«Конспект занятия «На солнечной полянке» Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых;».
план-конспект урока (старшая группа)

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- расширить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- совершенствовать глагольный словарь, навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными и числительными;

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный  интерес к представителям насекомых;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть  в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_soln_polyanke.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «На солнечной полянке»

Цель: уточнить  и обобщить знания детей о насекомых;

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- расширить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- совершенствовать глагольный словарь, навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными и числительными;

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный  интерес к представителям насекомых;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть  в коллективе.

Оборудование: большой мяч, карточки с разными цветами (красный, жёлтый и др.), цифры (от 2 до 5), обруч, макеты цветов, аудиокассета с песней «Колыбельная»,  презентация  « Насекомые» к конспекту.

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Поздороваемся!».

Логопед:  Добрый день ! Давайте поздороваемся друг с другом.    Дети берутся за руки и  пропевают слово «Добрый день!»: первое слово высоким голосом, а второе низким.         

1.  ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

                        Весна приходит за зимой, тепло приносит нам с тобой.

                        Вон – уж пчёл рой шумит и  летит пёстрых бабочек отряд!

     Весной всё ярче светит солнышко. Рады яркому солнышку  все: и люди, и птицы, и животные, насекомые. Как приятно сейчас оказаться на солнечной  лесной полянке.   Послушайте голос леса     (слайд № 1 презентации                                « Насекомые» ).

Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?

Разминка.

Логопед:   Итак, в путь!

Солнечным погожим днём.       Ходьба на носках  (не топчем  цветочки).

Мы на полянку все  идем.         

Через кустики и кочки,             Ходьба с высоким подниманием коленей.

Через ветки и пенёчки.

Кто за мною так шагал –          Ходьба на носках, затем на пятках.

Не споткнулся, не упал.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке    Подскоки на правой ноге.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.     Подскоки на левой ноге.

По тропинке побежим,             Лёгкий бег.

До полянки добежим.

Отдохнуть пора, дружок.         Садятся.

Мы присядем на пенёк.

 Логопед:   Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться.  Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!»      Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.

    Теперь трава вокруг нас как высокие деревья, песчинки как большие камни, а люди – просто великаны! Ребята, какие насекомые могут жить на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы…).  Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара)  (слайды № 2-6 презентации  « Насекомые» ).

   А теперь разделимся на 2 команды. Первая будет доказывать, чем полезны насекомые  (слайды №7-10) , а вторая будет доказывать ,чем насекомые вредны (слайды № 11-13 презентации  « Насекомые»).

1 команда: Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.

2 команда: Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

 Логопед:  Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе! (слайды № 14-15 презентации).

 Давайте понаблюдаем за насекомыми и изобразим их  (слайды № 16-19 презентации).

 Артикуляционная гимнастика.

  • «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. 
  • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  •  «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
  • «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

     Дыхательная гимнастика  (слайды № 20-21 презентации)

  • «Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе длительно произнести «з-з-з-з-з-З-З-З».    

                    Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:      

                    Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

  • «Жук».  Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

          Я — жук, я — жук, я здесь живу.       (Плавно размахивать руками.)

          Я все жужжу, жужжу, жужжу:         (Ритмично переступать ногами.)

Логопед:     Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. Я сейчас предлагаю  рассказать историю про божью коровку и потренировать пальчики  (слайд № 22 презентации)

 

Божья коровушка, Полети на облачко.

 Принеси нам с неба,

Чтобы были летом                       В огороде бобы,                        В лесу ягоды, грибы,                  В роднике водица,                  В поле пшеница.

                                                                                                                                                        Сложить ладони накрест и ритмично взмахивать ими.

                 

 Загибать пальчики на обеих руках,                                                                                                  начиная с больших, на каждое название.

Воспитатель:  Игра «Комары и жуки».

    Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. Смена звуковых сигналов повторяется  5-6 раз.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.

Воспитатель:  Не забудем, что мы на солнечной полянке. И сейчас покажем, как насекомые летают около нас над полянкой.

Игра «Насекомые над полянкой».     

- Жу-жу-жу, -жужжит пчела:       Дети поднимают руки в стороны и ритмично

- Я лечу издалека.                                                      ими машут, как крылышками.

- Зу-зу-зу, - комар пищит.           Ритмично  «выбрасывают»  указательные                

                                                                                                               пальцы вперёд.                                                                                                                             

- Уф-уф-уф, - как паровоз          Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит, пыльцу повёз.  

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.        Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

 Логопед:  Молодцы! Насекомых изобразили. А хорошо ли вы их знаете?

Упражнение «Продолжи предложение» или «Кто как передвигается?».    

   Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их.

Гусеница ползает, а кузнечик... (прыгает). Паук ползает, а стрекоза... (летает).  

Бабочка летает, а улитка…(ползает).          Жук ползает, а таракан… (ползает).                        Муравей ползает, а бабочка…(порхает).    Комар летает, а червяк… (ползает).         Улитка ползает, а сверчок…(прыгает).       Бабочка порхает, а муха… (летает).

Шмель летает, а муравей…(ползает).          Кузнечик прыгает, а оса... (летает).

Божья коровка летает, а клоп... (ползает).   Таракан ползает, а пчела... (летает).    

Игра «Маленький и большой» (с мячом).       

  У логопеда большой мячик. Кому из детей  бросает мяч – тот называет по просьбе педагога ласково маленькое насекомое или преувеличенно большое (великана) насекомое.

Жук – жучок – жучище.                               Паук – паучок – паучище.                                   Червяк – червячок – червячище.                 Комар – комарик – комарище.                         Клоп – клопик – клопище.                           Муравей – муравьишка – муравьище.

Таракан – тараканчик – тараканище.          Шмель – шмелик – шмелище.

Игра  «Сколько насекомых на цветке».                  

  У каждого ребёнка – предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает  цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребёнок должен составить предложение: «На цветке 5 зелёных кузнечиков». И т.д.

6. ПОДВИЖНая  ИГРа, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Воспитатель: 

              Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

              Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела).

Прилетела к нам пчела,  мёд принесла

Захотела  вместе с нами полетать, подружиться, поиграть: 

п/и «Медведь и пчелы»

   Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют) (слайды № 23-24 презентации)

.

   Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.

   Слова воспитателя:         Полетели пчелки

                                             Собирать нектар и пыльцу с цветочков.

                                             (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками,

                                             приседая на корточки)

                                              Вот медведь идет,

                                             (Медвежьей походкой выходит ребенок-

                                              медведь и направляется к дуплу)

                                              Из дупла мед унесет.

                                              Пчелки, домой!

                                              (Дети-пчелы подбегают к дуплу)

   Слова детей-пчелок:        Это дупло – домик наш,

                                              Уходи медведь от нас:

                                              «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)

Дети произносят звук «ж-ж-ж». Игра повторяется 3-4 раза.  

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

    Релаксация «Сон на воздухе».    

 Логопед:    Весенний день. Прохлада.

                     Слышен комариный звон.

                     Малышам здесь будет в радость

                     Крепкий и здоровый сон.

Дети ложатся на спину, закрывают  глаза, расслабляются (под  звучание «Колыбельной»)  (слайд № 25 презентации).   

                     Хорошо нам отдыхать

                     Но уже пора вставать.

Итог. Оценка работы детей.

Логопед:    Вот  наша  прогулка  закончилась. Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? Что узнали? Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось? (дети  отвечают).   Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».

- Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, ловкими, старательными. Мы подружились  насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.

           На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.

            В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "На солнечной полянке"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла по лексической теме "Насекомые" в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"

Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А.          «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...

«Наблюдение за жуком» Цель: продолжать обогащать знания детей о насекомых, выделять их признаки, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида жука.

Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение ко всему живому....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского»....

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05 Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы. Итоговое мероприятие: Развле

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении...

Нод: ФЭМП Цель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного) Задачи: Образовательные :

Нод:  ФЭМПЦель: - Обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного)Задачи:Образовательные :Развивать умение различать и называть основные цвета: красный, синий.Разв...

НОД по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.

НОД по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весна пришла»Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Задачи:Образователь...