Игры на развитие внимания
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

Садикова Елена Алексеевна

Уважаемые родители! Многие сетуют на то, что их ребенок излишне рассеян и его совершенно невозможно заставить заострить на чем-либо свое внимание больше, чем на пару минут. В таких случаях помочь могут легкие и непринужденные игры на развитие внимания. Они не только развлекут ребенка, но и научат  подмечать особенности окружающего мира. Ведь это ему очень пригодится в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_vnimanie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Корректор

Задачи: Развитие концентрации внимания, запоминания букв, цифр. Учить выполнять инструкцию

Материал: листы с крупным печатным текстом.

Ход игры: Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву( цифру). Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К.

Зеркало

Задачи: Развитие  внимания.

              Учить выполнять инструкцию

Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

Назови предметы

Задачи: Развитие внимания, находчивости. Обогащение активного словаря

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

Четыре стихии

Цель: Развитие концентрации внимания. Учить запоминать движения, действовать согласно инструкции

Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Ухо-нос

Цель: Развитие концентрации внимания. Учить действовать согласно инструкции

Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

Самый внимательный

Цель: Развитие слухового  внимания. Воспитывать внимание к слову. Закреплять и уточнять понятия

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

Что изменилось?

Цель: Развитие концентрации внимания, памяти.

Развитие пространственного восприятия.

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.

За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.

Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Найди отличия?

Цель: Развитие концентрации внимания, памяти

Вариант 1. Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.

После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (pacстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.).

Вариант 2. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями.

Пусть малыш постарается найти различия.

Цифровая таблица

Цель: Развитие концентрации внимания, памяти.

Развитие координации движений двух рук.

Материал: таблица с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 10 (20).

Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры.

Более сложный вариант - в таблицу вписать цифры от 1 до 10 (по 2 шт.). Ребенок должен показать все цифры по две одинаковых одновременно, назвать их При этом можно засечь время.

Внимательный радист

Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».

Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:

а) с наращиванием ряда: тук - хлоп; тук, тук - хлоп, хлоп; тук, тук, тук - хлоп, хлоп, хлоп и т.д.;

б) со сменой темпа (быстро - медленно);

в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

Будь внимателен!

Цель: Развитие концентрации внимания, памяти, учить подбирать определения, соответствующие предмету, явлению

Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен.

Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.

Запрещенное движение

Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).

Поиск

Цель: Развитие концентрации внимания, памяти, учить подбирать определения, соответствующие предмету, явлению

Материал: книжка с картинками 

При рассматривании книжки с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями

Топ-хлоп

Цель: Закрепление знаний об окружающем.

Развитие внимания, памяти, координации движений.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры:"Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Найди домик

Цель: Развитие пространственных представлений.

Развитие внимания и координации движений пальцев рук.

Материал: рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей и такого же количества домиков

Предложите детям рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.

Условное слово

Цель: Развитие концентрации внимания, умения действовать по инструкции.

Материал: стулья (в количестве на один меньше, чем игроков)

По кругу расставляются стулья. Игроки начинают ходить вокруг стульев. Стоять на месте запрещается.

Ведущий берет любой текс, отмечает в нем первое попавшееся слово и объявляет его игрокам. Это нужно сделать заранее.

Затем ведущий начинает монотонно читать выбранный текст с самого начала. Он не должен выделять интонацией никакие слова, тем более выбранное слово.

Услышав ключевое слово, игроки должны быстро занять стулья. Самый невнимательный участник, пропустивший слово и оставшийся без стула, выбывает из игры.

Важные мелочи

Цель: развитие внимания и памяти, упражнять в описании предмета.

Материал: любой предмет по теме.

На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет.

Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета.

Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.

И только зеленого цвета!

Цель: Развитие сенсорных и пространственных представлений, внимания и памяти.

Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.

Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать 10 предметов зеленого цвета.

Если игрок справляется с заданием, он получает 1 балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.

Повторяй наоборот

Цель: развитие зрительного внимания, двигательной памяти, анализа и синтеза, координации движения.

Ведущий выполняет различные движения: поднимает руку, берет ручку, встает со стула и т.д. Игроки должны в точности повторить его движения, но наоборот. Ведущий опускает руку – игроки поднимают, ведущий садится – игроки встают. Игрок, который сделал ошибку, выходит из игры.

Назови число

Цель: Закрепление знаний детей о числовом ряде. Развитие внимания, мыслительных операций, координации движений, быстроты реакций.

Материал: мяч

Игроки становятся в круг. Первый кидает мяч и одновременно называет любое число от 1 до 10. Число надо говорить в момент броска. Игрок, которому первый участник кинул мяч, должен назвать число на единицу большее, пока мяч находится в воздухе.

Поймав мяч, он бросает его следующему игроку и одновременно называет любое другое число, но не то, которое по порядку за первым или вторым из уже названных.

Земля или воздух

Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.

Развитие распределения внимания, памяти, координации движений.

Материал: два мяча – красный и белый

Красный мяч означает землю. Тот, кто ловит его, должен быстро назвать какое-нибудь животное.

Белый мяч означает воздух. Тот, кто его поймает, должен назвать птицу, насекомое, которое умеет летать.

Не зевай!

Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.

Развитие распределения внимания, памяти, координации движений.

Выбирается ведущий. Он садится перед игроками. Ведущий быстро называет по очереди какую-нибудь часть лица и прикасается к ней рукой. Но иногда часть лица он называет одну, а рукой дотрагивается совсем до другой.

Игроки должны делать все так, как они видят и не обращать внимание на слова ведущего. Если игрок делает ошибку, он выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный.

Отвечай

Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.

Развитие распределения внимания, памяти, координации движений.

Все играющие встают по кругу, вытянув руки вперед. Ведущий – в середине. Он старается хлопнуть кого-нибудь по руке, но это не так просто сделать, так как каждый играющий имеет право убрать руку. Хлопнув кого-нибудь по руке, водящий называет одно из слов: «зверь», «рыба», «птица» и считает до трех. Раньше чем закончить счет, играющий должен назвать зверя, рыбу или птицу. Нельзя повторять слова, названные раньше. Если не ответит, то занимает место водящего.

Веселый счет

Цель: Закрепление знаний детей о числовом ряде. Развитие внимания, мыслительных операций, координации движений, быстроты реакций.

Количество игроков: двое

Дополнительно: два одинаковых щитка, разграфленных на клетки, на которых написаны вразброд различными цветами цифры от 1 до 10 (20)

По сигналу ведущего двое соревнующихся начинают считать, указывая на цифры указкой, по порядку номеров. Выигрывает первый просчитавший до 10-ти (20-ти).

Магазин

Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.

Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции.

Материал: картинки с продуктами

Отправьте ребенка в «магазин». Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5.

В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.

Съедобное - несъедобное

Цель: развитие произвольного внимания, координации движений.

Материал: мяч

Водящий бросает мяч любому игроку, одновременно произнося любое слово (конфета, коробка, шкаф...). Игрок должен поймать мяч, если водящий произнес "съедобное" слово, и отбросить мяч, если водящий произнес "несъедобное" слово.

Зеленый, красный, желтый

Цель: развитие произвольного внимания, координации движений,

закрепление сенсорных эталонов.

Материал: красный, зеленый и желтый кружочки из цветной бумаги или картона

Дети становятся в круг, ведущий с тремя кружочками - посредине. Ведущий дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок.

Тот, кто ошибся, выходит из игры

Угадай, чей голосок

Цель: Игра на развитие слухового внимания

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Раз – коленка, два - коленка

Цель: развитие внимания, координации движений.

Дети садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с ведущего, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала - правая рука ведущего, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука ведущего и т.д.

Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи ведущий всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.

Вода и суша

Цель: Закрепление знаний об окружающем мире.

Развитие внимания, памяти, умения действовать по инструкции.

Участники становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад.

Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный

Не зевай!

Цель: развитие внимания, координации движений, быстроты реакции.

Материал: мяч

Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчёт от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чьё имя назвали быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю.

Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание. Игры на развитие внимания.

Что такое внимание, его виды, а, главное, как  и какими играми его можно развить описано в статье....

Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объек...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....