Консультация для родителей Тема: «Ознакомление родителей с приемами и методами руководства детской игрой».
консультация по теме

Невозможно представить себе детство без игр.

Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marina_4.doc166.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Ознакомление родителей с приемами и методами

руководства детской игрой»

Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к  яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесенную к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берет в рот, размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает на пол. Сколько удовольствия на его лице! Взрослый уже устал, поднимая

(в который раз!) погремушку, а малыш все бросает и бросает ее, требуя немедленного возвращения облюбованной игрушки. Попробуйте дать малышу резиновую пищалку, и он, дотронувшись до нее, неожиданно для себя извлечет звук. Испугается или удивится, а затем повторит свой «эксперимент». По мере действия различными предметами он делает бесконечные открытия: мяч прыгает, катается; погремушка издает звук; бумага рвется, мнется, шелестит... Игры самых маленьких пока что заключаются в манипулировании с предметами, в результате чего ребенок знакомится с их свойствами и назначением, машины, гудок паровоза и т. п. Вместе с ростом ребенка, накапливанием жизненного опыта, развитием наблюдательности, мыслительных способностей меняется и характер детских игр. Начиная с 3 лет у детей, появляются игры с замыслом. Правда, замысел еще довольно примитивен, не устойчив и легко меняется по содержанию в процессе игры, однако требует от играющего активности мысли, воображения и достаточного запаса впечатлений. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет.

Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его (хотя бы понарошку!) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность.

Мир игр — мир ребенка, близкий и доступный ему, где любой замысел можно привести в исполнение. В игре он может стать учителем и врачом, шофером и летчиком, мамой и строителем. В игре он чувствует себя большим и умным,  сильным и умелым.  Он все может

— и переплыть океан, и полететь на Луну. Ребенок вносит в нее все самое для него интересное, в ней он как бы моделирует мир отношений взрослых. Игра — своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает его, воздействует на детские чувства: доктор — внимателен и чуток; мама — добрая и заботливая;  командир

— справедливый и строгий; учительница — умная и требовательная. И если ребенок берет на себя одну из этих ролей, то, вживаясь в образ, он искренне переживает. Именно поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли:  игра должна будить  в нем добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние. «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п. Часто взрослые не придают значения тому, какую роль в игре с детьми берет на себя ребенок, не подозревают, как это отражается на формировании его нравственного облика....Мальчик, впервые попавший в детский сад, с любопытством смотрит на играющую детвору. Новичок пока еще возле мамы, он всматривается в своих будущих товарищей. Вот группа играющих. Здесь игра протекает при полном согласии и договоренности: одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город. Глаза новичка все время устремлены в сторону играющих.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? — обращается к нему воспитательница. Тот удивленно смотрит на нее и равнодушно отвечает:

- Не-е-ет... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает автомат, принесенный из дома и целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять?

 — А так, ни за что... Я разбойник!

 В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у ребенка? А мать сказала, обращаясь к воспитателю:

- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, — замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

— Да, конечно, — соглашается мать, — он требует, приходится покупать. Бедовый растет, уж слишком даже.

— А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагали к спокойным играм.

— А зачем? — недоумевает женщина, — пусть играет, во что хочет. Какое это имеет значение!

 — Совсем небезразлично, во что и как играет ребенок, — объясняет воспитатель. — Ведь роль, которую он берет на себя в игре, не может не влиять на его сознание и чувства и потому непременно накладывает отпечаток на его нравственное развитие.

Есть игры, которые вызывают у детей добрые чувства, а есть такие, которые пробуждают отрицательные

качества: жадность, эгоизм, жестокость.

Давайте понаблюдаем, как играют дети.

Игра требует довольно высокой самоорганизации, умения сочетать свой замысел с общим замыслом игры. Действительно, если присмотреться повнимательней, то не трудно заметить, что действия одного ребенка зависят от действия другого играющего. Мирный говор сопутствует дружной игре: они советуются, размышляют, планируют: что и как делать дальше, как лучше и быстрее, кому где стоять на вахте... Само содержание игры, отражающее созидательный труд, учит их доброму, полезному. Для ребенка все, что происходит в игре, не менее реально, чем в жизни. И хотя в игре происходит все не так, как в жизни, он переживает игровые ситуации глубоко и серьезно. В игре ребенок действует «по правде» и «понарошку» одновременно. Сложив в таз вещи, малышка с серьезным видом говорит: «Я буду стирать».

В игре преломляется своеобразное восприятие окружающего. Вот «кучер» распрягает «лошадь» (товарища по игре), моет ее старательно пучком травы и говорит: «Отряхивайся и иди становись в лошадиный гараж». От умения согласовывать свои действия, подчиняться или уступать друг другу зависит ход игры. Игры, в которых объединяются коллективы детей, содействуют формированию общественных навыков. Объединенные игровым замыслом, малыши поставлены перед необходимостью действовать дружно, сообща, уметь договариваться, уступать друг другу, проявлять взаимопомощь, дружелюбие, внимание. Вместе с ростом и развитием в игровых замыслах ребенка все более отражаются общественные явления. И это закономерно, ведь дети не живут изолированно от жизни взрослых, они воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Героика будней, трудовых подвигов пробуждает у них стремление отражать в действии то, что захватило их ум и воображение: мужество, смелость, отвагу. Играющие тушат лесные пожары, спасают тонущие корабли, заблудившиеся рыболовецкие суда, собирают урожаи. Игра — своеобразная социальная практика ребенка. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, различны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Игры детей отражают эпоху. Вспомним содержание игры дошкольников три десятилетия назад: война, героическая победа нашего народа: дети строили танки, пулеметы, заградительные укрепления, отправлялись в разведку, лечили раненых. Теперь игры наших маленьких современников отражают выборы президента, строительство высотных домов, машинисты скоростных поездов. И еще одна примета времени: в играх современных детей ярко отражаются оптимизм, радость жизни. Печальные события, как правило, имеют благополучный исход: потерпевшего крушение — спасают, заблудившегося в дороге — находят, больного вылечивают. Таким образом игры, отражающие современную действительность, являются одним из средств нравственного воспитания.

Дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается речь, воображение. В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как надо родителям готовить ребёнка к поступлению в детский сад"

Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка....

Консультация для родителей. Тема: «Советы родителям по организации развивающей среды дома».

Консультация для родителей. Тема: «Советы родителям по организации развивающей среды дома»....

Консультация для родителей Тема: «Советы родителям по обучению детей грамоте».

Консультация для родителейТема: «Советы родителям по обучению детей грамоте». Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и пис...

Консультация для родителей Тема: «Роль родителей в развитии ребенка».

В консультации для родителей на тему: «Роль родителей в развитии ребенка» раскрывается то, что семья играет важную роль в развитии и воспитании ребенка....

Консультация для родителей.Тема "Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка"

Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка     У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение,  часто затрудняемся объяснить, что же это такое ...

Консультация для родителей Тема: «Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Тема: «Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошко...