Материал для родителей :"Как играть с детьми в развивающие игры"(математика,логика)
статья (средняя группа) на тему

Бурлакова Елена Семеновна

Это материал для самостоятельной работы родителей с детьми   4х лет,которые переходят в среднюю группу В младшей группе эти дети занимались по программе "Развивающие игры с математическим содержанем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Очень жаль что в следующем году я уже не буду заниматься с вашими замечательными детьми  Как и обещала, хочу предложить вашему вниманию программу занятий для детей от 4 до 5лет,т.е для средней группы

Счетный материал - «Палочки Кюизенера»

  1. Палочки   Кюизенераhttp://www.rebenok.com/img/469_400_1.jpg

Это  набор  цветных палочек  сечением 1 см и длиной 1-10 см

Каждому размеру соответствует свой цвет

Белое семейство-1 ,желтое- 5 и  10, красное -2,4,6,8,10, синее семейство-3,6,9,черное-7

Палочки 6 и 10- фиолетового и  оранжевого цвета- они одновременно принадлежат сразу двум семействам(6-красному и синему, что дает фиолетовый цвет,а 10-красному и желтому, что дает оранжевый цвет)

1 Количественный счет до 10 –сосчитай белые палочки-единицы ,поставь их в ряд, подбери к ним подходящую цветную палочку и проверь свой ответ

Мы делали такие упражнения, но считали до 5

2 Состав числа до 5- нужно собрать одну цветную палочку из двух других  Мы тоже этим занимались, но дети к пяти годам усваивают, что ,например, число 4-это 2 и 2(две розовые палочки),или 1и 3(белая и синяя палочки)или 3 и 1(синяя и белая палочки) Если от числа 4 забрать розовую палочку2,то останется другая розовая 2 и так далее Знаки «+» и «-« и составление примеров уже в следующей возрастной группе

3 Составление узоров и закономерностей.

а) Бусы из двух палочек (1-2, 1-2, 1-2,….)

б) Бусы из трех палочек (1-2-3, 1-2-3, 1-2-3,….)

в) Продолжи ряд (1-2- 1- ?), (1-2-3-1-2-?)

2 Дроби

Эта игра представляет  собой набор кругов, разделенных  на  2,3,4….12 частей. http://puzzles.narod.ru/fractions.gif

Все круги разных цветов, круги укладываются в трафареты

Варианты игр

  1. Собираем  круги из частей по цвету
  2. Собираем круги из частей по количеству (Собери круг из 5 частей)
  3. Назови части этого круга(1/2,1/6 ..)
  4. Сравни части разных кругов(1/5 > 1/6)
  5. Замени несколько частей на одну(1/2=1/4+1/4)
  6. Разложи детали кругов по  убывающей, по возрастающей

Развитие логического мышления

  1. Блоки Дьенеша.

Это 48 логических блоков, различающихся по:http://ideadnya.ru/wp-content/uploads/2009/02/d0b1d0bbd0bed0bad0b8.jpg

  1. Форме (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
  2. Цвету (желтый, красный, синий)
  3. Размеру (большой, маленький)
  4. Толщине (толстый, тонкий)

Блоки позволяют научить решать логические задачи, познакомить с теорией множеств.

1 этап.(мы уже проходили в младшей группе)

  1. Найди такую же (по цвету, размеру, форме)
  2. Найди «подружек» (одного цвета, размера, формы)
  3. «Детский сад» (найди такую же, только маленькую/большую)
  4. «Соберем друзей» (найди такую же, но другого цвета)
  5. «Овощи в банке» (найди такую же, но другой толщины)
  6. Найди фигуру по двум признакам (маленький и толстый, большой и тонкий). Игра «Крупные звери».

Для детей средней группы

  1. Общее множество – «Звери поссорились».

Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Для них красные треугольники – общее множество. Звери поссорились, потому что каждый считал красные треугольники своими.

Для наглядности дети выкладывают фигуры в обручи. Место пересечения обручей – общие множества

2 этап.

Использование схем: форма, цвет, размер, толщина. Все игры и задания повторяются, но с использованием схем.http://www.rebenok.com/file/55893/tem.gif

Размер: не маленький, не большой, большой, маленький.

Толщина: не тонкая, не толстая, толстая, тонкая.

Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Форма: не круглая, не треугольная, не квадратная, … .

Цвет: синий, желтый, красный, не желтый,

не синий, не красный

Такие схемы мы уже использовали в младшей группе, теперь нужно, чтобы ребенок сам мог подобрать схемы к любой фигуре, в том числе и схемы с отрицанием

3 этап.

  1.  Меняем цвет, форму, опираясь на схемы.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/17(1).jpg
  2. Расскажи, как ты это сделал? Подберем схемы.

Например: из маленького тонкого красного треугольника получи большой толстый синий квадрат.

Решение: маленький тонкий красный треугольник > (размер) > большой тонкий красный треугольник >(цвет) > большой тонкий синий треугольник > (толщина) > большой толстый синий треугольник > (форма) > большой толстый синий квадрат

Придумай несколько способов трансформации.

3 Заполняем различные таблицы(смотри рисунок) Таких таблиц может быть очень много(различные закономерности),везде нужно поставить недостающие фигуры

  1. Игры-головоломки

  1. Сложи квадрат.

В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре .Для детей средней группы Третья – пять, шесть частей.

 http://ourkids.info/wp-content/sl_kv1.jpghttp://ourkids.info/wp-content/sl_kv2.jpg

Можно собирать квадрат двумя способами. Первый: вставляем детали квадрата в рамку. Второй, более сложный: собираем квадраты на плоскости  Не нужно предлагать ребенку детали разных квадратов одного цвета, такие задания даются уже в подготовительной группе

  1. Колумбово яйцо

Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.http://www.didaktika.com.ua/photo/photo626.jpg

Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много. Детям предлагается:

а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)http://www.oksva-tm.ru/catalog/images/glvk_yico_big.gif

Для детей средней группы

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самостоятельно подобрать детали)(делали уже в младшей группе)

  1. Головоломка Пифагора

http://www.pentabox.ru/newsite/images/rebus1.jpg

Это квадрат разделенный на семь частей: маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.

Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается: http://www.rustoys.ru/pics/pifa.gif

а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

Для детей средней группы

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)

в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)(уже делали в младшей группе)

Вот примерно такие игры и задания мне хотелось предложить вашему вниманию    Если есть желание, занимайтесь с детьми, со мной они занимались с удовольствием и мне это очень нравилось  Если возникнут вопросы-звоните-89633226832-,с уважением,

Елена Семеновна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Летние развивающие игры с детьми на свежем воздухе».

Летом все стараются больше времени проводить на свежем воздухе, наслаждаясь теплыми деньками. Игры, которыми можно разнообразить досуг, чтобы всем было интересно и весело....

Конспект итогового открытого занятия для родителей по кружковой работе «Развивающие игры» с использованием авторских игр в средней группе. Тема: « Путешествие в необычный городок»

Итоговое занятие по кружковой работе с использованием авторских игр: блоки Дьенеша, полочки Кьюизнера. Цель: показать родителям возможности предложенных игр, как сними играть, что можно развивать....

Материал для родителей «Дружба между детьми». Как научить ребенка дружить?

laquo;Дружба между детьми».Как научить ребенка дружить?Ребенок умеющий дружить, легко адаптируется в любом коллективе, бывает тогда признан окружающими в обществе, и комфортно себя чувствует ср...

Консультация для родителей «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Развивающие игры для детей 1-3 лет»

Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его – к маме, близким взрослым.Психологи сч...

Материал для родителей.Занимаемся с детьми. "Земля - наш общий дом"

Земля - наш общий дом! Очень важно сформировать у детей чувство бережного отношения к природе, любви к родной земле....