Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по её проведению.
консультация по теме

Гараган Наталья Владимировна

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл артикуляционная гимнастика28.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Артикуляционная   гимнастика.

Артикуляционная  гимнастика  является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения  как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

                 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

      Примеры  упражнений  артикуляторной  гимнастики.

 «Улыбка – трубочка»: попеременное чередование улыбки с оскалом и губ, вытянутых в форме трубочки. Серия движений 6 – 7 раз. Зубы сомкнуты.

«Корытце»: имитация утрированной артикуляции звука «ы». Удержать данное положение под счёт до 7.

«Шарик»: попеременное надувание левой и правой щёк. «Шарик» перемещается из одной щеки в другую.

«Иголка – Лопатка»: рот раскрыт в улыбке. На счёт раз – высунуть узкий язычок с острым кончиком, на счёт два – убрать язык, на счёт три – высунуть широкий распластанный язык, на счёт четыре – убрать. Серия движений – 5 – 6 раз.

«Чистим  зубки»  (или считаем зубки) : улыбнуться, открыть рот, кончиком  языка   почистить каждый  нижний зубик, затем  каждый  верхний. Сначала с внутренней стороны, затем с внешней  стороны.

«Орешки»: кончик языка упирается во внутреннюю поверхность щеки и медленно совершает круговые движения (перекатываем «орешки» из одной щеки в другую).

«Часики»: рот раскрыт в улыбке. Подбородок не подвижен. Кончик языка попеременно дотрагивается до правого и левого уголков рта (движения по типу маятника; серия – 6 – 7 раз).

«Качели»: рот раскрыт в улыбке. Подбородок  зафиксировать. Кончик языка поочерёдно дотрагивается до середины верхней и нижней губы  (2 – ой вариант: кончик языка поочерёдно «прячется» за верхние и нижние резцы). Серия состоит из 6 – 7 движений.

«Парус»: рот широко раскрыт. Кончик языка поднят и прижат за верхними резцами. Необходимо удержать заданное положение под счёт до 7.

«Вычистим мусор»: рот раскрыт в улыбке. Кончик языка прижимается к альвеолам (бугорки за верхними   резцами) и, надавливая на твёрдое небо, медленно продвигается к  верхним резцам.

«Горка»: рот раскрыт в улыбке. Кончик языка опущен и прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка подняты, задняя опущена. Данное положение языка необходимо удержать под счёт до 7 – 10. Язык остаётся неподвижен.

«Водолазы»: рот раскрыт в улыбке. Язык в форме горки. Кончик языка медленно передвигается по дну ротовой полости из стороны в сторону (ищем сокровища на дне).

«Свисток»: рот слегка приоткрыт. Кончик языка высунут на нижнюю губу, и дотрагивается до края колпачка (от ручки). Ребёнок дует в колпачок. Для того чтобы получился свистящий звук, необходимо выдыхать постепенно; по середине языка должен появиться желобок.

«Чашечка»: рот раскрыт в улыбке. Высунуть широкий язык и загнуть боковые края так, чтобы получилась «Чашечка». Язык в таком положении удерживается под счёт до 7.

«Маляр»:  рот раскрыт. Кончик  языка  - кисточка,  поднят  к альвеолам (бугорки за верхними   резцами) и, медленно продвигается к  горлышку и обратно.

«Пароход гудит»: губы в улыбке, кончик язычка  зажат между зубами. С напряжением произносим  долгое ы –ы-ы-ы-ы.

«Трубочка»: рот слегка приоткрыт. Язык в форме трубочки удерживается под счёт до 5 – 7.

«Лошадка»: имитация цоканья лошадки с широким раскрыванием рта. Важно следить за тем, что бы язык при выполнении упражнения двигался  в направлении от верхних резцов вглубь ротовой полости.

«Грибочек»: фиксированная первая фаза упражнения «лошадка». Ребёнка просят цокать все медленней и медленней, затем подтянуть язычок под нёбо (чтобы цокнуть) и оставить его там. Удержать язык в таком положении 5-7 секунд. Должна быть видна « ножка» грибочка.

«Барабанщик»: рот  раскрыт. Кончик языка поднимается вверх и, многократно ударяясь об верхние резцы, имитирует серию звуков «д – д – д» - барабанная дробь.

«Дуем на язычок»:  рот  открыт, широкий  язычок  поднят  за  верхние зубы. Дуть на широкий язык, не  опуская его  вниз. ( при правильном выполнении кончик язычка может вибрировать)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей : "ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДРУГИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ".

   Работа поразвитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями очень важна и сложна. Благодаря занятиям у детей отмечается улучшение двигательной активности, лучше развивае...

Рекомендации воспитателям по проведению утренней гимнастики

Рекомендации по проведению утренней гимнастики будет востребована воспитателями, инструкторами по физической культуре....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Значение артикуляционой гимнастики, рекомендации родителям по проведению гимнастики. Упражнения для язычка с картинками и стихами из книги Н.В. Нищевой "Веселая артикуляционная гимнастика"...

Рекомендации воспитателям по проведению логочаса

В рекомендациях  даются советы по организации и проведению НОД (логочаса) по заданию логопеда, предлагаются примерные конспекты НОД...

Рекомендации воспитателю по проведению артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий, направленных на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, продолжительность занятий 20 минут, проводятся 2 раза в неделю, состоят из трех частей. Количество детей – 10 человек. Дозировка упражнений зависит от возраст...