Рекомендации воспитателям по проведению логочаса
план-конспект урока по логопедии по теме

В рекомендациях  даются советы по организации и проведению НОД (логочаса) по заданию логопеда, предлагаются примерные конспекты НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_po_provedeniyu_individualno.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  по  проведению индивидуально- подгрупповой НОД

(непосредственно – образовательной деятельности)

«По заданию логопеда» (Логочаса)

Составила Маркина Т.С., учитель – логопед МАДОУ №14 г. Краснокаменск

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности зависит от слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей  и помощника воспитателя.  

1 Индивидуально – подгрупповая работа во II половину дня -  НОД (логочас) -  обязательна для проведения, время проведения указано в Режиме дня, в Расписании НОД -  15.25 – 16.00.

2 В сончас  воспитатель готовится к логочасу:

  1. Читает задания логопеда в тетради «Взаимосвязь логопеда с воспитателями», просматривает домашнюю тетрадь ребенка, составляет( корректирует) конспект НОД для каждой речевой подгруппы (на неделю)
  2. Уточняет, над каким звуком(звуками ) ведется работа у ребенка или у детей, входящих в ту или иную речевую подгруппу, на каком этапе она находится (подготовительный этап, автоматизации или дифференциации )
  3. Готовит наглядный материал для каждой речевой подгруппы :

-  подготовительный этап: игрушка для мотивации НОД, зеркала, пособия на дыхание; картинки для обыгрывания артикуляционных  упражнений, н-р : упр- е «»Лопаточка», «Блинчик», «Заборчик» - применяется соответствующая картинка.

-   этап автоматизации звука изолированного,  в слогах: игрушка для мотивации НОД, картинки – символы на тот или иной звук, пособия на автоматизацию в слогах – «Рельсы», Лабиринты и т.д. (См. Игры и упражнения для автоматизации звуков, составленные Маркиной Т.С и др. литературу)

- этап автоматизации звука в словах: то же, что для автоматизации в слогах + пособия для автоматизации в словах : домашняя тетрадь, если там наклеены предметы на автоматизируемый звук, картинки из Картотеки иллюстраций (См. игры, которые нужно проводить с этими картинками в Методическом паспорте «Использование иллюстративного материала», разработанного Маркиной Т.С.), сюжетная картина, на которой ребенок ищет предметы с автоматизируемым звуком, игрушки с автоматизируемым звуком и т.д.

- этап автоматизации в речи: в структуре НОД исключается работа над слогами, всего 1 задание на автоматизацию в словах; всё  остальное время – на автоматизацию в речи: проговаривание чистоговорок (см. Распечатки), стихов, пересказ рассказов, составление рассказа по картине (В группе создана Подборка сюжетных картин на автоматизацию и дифференциацию звуков),  составление рассказов по опорным  картинкам, и т.д.

- этап дифференциации звука проходит в той же последовательности, что и автоматизация. Примерные игры, упражнения  описаны там же, где и на автоматизацию.

  1. Продумывает использование предметно – развивающей среды (ищут предметы в группе, растения в уголке природы  с автоматизируемым звуком..., )
  2. Учитывать изучаемую  лексическую тему  !!!!!, н-р, «Дом. животные».

При автоматизации звука в словах -  находить животных на картинах, игрушки с автоматизируемым звуком  (звук «Ш» - кошка, , лошадь и т.п , видоизменять слова так, чтобы в названии появился автоматизируемый  звук: корова - коровушка, баран – барашек...)

При автоматизации в речи : Придумывать рассказы с найденными предметами(  кошка, лошадь, барашек, коровушка...);  при составлении описательных рассказов о животных следить, чтобы ребенок не пропускал автоматизируемый звук

3 Воспитатель должен успеть позаниматься не менее,  чем с  7 детьми

 Поощрять стремление и желание ребенка заниматься, произносить звук чисто, правильно ( Использовать Книгу логопедических рекордов, другие приемы)

5 Объяснять родителям, что  забирать детей с  Логочаса  нежелательно.  Если забрали по уважительной причине – отработать материал позднее. Если ребенка берут педагоги – специалисты на  индивидуальную  НОД  -  свой материал воспитатель отрабатывает на прогулке, до ужина, после ужина.   

6 Предварительная работа к  НОД по познавательному развитию, развитию речи, математике и т.п. проводится в вечерние, утренние, отрезки времени, на прогулке. Перед Логочасом удобно проводить короткую логопедическую пятиминутку, предложить всем детям 3-4 вопроса по изучаемой теме или поиграть в 1 – 2 короткие лексические игры. Не следует  превращать в занятие на лексическую тему.

Структура НОД по заданию логопеда

Логопедическая пятиминутка (со всеми детьми). Например, изучается тема «Одежда».

Вос-ль: Ребята, послушайте загадку: Пять мальчиков,        

пять чуланчиков.        Разбежались мальчики                в темные чуланчики.                 Каждый мальчик –        в свой чуланчик (перчатки)

Вопросы: Почему догадались, что это перчатки? Кого называют в загадке мальчиками? (пальчики), чуланчиками? (части перчатки для пальцев)

II  Распределение детей на игры: Сейчас со мной останутся  (называются дети)...  Остальным можно поиграть :

  1. Паша и Лера – будут обводить и заштриховывать одежду                                           ( Трафареты).  
  2. Маша и Лена -  в кукольном уголке с куклами.  Рассмотрите, что надето на наших куклах, потом расскажите...
  3. Егор, Стас – в настольные игры «...»
  4. Часть детей с помощником воспитателя  рассматривают картины на тему «Одежда», играют в словесные игры (см. Задания воспитателям по лексико – грамматике)
  5. Никита, чем хочешь заняться ты?
  6. Игры на ознакомление с буквами (с декабря), задания  по следам фронтальной  НОД по звукопроизношению  ...

III  Работа с речевой подгруппой по звукопроизношению

Звук «В» в словах

1 Мимика  В  гостях  Валюша ( кукла). Она  на  птичьем  дворе. Видит  сердитого  индюка,  испуганного  цыплёнка(  на  него  налетает  коршун),  отважную  курицу,  защищающую  цыплёнка.

          2 Артикуляционная гимнастика ( в живом темпе)

 2  Звук  «В»  изолированный.

Вопрос:  Как  дует  ветер?  (В- В…)  Обратить  на  артикуляцию -  верхние  зубы  касаются  нижней  губы.

          3  Фонематический  слух:  Хлопнуть в ладоши,  если  услышат  звук  «В»  среди  звуков, взрослый называет, утрируя звук «В»:  А, О, В, И, Д, В…

                         * В  слогах:                МА, ТО,  ВУ,  БЫ,  ВЭ….

                         *  В  словах:                Ваза,  водовоз,  луна,  рыба,  ров…

4 Звук  «В»  в  слогах

  1.  Игра  «Пианино»  Ребёнок  «играет»  на  игрушечном  пианино,  нажимает  на  клавиши,  одновременно  проговаривает  слоги:  ВА,  ВО,  ВУ,  ВЫ;   АВ,  ОВ,  УВ,  ЫВ;     ВМА,  ВМО,  ВМУ,  ВМЫ;   АВА,  ОВА,  УВА,  ЫВА;     ВКА,  ВКО,  ВКУ,  ВКЫ.
  1. Звук  «В»  в  словах ( на одной НОД провести 2 -3 из этих игр)
  1. Игра  «Повторить  слова  без  ошибки  за  куклой  Валей»                    

                   (Слова  со  стечением  согласных  звуков)  вкусно,  внук,  внучка,  плотва,  бритва, влага,  звучание,  звук,  листва,  всякий.

  1. Назови  ласково  

    Ваза -  вазочка                                 вагон -  вагончик                   

    Вода -  водичка                               ива -  ивушка

               Слива – сливка                               диван =  диванчик

               Голова  -головушка                        завод -  заводик

  1. Назвать части тела со звуком «В» : голова, волосы...
  2. Назвать предметы в группе:
  3. По памяти назвать картинки (из тетради, из картотеки)
  4. Разложи картинки на части: про которые можно сказать «ОН», «ОНА», «ОНО»;   Подари мальчику, солнышку, девочке..
  1. Итог Валюша(кукла) спрашивает, какая песенка часто встречалась в словах?

IV  Работа с речевой подгруппой по звукопроизношению

Звук «В» в речи

1 Мимика : У  Вани  был  щенок,  они  радовались   друг  другу,  щенок  погрыз  Ванины  тапочки,  Ваня  рассердился  на  него.  Щенок  смотрел  на  Ваню  виноватым   взглядом.  Ваня  простил  щенка.

        2 Звук  «В» изолированный

Показ  разных  картинок – символов.  Задание :  показать,  где  песенка  ветра.  Произнесение  звука  громко – тихо

        3 Звук  «В»  в  словах (проводится 1 игра)

  1. Поможем  Ивашке   изменить  слово. (на развитие фонем. слуха)  Вместо  1го  звука  нужно  поставить  звук  «В»,  назвать  получившееся  слово.

Газы -  вазы            полк -  волк             дата – вата

Грач -  врач            пышка – вышка      морс – ворс

Голос -  волос         корона – ворона      дождь -  вождь  

Брать – врать       мыть -  выть

  1. Игра  «Правильно  назвать  предмет»    Перед  ребёнком  иллюстрации   со  звуком  «В»  (Книга  «Логопедия.  550  игр» Лопухина  И. стр. 128)  :  Логопед  пропускает  звук  «В»  -  *олк,  *аза,  *оробей,  *олны,  *асилёк…
  2. Игра  «Вспомнить  и  назвать  слова  на  картинках  по  памяти»

4  Звук  «В»  в  речи                        (2-3 задания)

  1. Игра  «Чудесный  мешочек» (  варежка,  ваза,  сковорода,  корова,  ватка,  повар)     Ребёнок  достаёт  из  мешочка  игрушку,  называет  её.  Придумывает  с  этим  словом  предложение,  н - ер  :  Ваза    Валя  в  вазу  поставила  васильки

-  Варежка    Ваня  надел  новую  варежку

-  Сковорода    В  магазине  купили  новую  сковороду. 

  1. Заучивание  чистоговорки:  

Вот  Валюшка,  вот  варюшка;   вот  ворона,  вот  ватрушка.

Вот  вагончик,  вот  варенье,    вот  про  «В»  стихотворение.

*  Воробьи,  вороны,  совы,  волки,  львы,  волы,  коровы.

    Кто  сумеет  повторить?  Не  сумел -  тебе  водить!

  1. Заучивание  стихотворения  

Звук  В

Воробьишки -  воробьи,маленькие  пташки,

Надевайте  поскорей новые  рубашки.

В  гости  вас  ворона  ждёт,пироги  для  вас  печёт,

Поскорей, поскорей  в  гости  вы  летите  к  ней!

  1. Игра  «Научим  клоуна  Вову  правильно  употреблять  короткое  слово  -  В» Показ  схемы  предлога  «В». Назвать.   Клоун  Вова  не  умеет  употреблять  это  короткое  слово.  Давайте  его  научим. Дети   смотрят  на  картинки,  Повторяют предложения:

= Ворона  летит в небе.   Волк живет В логове. Цветы стоят В вазе. Вова идет В школу. Валя идет В магазин. Высокое дерево растет В лесу. В поле выехал комбайн. В огород за овощами вышла  Влада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Практический материал для проведения логочаса на тему "Живая, не живая природа"

Данный материал можно использовать   на логопедических часах,  во  время утренних логопедических разминках,в  индивидуальной  работе с детьми....

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...