Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) по теме

Носачева Ольга Михайловна

Развитие мелкой моторики у

 детей дошкольного возраста.

 

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» , это достаточно актуальные фразы в настоящее время, ведь немало важно развивать мелкую моторику рук, потому что в нашем мозге центры, которые отвечают за движения пальцев и речь расположены очень близко.

Речь это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи .К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении . На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметами.

Мелкую моторику рук развивают:

-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

-Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Все эти игры имеют очень большое значение для развития мелкой моторики, так же родители должны обращать внимание на то, как заинтересовать ребенка и помочь овладеть информацией, при помощи превращения обученья в игру

-Рисование карандашом (фломастером, кистью);

-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

-Одевание и раздевание игрушек.

-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивной скамье, по лестнице). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Родителям надо учесть, что развивать моторику можно не только в специально организованных условиях с развивающими предметами, но также и дома. Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно,  хотя бы по 3 – 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют повышению внимания и работоспособности детей. Дома можно использовать шнурки, нитки доя плетения косичек, счетные палочки или спички для выкладывания разных фигур на столе, вырезать из журналов разные иллюстрации,  так же можно собирать бусы из мелких и крупных бусин.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у ребенка две руки, поэтому надо постараться распределить равномерную нагрузку на обе руки. При работе  правой рукой,   развивается левое полушарие мозга. И наоборот, при работе левой рукой, развивается правое полушарие.

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает  воспроизведение и восприятие  ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.

Фомина Л.Ф., проводя опыты с многими детьми выявила такую закономерность:

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.»

Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Мозг содержит нервные клетки, которые растут, образуют системы, регулирующие и контролирующие различные функции, такие как слух, зрение, движение, речь.

 Е.Е. Ляксо отмечает: "Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, а это приведет к остановке развития ребенка"

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные,  если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у

 детей дошкольного возраста.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» , это достаточно актуальные фразы в настоящее время, ведь немало важно развивать мелкую моторику рук, потому что в нашем мозге центры, которые отвечают за движения пальцев и речь расположены очень близко.

Речь это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи .К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении . На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметами.

Мелкую моторику рук развивают:

-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

-Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Все эти игры имеют очень большое значение для развития мелкой моторики, так же родители должны обращать внимание на то, как заинтересовать ребенка и помочь овладеть информацией, при помощи превращения обученья в игру

-Рисование карандашом (фломастером, кистью);

-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

-Одевание и раздевание игрушек.

-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивной скамье, по лестнице). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Родителям надо учесть, что развивать моторику можно не только в специально организованных условиях с развивающими предметами, но также и дома. Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно,  хотя бы по 3 – 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют повышению внимания и работоспособности детей. Дома можно использовать шнурки, нитки доя плетения косичек, счетные палочки или спички для выкладывания разных фигур на столе, вырезать из журналов разные иллюстрации,  так же можно собирать бусы из мелких и крупных бусин.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у ребенка две руки, поэтому надо постараться распределить равномерную нагрузку на обе руки. При работе  правой рукой,   развивается левое полушарие мозга. И наоборот, при работе левой рукой, развивается правое полушарие.

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает  воспроизведение и восприятие  ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.

Фомина Л.Ф., проводя опыты с многими детьми выявила такую закономерность:

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.»

Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Мозг содержит нервные клетки, которые растут, образуют системы, регулирующие и контролирующие различные функции, такие как слух, зрение, движение, речь.

 Е.Е. Ляксо отмечает: "Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, а это приведет к остановке развития ребенка"

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные,  если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .

Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее  развивать  . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...