Родительское собрание в подготовительной группе ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(подготовительная группа) по теме

Белая Галина Александровна

Природа окружает ребёнка с ранних лет, это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывать логику мыслей, чёткость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_eksperimentirovanie.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Подготовительный этап:

Оформить выставку картотек опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, научно-познавательной и методической литературы; подготовить с детьми опыты для показа родителям

Материалы и оборудование: магнитофон, атрибуты к опытам, костюм фокусника, свечи и другие предметы, которые могут понадобиться для инсценировки

Ход собрания:

Родители садятся полукругом – это зрители. Под таинственные звуки музыки входят два ребенка, в руках у них свечи (соблюдая ТБ – маленькие ночники). Под музыку они обходят  «сцену» и встают возле стола, появляется воспитатель – фокусник. Свет загорается.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы для вас покажем необыкновенные фокусы, которые встречаются в нашем быту каждый день и могут помочь нашим детям развивать творческие способности. Ведь каждый ребенок, по своей натуре исследователь, без этого его маленькая жизнь скучна и неинтересна.

Проводятся опыты совместно с детьми  ( 5 - 6 опытов)

Дети удаляются под музыку в другую комнату

Воспитатель:

В каждом маленьком ребенке —

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже пол кило.

Должен он бежать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется,

Трах-бабах... и нет его.

Каждый новенький ребенок

Вылезает из пеленок,

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случится,

Если что-нибудь случится

В целом мире без него.

Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых деток. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность моего ребенка? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

—        Почему в дырках ничего нет?

—        Отчего ветер дует?

—        Откуда приходит дождь?

—        Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы, так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира?

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша?  Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.

Природа окружает ребёнка с ранних лет, это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывать логику мыслей, чёткость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В возрасте 4 – 5 лет формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое.

А уже в 5 – 6 лет проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Родители, от этих вопросов отшучиваются: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «ваши промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Используя различные источники информации, мы собрали большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Презентация уголка экспериментирования «Эврика»

«Эврика!» воскликнул древнегреческий ученый Архимед, когда открыл основной закон гидростатики.

Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из 5 зон:

Мини лаборатория

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы ,необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Специальная посуда

Природный материал

Утилизированный материал

Прочие материалы: это приборы – помощники

Медицинский материал

Мир материалов

Технический материал

Коллекция семян

Гербарий собранный на участке нашего сада

2 зона – наш методический центр.

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы

запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности

3 зона – центр «Хочу всё знать».

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

4 зона – мини - музей «Чудесная кладовая».

Один из элементов нашей опытно – экспериментальной среды – мини- музей, где находятся работы созданные руками человека в процессе поисково-исследовательской деятельности.

 Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.

5 зона -  наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

Свое выступление хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Детское экспериментирование как метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возмож...

Родительское собрание в подготовительной группе ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоят...