«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа)

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому мы стараемся найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

  • Использование мнемотаблиц заметнооблегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках,  его используют для запоминания и заучивания стихов,пословиц, поговорок, загадок, при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;

последовательности одевания и мытья рук, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности и т.д. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому мы стараемся найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

  • Использование мнемотаблиц заметнооблегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках,  его используют для запоминания и заучивания стихов,пословиц, поговорок, загадок, при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;

последовательности одевания и мытья рук, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности и т.д. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  •  Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.
  • Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
  •  Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.
  •  Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
  • Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.
  • Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
    После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.
  • Этапы работы по запоминанию стихотворений:
  • - Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).
  • - Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • - Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
  • - Разобрать непонятные слова и определения.
  • - Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
  • - Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • - Рассказать стихотворение.
  • Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.
  •  Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
  • Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.
  • Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
  • Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?
  • Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
  • - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • - словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
  • Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
  •  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...