Развитие мелкой моторики
методическая разработка по теме
Тренинг для родителей
Развитие мелкой моторики рук для детей старшего возраста
"Новые информационные технологии в образовательном процессе"
Подготовила:
Воспитатель ГБДОУ №34
З.А.Фокина
Цель:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей. Организация сообщение для родителей по теме: «Воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных методик».
Задачи:
- Организовать выставку пособий по развитию мелкой моторики (самодельные и фабричные игры и пособия)
- Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики и их влияние на расширение активного словаря, развитие внимания, мышления, памяти.
Участники:
Воспитатель, родители и дети
Материалы на выставке представлены по следующим разделам:
1. пальчиковый театр
2. шнуровки
3. игры
4. пирамидки и матрешки
5. книги, пособия, картотеки
6. волчки
Материал и оборудование:
ü Карандаши
ü Лист бумаги зеленого цвета
ü Тарелочки, на которых находится фасоль белого и черного цвета
ü Счетные палочки.
Воспитатель:
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?
Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой. В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой, способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.
Рассмотрите предметы, находящиеся на столе. Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками. Приготовьте, пожалуйста, руки (дети и родители ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).
Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»
Речь | Движения |
В гости к пальчику большому | выставить вверх большие пальцы |
Приходили прямо к дому | соединить под углом кончики пальцев обеих рук |
Указательный и средний Безымянный, и последний | поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно |
Сам мизинчик-малышок | вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак |
Постучался о порог. | кулачки стучат друг об дружку |
Вместе пальчики друзья – Друг без друга им нельзя. | ритмичное сжатие пальцев на обеих руках |
Игра с карандашом
Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.
Упражнение №2
Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.
Упражнение №3
Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.
Упражнение №4
Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.
Упражнение №5
Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Выполнение фигурок животных из пальцев рук
Ø Кошка
А у кошки ушки на макушки
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).
Ø Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).
Ø Колокольчик
Колокольчик все звенит –
Языком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).
Воспитатель:
При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, короткие рассказы, с сопровождением построения фигурок их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии детей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно сопровождать фигурками из пальцев рук.
Ориентировка в пространстве и на листе
Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.
- Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки, на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.
- Положите в центр листа, вертикально одну счетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.
- Что получилось? (Елочка)
- Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)
- В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолей.
- В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.
- Дети, что получилось? (Гриб)
- В верхнем правом углу положите пять горошин.
- На что похоже? (Солнце)
- В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
- Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)
Воспитатель:
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Игры с пальчиками
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой:
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Вот вся семейка.
Игры с предметами
Прищепки
Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. Но сначала проверьте на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.
Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.
Игры с бусинками, пуговицами
Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».
Игра «Мозаика»
Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Картины из круп и макарон
Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.
Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить - получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.
Игры – шнуровки.
Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.
Игры с природным материалом
Можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука
Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.
Литература
1. Шанина С.А., Гаврилова А.С. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва, 2008.
2. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Детство-Пресс, 2008.
3. Сазонова А.В., Боричева Г.А. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». Детство-Пресс, 2006.
4. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Москва, 2000.
5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». Москва, 1994.
6. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», Москва. Издательство ЭКСМО, 2010
7. Милюкова И. «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму». Дошкольное воспитание, 2008.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...
