Развитие мелкой моторики
методическая разработка по теме

Фокина Зоя Алексеевна

Тренинг для родителей

Развитие мелкой  моторики  рук  для детей старшего возраста

 

"Новые информационные технологии в образовательном процессе"

Подготовила:

Воспитатель ГБДОУ №34

З.А.Фокина

 

Цель:

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей. Организация сообщение для родителей по теме: «Воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных методик».

Задачи:

  • Организовать выставку пособий по развитию мелкой моторики (самодельные и фабричные игры и пособия)
  • Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики и их влияние на расширение активного словаря, развитие внимания, мышления, памяти.

Участники: 

Воспитатель, родители и дети

Материалы на выставке представлены по следующим разделам:

1.     пальчиковый театр

2.     шнуровки

3.     игры

4.     пирамидки и матрешки

5.     книги, пособия, картотеки

6.     волчки

Материал и оборудование:

ü    Карандаши

ü    Лист бумаги зеленого цвета

ü    Тарелочки, на которых находится фасоль белого и черного цвета

ü    Счетные палочки.

Воспитатель:

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой. В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.

Рассмотрите предметы, находящиеся на столе. Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками. Приготовьте, пожалуйста, руки (дети и родители  ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

 

Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

                                                                                                                    

 

Речь

Движения

В гости к пальчику большому                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

выставить вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому

соединить под углом кончики пальцев обеих рук

Указательный и средний

Безымянный, и последний

поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно

Сам мизинчик-малышок

вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак

Постучался о порог.

кулачки стучат друг об дружку

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

 

Игра с карандашом

 

Упражнение №1

Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3

Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.

Упражнение №4

Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5

Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

 

Физкультминутка

 

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

 

Выполнение фигурок животных из пальцев рук

Ø    Кошка

А у кошки ушки на макушки

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

 (Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

 

 

Ø    Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

 

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

 

Ø    Колокольчик

Колокольчик все звенит –

Языком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

Воспитатель:

При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, короткие рассказы, с сопровождением построения фигурок их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии детей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно сопровождать фигурками из пальцев рук.

 

Ориентировка в пространстве и на листе

 

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

 

-       Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки, на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

-       Положите в центр листа, вертикально одну счетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

-       Что получилось? (Елочка)

-       Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

-       В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолей.

-       В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.

-       Дети, что получилось? (Гриб)

-       В верхнем правом углу положите пять горошин.

-       На что похоже? (Солнце)

-       В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)

-       Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

 

Воспитатель:

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 

Игры с пальчиками

 

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой:

Этот пальчик большой -

 Это папа дорогой.

 Рядом с папой - наша мама.

 Рядом с мамой - брат старшой.

 Вслед за ним сестренка -

 Милая девчонка.

 И самый маленький крепыш -

 Это славный наш малыш.

 Вот вся семейка.

 

Игры с предметами

 

Прищепки

Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например  к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. Но сначала проверьте на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.

Бельевой прищепкой  поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

Игры с бусинками, пуговицами

Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Картины из круп и макарон

Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить - получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.

Игры – шнуровки. 

Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в  картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно  протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно  усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

Игры с природным материалом

Можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука

 

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.

 

 

Литература

 

1.     Шанина С.А., Гаврилова А.С. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва, 2008. 

2.     Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Детство-Пресс, 2008.

3.     Сазонова А.В., Боричева Г.А. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». Детство-Пресс, 2006.

4.     Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Москва, 2000.

5.     Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». Москва, 1994.

6.     Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», Москва. Издательство ЭКСМО, 2010

7.     Милюкова И. «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму». Дошкольное воспитание, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...