родительское собрание  в  форме мастер-класса во II младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков  у детей младшего возраста»...

Родительское собрание в форме мастер-класса "Как устроить праздник для ребёнка".

В данном собрании родители сами поделятся друг с другом опытом организации семейного Нового года, проведут мастер-классы по оформлению подарков, расскажут о необычных способах их приподнесения и много...

Родительское собрание в форме мастер-класса

Сценарий мастер-класса "Веселые путешественники" в 1 младшей группе во взаимодействии с музыкальным руководителем....

Отчетная статья «Родительское собрание в форме мастер-класса «Новогодние чудеса своими руками»

Одной из форм взаимодействия ДОУ и семьи являются родительские собрания. Как показывает опыт работы, на традиционные собрания родители идут неохотно. Поэтому в своей работе мы пользуемся нетрадиционны...

Родительское собрание в форме мастер - класса "Как воспитать здорового ребенка?"

Родительское собрание с учетом деятельностного подхода, в духе соревнования, которое  познакомит родителей с основными составляющими режима дня, особенностями технологии приготовления пищи для де...

Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»

Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников.   В подготовительно...