Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Дровникова Ольга Викторовна

Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников.   В подготовительной группе очень интересные игры  можно провести с буквами русского языка. Это является прекрасной подготовкой детей к обучению в школе..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_rodnoy_-druzhi_so_mnoy.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в форме мастер – класса

«Язык родной дружи со мной»

Родительское собрание  в форме мастер – класса

«Язык родной дружи со мной».

Выступление «Игры с буквами русского языка»

                 Подготовила воспитатель:

                 Дровникова О. В.

Задачи:

- расширить представление родителей об играх, которые существуют с буквами.

- закреплять с детьми буквы русского языка,  умение из них составлять слова;

- развивать логическое мышление;

- сблизить интересы родителей и интересы детей.

Воспитатель: - Давным - давно,  люди, чтобы  запомнить  то,  что происходило  в  их  жизни,      рисовали  рисунки, а  затем  придумали  обозначать  каждый  звук  родного языка буквой, чтобы   записывать  слова.  Откуда  же интересно появилось  слово  «алфавит»?    Довожу  до  вашего  сведения, что  слово   «алфавит»  пришло  к  нам  из  греческого  языка. В  греческом  языке  первая буква  называется   «альфа», а  вторая  «вита» -  из  них  и  получилось  слово  «алфавит».  Кто нам может быстро  назвать буквы русского языка?

Кто – то из детей  называет буквы алфавита.

Звучит песня «Алфавит» сл. И. Резника, муз. Р. Паулса

Воспитатель: - И вот сейчас я вам предлагаю  поиграть с буквами и со словами.   Давайте мы сейчас разделимся на две команды. Команда детей и команда родителей. Задания будут для вас отдельно. Так что будьте внимательны. Постарайтесь правильно их выполнить.

Воспитатель: - Первое задание «Измени слово». Задание для детей. Все мы знаем, что каждое слово что – то обозначает. Но в русском языке есть слова, в которых если заменить одну букву, то получится другое слово и оно будет обозначать совсем другое.

На доске слова. Давайте прочитаем первое слово – ДОМ. Какая в нём первая буква?   «Д». На какую букву надо заменить букву «Д», чтобы получилось другое слово?

ДОМ – СОМ

КАПЛЯ  - ЦАПЛЯ

БОЛЬ – НОЛЬ

 СОЛЬ – МОЛЬ

МАК – РАК

ДОЧЬ - НОЧЬ.        

(НА ДОСКЕ – одно слово выложено,  к другому слову  ребёнок добавляет букву, в результате чего, получается новое слово).

Воспитатель: - А теперь задание под таким же названием «Измени слово» для родителей и поэтому оно будет потруднее. Кто из вас знает, какие слова называются «анаграммы»?

Ответы родителей.

Воспитатель: -  Анаграммы – это слова в которых одинаковое количество букв и причём буквы одни и те же, только  расположены они по -  другому. Например: нос — сон. (Показывает карточку)

     У каждого родителя карточки  со словами. (На липучках). С левой стороны карточки слово. Справа находятся точно – такие же буквы. Из них необходимо составить новое слово.

Работа родителей воспитанников с карточками..

КАРП —  ПАРК

ЛИПА — ПИЛА

АТЛАС — САЛАТ

МАЯК — ЯМКА

ШЛЮПКА — ПЛЮШКА

ШПАЛА — ЛАПША 

Воспитатель: - А теперь другое задание под названием  «Разные выражения в нашем языке». Вначале задание для детей. Ребята, я сейчас начну говорить, а вы должны мне будете  помочь  мою речь  названием какого – либо животного.

Голоден, как … (волк)

Надут, как … (индюк)

Работает, как … (лошадь)

Упрям, как … (осёл)

Хитёр как…. (лиса)

Труслив как …. (заяц)

Здоров как…. (бык)

Нем как…. (рыба)

Болтлив как…. (сорока)

2 Задание  «Скажи по - другому».

Воспитатель: - Теперь работают родители.  Я вам буду читать какое – либо выражение, а вы мне скажите, как мы можем тоже самое сказать по – другому.

 Рукой подать. (Близко)

Через час по чайной ложке. (Медленно)

Морочишь голову. (Обманываешь) 

Во весь дух. (Быстро) 

Склонять по падежам. (Ругать)

Засучив рукава. (Хорошо работать) 

Опустив рукава. (Работать плохо)

Прикусить язык. (Замолчать) 

Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи) 

Воспитатель: - Молодцы! Всё ответили правильно! Итак третье задание под названием «Расшифруй слово». Первым задание предлагаю выполнить  детям.

    Перед каждым ребёнком на столах лежат буквы. Внизу них расположены цифры. То есть каждая буква обозначена цифрой.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите внимательно на буквы и на цифры, которые находятся под ними. Вы должны сейчас будете выложить слово из этих букв. Цифры вам будут служить подсказкой, в какой последовательности выкладывать нужно буквы. Когда выложите, мы с вами прочитаем слова, которые получились.

А  Ш    Л    К  О        ШКОЛА

5   1      4    2    3

       И    М    Р

       2     1     3            МИР

Д     Н   И   А   О   Р

3      5    4    6    2   1        РОДИНА

Воспитатель: - Отлично!  Все слова выложили правильно. Теперь расшифровывать свои слова будут родители.

     На доске прикреплены листы, на которых представлены задания в таком виде:

100 «Г»,   100 «П»,    7  «Я»,  100 «Н»,   3  «О»,   100 «Л» 

Воспитатель: - Вы  должны отгадать, что же это за слова.

(Стог, Стоп, Семья, Стон, Трио, Стол)

Воспитатель: - А теперь задание выполнять будете все вместе. Называется оно  «Шифровальщики».   В этом задании вы должны расшифровать, какие слова «зашифрованы» в этих картинках.

(Показывает). На этих картинках изображены изографы. Что такое изографы? ИЗОГРАФЫ - это картинки (рисунки), которые изображены с помощью букв и оптически похожи на заданный предмет. Давайте попробуем прочитать слова, которые изображены на данных листах.

Дети показывают в рисунках  все буквы.

Воспитатель: - Вот видите, сколько существует интересных игр  с буквами. Но это,  конечно - же ещё не все. В них мы с вами поиграем в следующий раз. Большое спасибо вам, родители, что вы приняли  активное участие в выполнение различных заданий.

А я вам предлагаю сейчас поиграть со словами и буквами. Задания будут отдельно для детей и отдельно для взрослых.

1 Задание   «Замени одну букву»

Воспитатель: - Задание для детей. Все мы знаем, что каждое слово что – то обозначает. Но в русском языке есть слова, в которых если заменить одну букву, то получится другое слово и оно будет обозначать совсем другое.

На доске слова. Давайте прочитаем первое слово – ДОМ. Какая в нём первая буква?   «Д». На какую букву надо заменить букву «Д», чтобы получилось другое слово?

ДОМ – СОМ

КАПЛЯ  - ЦАПЛЯ

БОЛЬ – НОЛЬ

 СОЛЬ – МОЛЬ

МАК – РАК

ДОЧЬ - НОЧЬ.        

(НА ДОСКЕ – одно слово выложено,  к другому ребёнок добавляет букву, в результате чего, получается новое слово).

2 Задание  «Составляем анаграммы»

Воспитатель: - Это задание для родителей и поэтому оно будет потруднее.

- Что такое анаграмма? Анаграммы – это слова в которых одинаковое количество букв и причём буквы одни и те же, только  расположены они по -  другому. Например: нос — сон.

КАРП —  ПАРК

ЛИПА — ПИЛА

АТЛАС — САЛАТ

МАЯК — ЯМКА

ШЛЮПКА — ПЛЮШКА

ШПАЛА — ЛАПША 

У каждого родителя карточки  со словами. Одно слово  – образец. В другом слове меняют местами  такие - же буквы и получается новое слово.

3 Задание  «Закончи выражение» 

Воспитатель: - Это задание для детей. Мы часто в своей речи используем различные фразеологизмы. Ребята, я сейчас начну говорить некоторые выражения. А вы должны мне будете их помочь закончить. А закончить вы их должны названием какого – либо животного.

Голоден, как … (волк)

Надут, как … (индюк)

Работает, как … (лошадь)

Упрям, как … (осёл)

Хитёр как…. (лиса)

Труслив как …. (заяц)

Здоров как…. (бык)

Нем как…. (рыба)

Болтлив как…. (сорока)

4 Задание  «Скажи по - другому».

Воспитатель: - Это задание для родителей. Я вам буду читать какое – либо выражение, а вы мне должны будете заменить его одним словом или сказать по – другому.

Рукой подать. (Близко).

Через час по чайной ложке. (Медленно) .

Морочишь голову. (Обманываешь) .

Во весь дух. (Быстро) .

Склонять по падежам. (Ругать) .

Засучив рукава. (Хорошо работать) .

Опустив рукава. (Работать плохо) .

Прикусить язык. (Замолчать) .

Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи) .

5 Задание «Составь слово»

Воспитатель: - Это задание для детей. Из  букв, которые находятся на доске, я вам  предлагаю составить и выложить слово.

Дети выполняют задание.

6 Задание  «Отгадай»

Воспитатель: - А теперь опять задание для взрослых. Это задание на логику.

Назовите слова, в которых:

.... сто букв «г». (Стог)

--- сто букв «л». (Стол)

--- сто букв «н». (Стон)

--- сто букв «П». (Стоп)

--- семь букв «Я» (Семья)

----три буквы «о»  (Трио»

----

7 Задание  «Шифровальщики»

Воспитатель: - Это задание будем выполнять все вместе. В этом задании мы должны с вами расшифровать, какие слова «зашифрованы» в этих картинках.

(Показывает). На этих картинках изображены изографы. Что такое изографы? ИЗОГРАФЫ - это картинки (рисунки), которые изображены с помощью букв и оптически похожи на заданный предмет. Давайте попробуем прочитать слова, которые изображены на данных листах.

Дети показывают в рисунках  все буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЯЗЫК РОДНОЙ ДРУЖИ СО МНОЙ"

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВМЕСТО АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕРЕД РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЕМ...

Родительское собрание "Язык родной - дружи со мной"

Русский  язык  наш родной язык,  язык на  котором мы  сказали  первое  в жизни слово; язык, на котором мы услышали первое слово одобрения  в свой  адрес. Я...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....

мастер-класс для родителей "Звуки и буквы русского языка"

Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприяти...

Родительское собрание в форме Мастер-класса Играем, речь развиваем

Родительское собрание в форме Мастер-класса Играем, речь развиваем...